Французская газета “Le Figaro” выступила в защиту организаторов выставки “Запретное искусство” и обвинила их противников в “беззастенчивом антисемитизме” и “почитании Гитлера”
Статья под названием “Искусство и цензура в центре судебного процесса в Москве” вышла в ведущей французской газете “Le Figaro” от 12 мая 2009 года. Ее автор, Фабрис Ноде-Ланглуа, отнесся с явным сочувствием к организаторам выставки “Запретное искусство-2006” и обвинил их противников в “беззастенчивом антисемитизме” и даже “почитании Гитлера”. Ниже полностью приводится текст статьи (перевод опубликован на сайте ИноСМИ.Ru ).
“Можно ли в России безнаказанно выставить в качестве экспоната икону, вымазанную икрой или изображение Христа с головой Микки Мауса, или картину, на которой офицер совокупляется с молодым солдатом? Ответ на этот вопрос даст открывшийся сегодня в Москве судебный процесс, на котором рассматривается эта щекотливая проблема.
Юрий Самодуров, директор музея им. Сахарова, может попасть за решетку на пятилетний срок за организацию в 2007 году выставки современного искусства. Куратору выставки Андрею Ерофееву грозит пять лет лишения свободы условно. Их обоих обвиняют в “возбуждении ненависти” и унижении достоинства граждан по признаку их отношения к религии.
Эта история получила широкую огласку в прессе. Назначенный в 2002 году заведующим отделом новейших течений престижной Третьяковской галереи коллекционер и кавалер французского Ордена литературы и искусства, хорошо владеющий французским языком, Андрей Ерофеев, столкнулся с усиливающейся “самоцензурой”.
В 2007 году Ерофеев выставил в Центре Сахарова около двадцати произведений искусства, которые не принимала ни одна галерея. Например, картину “‘Пошел на”, принадлежащую кисти Ильи Кабакова – художника, уехавшего из России, чьи произведения, тем не менее, стали экспонатами большой ретроспективной выставки в прошлом году. Выставка “Запретное искусство-2006” ставила целью вызвать обсуждение вопроса о цензуре, а вызвала шквал негодования со стороны националистов и православных, которых шокировали “кощунственные” и “порнографические” произведения. Протоиерей Всеволод Чаплин, в то время бывший заместителем председателя ОВЦС Московской Патриархии – будущего Патриарха Кирилла – призвал верующих писать жалобы в прокуратуру. Многие политические деятели заявили о необходимости закрыть Центр Сахарова, чей небольшой музей рассказывает о борьбе советских диссидентов. Прокуратура получила сотни писем от “рядовых граждан”.
В октябре 2007 года министр культуры пытался помешать выезду в Париж ряду произведений, которые должны были выставляться на экспозиции в “Мэзон руж”. Зачинщиками жалоб были два представителя крайне правых сил, пользующихся, судя по всему, влиятельной поддержкой. Один из них, Леонид Симонович-Никшич, 65-летний глава Союза православных братств, беззастенчивый антисемит и почитатель Гитлера [даже так! – прим.СПХ], награжденный ныне покойным Патриархом Алексием орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского третьей степени, прославился организацией сожжений “еретических” литературных произведений, например, книг про Гарри Поттера. Второй, Олег Красин [так в тексте, имеется ввиду Олег Кассин – прим. СПХ], в прошлом член запрещенной при Путине неофашистской партии, не перестает строчить жалобы на писателей и художников.
8 июля 2008 года против Самодурова и Ерофеева было возбуждено уголовное дело. Незадолго до этого Ерофеев был уволен из Третьяковской галереи, являющейся государственным музеем. “‘В демократическом государстве XXI века, – с возмущением говорит адвокат Юрия Самодурова Анна Ставицкая, – подобное обвинение не имеет права на существование, поскольку невозможно наказывать людей за искусство”‘. По причине отсутствия одного из адвокатов сегодняшнее заседание суда будет формальным. Дело будет рассматриваться с 22 мая. Сторона обвинения собирается привлечь к судебному процессу 162 свидетеля”.
Как говорится, без комментариев. Издаваемая с 1826-го года французская газета присоединилась к всеобщему гвалту отечественных и мировых средств массовой информации в поддержку доморощенных кощунников и хулителей Христа и Его Церкви. При этом в ход идут излюбленные приемы и штампы либеральной прессы, которая за неимением существенных доводов в защиту очевидной мерзости начинает наклеивать ярлыки на тех, кто ей противостоит.