Сохранится ли Чешская и Словацкая православная церковь или превратится в сборище мошенников и проходимцев?
Для Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии наступает весьма ответственный момент. Ему предстоит сдать экзамен на благочестие и приверженность идеалам православия.
Да-да! Именно о проверке высокочтимых архиепископов и епископов сегодня идет речь! Потому что однажды они уже показали свою полную несостоятельность принимать адекватные решения.
В апреле 2013 года их обвели вокруг пальца. Группа мошенников, сфальсифицировав обвинения против блаженнейшего митрополита Христофора, начала активную работу по захвату власти в Чешской и Словацкой православной церкви. И уважаемые члены Синода восприняли это как должное.
В связи с этим возникают две версии: либо они вообще потеряли чувство реальности и были не в состоянии оценить масштаб свалившегося на церковь бедствия, либо они (во всяком случае, хотя бы часть из них) выступали заодно с заговорщиками. Делая при этом благостные лица и рассуждая о целостности и мире в церкви.
Расчет заговорщиками тогда был сделан совершенно верно. Они доподлинно знали, что владыка Христофор не будет участвовать в грязных разборках и втягивать в них других иерархов, а предпочтет удалиться со всех своих постов. Предоставив членам Священного Синода самостоятельно разобраться во всем произошедшем и установить истину. И расчет этот полностью оправдался. Владыка удалился в Тешовский монастырь. А члены Синода должны были заняться установлением Истины.
Но, не тут-то было! Даже после того, как оклеветавшая владыку Христофора бывшая «матушка» Ксения Раптсунова покаялась в своем клеветническом грехе, члены Синода упорно продолжали считать, что митрополит Христофор должен пройти процедуру какого-то «очищения».
К этой мысли их достаточно нахально и жестко подталкивал новоявленный чешский Иуда, прошедший стажировки в протестантских и католических школах. Где, по всей вероятности, обучался приемам и методам разрушения православной церкви. Этот Иуда по имени Марк Крупица, имеющий по какому-то недоразумению сан архимандрита фактически стал негласным руководителем Священного Синода. Он присутствовал на заседаниях и настойчиво требовал кардинальных изменений в руководстве Чешской и Словацкой православной церкви.
В экстренном порядке уже в мае месяце были состряпаны выборы нового Пражского архиепископа. А Священный Синод вместо того, чтобы действительно установить церковный мир и просить владыку Христофора вернуться на свое место, пошел на поводу у явного проходимца и согласился с проведением этих выборов.
Причем на место архиепископа претендовал сам новоявленный Иуда. Но Господь отвел эту беду, и выборы с треском провалились.
Вот тут-то членам Священного Синода и надо было проявить всю свою мудрость и благочестие. Понимая, что дальнейшее обострение ситуации может привести к необратимым последствиям, они должны были решительно прекратить всяческие обвинения в адрес оклеветанного владыки Христофора и призвать его вновь к служению в качестве архиепископа Пражского и митрополита чешского и словацкого.
Но кое-кому из членов Синода уже засветили свои собственные перспективы. И возникли грешные мысли об использовании подходящего момента для собственного возвышения.
Это в первую очередь относится к эпископу Георгию Странскому. Молодой и амбициозный, ставший епископом при активной поддержке владыки Христофора в свои неполные 32 года, этот человек возомнил, что вполне уже пригоден для роли предстоятеля всей Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Кроме того, поговаривают, что на ночве своих нетрадиционных сексуальных способностей ему удалось заручиться поддержкой одного из таких же клириков при Вселенском патриархе Варфоломее. Поэтому совершенно естественно, что каждый раз при голосовании за возврат на митрополичий престол владыки Христофора наш молодой епископ голосовал против.
К тому же, душу ему грела позиция главного разрушителя – Марка Крупицы, который продолжал переть, как танк. Не считаясь ни с чем и ни с кем. Видимо, епископ Георгий рассчитывал, что новоявленный Иуда, сделав свое дело по устранению владыки Христофора, станет его личным преданным слугой.
Бедняга! Он не понимал, что в расчеты Марка Крупицы не входило кому бы то ни было прислуживать. Он хотел сам стать полноправным хозяином. А всех остальных использовал лишь до поры до времени.
Ну а что же владыка Симеон? Ведь, именно он стал временным местоблюстителем митрополичьего престола после ухода митрополита Христофора.
Роль архиепископа Оломоуцкого и БрненскогоСимеона во всей этой довольно грязной истории, видимо, еще подлежит серьезному изучению. Но, по сравнению с Марком Крупицей и Георгием Странским, безусловно, владыкой Симеоном всегда двигали совершенно другие чувства и другие мотивы. Человек умудренный и искушенный во всех церковных делах, он изначально занимал довольно осторожную позицию. Но на определенном этапе понял, что рано или поздно эти недостойные игры криминального «архимандрита» и его пособников в Пражском Епархиальном Совете кончатся для церкви трагически. Поэтому уже летом владыка Симеон начал склоняться к возврату блаженнейшего Христофора на митрополичий престол. Но двух его голосов (как архиепископа Оломоуцкого и Брненского и как предстоятеля) против трех голосов других членов Синода явно не хватало.
То, что архиепископ Георгий всегда и при любых обстоятельствах будет голосовать против, совершенно очевидно. Ему самому очень не терпится одеть на себя митрополичью шапку. Вполне понятна и позиция архиепископа Прешовского Растислава. Потому что это тоже весьма молодой и жаждущий церковной власти архиерей. Он издалека поглядывал на все происходящее в Пражской епархии и надеялся, что кризис там в конечном итоге приведет к тому, что митрополичий престол достанется именно ему. Ибо, так установлено, что митрополитом может стать либо архиепископ Пражский, либо архиепископ Прешовский. Но он тоже, видимо, до сих пор не понимает, что в планах заговорщиков подобный сценарий не значился.
Заговорщики вели двойную грязную игру. За спинами членов Священного Синода уже вовсю шли переговоры с двумя ветвями православной церкви: Москвой и Фанаром. И огромную роль в этом сыграл официальный представитель Московской патриархии в Карловых Варах – протоиерей Николай Лищенюк. Но о нем будет потом особый разговор. Потому что он нарушил важнейший принцип межцерковных отношений – принцип невмешательства во внутренние дела друг друга.
Таким образом, просматриваются нити, по которым осуществлялись контакты заговорщиков с Москвой и Фанаром. С Москвой – через протоиерея Эрнеста Раптсуна (ныне ново постриженный монах Дорофей), который напрямую постоянно общался с Николаем Лищенюком. А с Фанаром – через епископа Георгия Странского, у которого там была своя «симпатия».
Ну и, естественно, над всем этим возвышалась демоническая фигура «архимандрита» Марка Крупицы. Возомнившего себя уже в роли Мефистофеля и решившего, что именно он теперь будет всех карать и жаловать.
Но тут произошел конфуз. Зарвавшись окончательно, наш «Мефистофель» пошел на неслыханную дерзость – на оскорбление местоблюстителя митрополичьего престола. Причем сделано это было в унизительной форме. В своем письме к владыке Симеону он напрямую говорит примерно следующее: «Ну что ты, выживший из ума, больной, слепой и старый лезешь не в свои дела!» а в конце еще нахально приписал «Уже не уважающий тебя».
Произойди подобное в Московской патриархии, допустивший такую вольность клирик немедленно лишился бы сана и был изгнан с позором из лона церкви. А владыка Симеон проявил гуманность – он всего лишь наложил на Марка Крупицу запрет в служении. Дабы он мог обдумать содеянное, помолиться и покаяться перед оскорбленным архиереем.
Но Крупица, поддержанный своим другом и единомышленником архиепископом Георгием, а также рядом членов Епархиального Совета, как говорится, закусил удила и ринулся напролом. Заявил, что никакие запреты ему нипочем. И продолжил «служение». Только служил он, скорее всего, не Богу, а Дьяволу. Потому что подобное поведение не просто порочно. Оно – преступно!
Мы совсем забыли сказать еще про одного члена Священного Синода – архиепископа Иоакима. Как же он повел себя во всей этой весьма непростой ситуации?
Архиепископ Иоаким долгое время занимал выжидательную позицию. И постоянно повторял, что он за церковный мир и согласие. И даже сейчас, когда стало совершенно очевидно, что заговор провалился и надо, наконец-то, прибиваться к какому-то берегу, он продолжает твердить о церковном мире и согласии. Складывается впечатление, что сей высокопреосвященный муж давно живет с зашоренными глазами. О каком мире и согласии можно вести речь, когда у тебя под ногами горит земля? И когда решается судьба твоей родной православной церкви?
Господь нас учил был милостивыми, но непримиримыми к вероотступникам, посягнувшим на святую матерь-церковь. А мы сегодня имеем на примере ситуации в Чешской и Словацкой православной церкви яркий пример попытки уничтожения самих основ православия, попытки подчинения интересов церкви группе корыстных мошенников и проходимцев.
В связи с этим так и хочется сказать: «Владыка Иоаким! Откройте, наконец, глаза и взгляните на мир ясным взором! Не может быть блага у церкви, если подлые люди клевещут на ее иерархов и пытаются захватить в ней власть!»
Сегодня, в связи с решением владыки Симеона окончательно наложить запрет на служение Марку Крупице и лишить его всех постов в церкви, архиепископ Иоаким вновь призвал всех к спокойствию, заявив, что Священный Синод во всем разберется.
Но у нас в этом есть большое сомнение. Кто разбираться-то будет? Если Священный Синод в течение полугода так и не смог принять решение, единственно способное вернуть мир в лоно церкви – вернуть на свой пост митрополита Христофора и изгнать заговорщиков. И произошло это, потому что из четырех членов Синода два имеют свои тайные замыслы, а один до сих пор мучается в сомнениях, мечтая о каком-то призрачном мире и спокойствии.
Такая власть не способна ни на что!
В ближайшее время наступит час «Х» и для главного руководящего органа Православной Церкви Чешских земель и Словакии – Священного Синода. Ему предстоит сдать очень нелегкий экзамен на благочестие и приверженность к идеалам православия.
Выдержать ли наши уважаемые владыки этот непростой экзамен?
Тогда можно будет сделать окончательный вывод о том, сохранится ли Чешская и Словацкая православная церковь или превратится в сборище мошенников и проходимцев.
Но я почему-то уверен, что Господь второго сценария не допустит!
Сергей КОМКОВ – вице-президент Международной Академии духовного единства и сотрудничества народов мира, доктор философских наук GrPhD, доктор права JuDr, профессор, писатель