ЭДУАРД АНИЩЕНКОВ – ВЫСТАВКА «КОНТРАПУНКТ»
Свидетелями открытия очередной персональной выставки Эдуарда АНИЩЕКОВА в вильнюсском Русском культурном центре мы стали 26 апреля т.г. Как сказал присутствовавшим друзьям и гостям сам художник: «После 20-и лет отсутствия в этом камерном уютном помещении, в центре старой Вильны, я снова вернулся сюда, чтобы показать часть своих картин, исполненных за минувшие годы». Всего на выставке представлено около 30 картин. Преобладают картины на библейскую тематику, среди которых тема Святого семейства является главной. Как пояснил Эдуард – это не случайно, через неделю православная Пасха…
Первую картину маслом Эдуард Анищенков сделал лет в пятнадцать. После окончания школы в 1978 году пытался поступить в Вильнюсский инженерно-строительный институт на факультет архитектуры, но из-за плохого знания литовского языка (архитектура была только на литовском) поступил на факультет промышленного и гражданского строительства. В 1986 году, понял, что «от себя не убежишь», собирался поступить в Вильнюсскую художественную академию, но окончившие её знакомые художники Армонас Сваюнас и Витаутас Шальтянис отговорили от этого шага. С 90-х годов живопись для Эдуарда – основное занятие, остальное – второстепенное.
В мастерской у А.Сваюнаса в руки Э.Анищенкова попался мастихин**, ставший вначале вторым инструментом, а затем – основным. Кисть сейчас служит для правки и доводки. Уникальность техники состоит в том, что цвета практически не смешиваются на палитре – палитрой служит холст. Краска не намазывается на поверхность кистью, но буквально накладывается мастихином. Затем цвета перемешиваются, растаскиваются, размазываются, формуются на холсте в соответствии с эскизом. Хаос – энтропии отдельных цветов упорядочивается в гармонию визуального образа, разумеется, согласно пониманию и канонам самого художника. Полученный в результате красочный слой картины уникален, ибо состоит из случайно-неповторимых пигментных сочетаний. Попытки повторения бесполезны, хотя возможны «вариации на тему». При работе мастихином создаётся фактурный слой, толщиной до 5 мм. При разных углах падения света картина выглядит иначе. Удары-проходы мастихином создают иллюзию фрагментарности поверхности изображения. Художники-пуантилисты пытались строить изображение из крохотных мазков «чистого» спектрального цвета, здесь же изображение построено из фрагментов полусмешанных цветов. Получается нечто переходное между живописью, мозаикой и, отчасти, витражом: витраж предполагает эффект просвечивания нескольких цветов, при работе мастихином нижние слои где полностью, а где частично перекрываются верхним слоем, присутствует эффект лессировки – нижние слои просвечиваются сквозь верхние.
Бесспорно, эта техника живописи позволяет Эдуарду создавать полотна полные какой-то внутренней таинственности, недосказанности, многозначности… Сам художник признаётся, что верит в судьбу, от которой «никуда не уйдёшь». Поэтому, наверное, среди его картин, представленных на выставке, преобладают именно сюжетные, где образ и известную трагическую судьбу главного действующего лица, предопределяют другие известные действующие лица.
Но библейские мотивы в творчестве Эдуарда отнюдь не единственные. Тема человека в природе: в лесу или в воде – также представлена на выставке несколькими картинами. Правда, все картины на эту тематику уже экспонировались на других выставках. Обобщает всё творчество художника его поиск философского осмысления бытия человека в природе, но, прежде всего, – среди других людей. Глубоко осмысленный Эдуардом, этот смыл бытия, во многом трагичного и безусловного, по мнению художника, в окружающем его мире, преподносится нам на холсте картины в незабываемых образах конкретных людей написанных рукой великолепного мастера экспонирования всей экспрессии внутреннего духовного мира человека. А это большое искусство! Именно оно не оставляет равнодушным никого из посетителей выставки картин художника Эдуарда Анищенкова.
……………………………………………………………………..
*Контрапункт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum – нота против ноты, буквально – точка против точки): 1) искусство сочетать самостоятельные, но одновременно звучащие мелодии в одно целое. (Словарь Д.И.Ушакова); в музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие) (Словарь С.И.Ожегова); 3) одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Терминов «контрапункт» ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты. В кино, телевидении – осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения (wiki).
**Мастихин специальный нож или мастерок, использующийся в масляной живописи для смешивания красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения красок ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как правило, изготовляются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер.
……………………………………………………………………..
Выставка открыта с 26 апреля по17 мая 2013 года в Русском культурном центре,
города Вильнюса, по ул. Ишганитойо 2/4
(Это за Пятницкой церковью в Старом городе Вильнюса на ул. Диджёи.
Телефон для информации: 8(5) 2123236, э/а: info@rkc.lt)
………………………………………………..
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАКИ – ЛЮДИ И КАРТИНЫ
(на переднем плане скульптор-пластик Тамара Янова)