Дивный новый мир. Футурополисы

Дивный новый мир. Футурополисы


Недавно лидер движения «Россия 2045» Дмитрий Ицков заговорил о строительстве городов будущего — футурополисов. «ВКурсе» связался с автором идеи блогером Максимом Калашниковым, чтобы узнать, зачем это нужно


 Что такое футурополисы?


Во-первых, это не здания, похожие на кубик, воткнутый в землю. Это не стеклянные купола. Это, прежде всего, усадебный город с самоуправлением, где есть различные инновации. Во-первых, это самоуправление — как земская или советская власть. Во-вторых, это максимальное использование прорывных технологий в домостроении, в жизнеобеспечении, в медицине и т. д. Это муниципия — а не кибуц, не коммуна Этьена Кабе или Сен-Симона— а именно самоуправляемый город.


С вашей точки зрения, в будущем будет возможна только одна форма сосуществования людей — в футурополисах?


Одной формы сосуществования людей не будет. Я считаю, что, как правило, новые города будут такими футурополисами. Старая модель жизни в панельных клетушках, где люди живут в разделенных квартирах, а не в своих домах — не идеальная схема. Она работает, как перемалыватель человеческого капитала. Рождаемость в таких городах падает. Люди становятся нервными, нездоровыми.





Один из проектов футурополиса


Современный порядок жизни в городах будет окончательно уничтожен?


А зачем его уничтожать — он сам отомрет. Просто активные люди начнут селиться в футурополисах. Они же не будут существовать сами по себе. Ведь подразумеваются и другие инновации, обрамляющие футурополис, создающие ему новую среду. Например, новые виды транспорта. Например, легкие самолеты или автожиры. Они во многом заменят автомобили. Старые города, конечно, останутся. Просто часть людей оттуда уйдет. Они будут существовать как некие культурные ядра, куда люди смогут приезжать на выходные. Например, прилетать на авиетках или прибывать на скоростном транспорте Юницкого. Или на автомобиле — по новым автобанам.


То есть с нынешними городами произойдет то же самое, что было с сельской местностью в недалеком прошлом, когда началась урбанизация?


Да. Активные люди уйдут в футурополисы. Они же будут строиться вокруг предприятий. Думаю, что наша Родина пройдет индустриализацию на новых принципах. И города будущего станут строиться вокруг групп предприятий — их там придется поднимать, а не в старых городах. Но это не будут моногорода (поселения, экономика которых завязана на одно предприятие — «ВКурсе»). Там будет развиваться и сельское хозяйство — вплоть до биотехнологий.


Вы говорили про «новую индустриализацию». В чем ее отличие от старой, сталинской?


Во-первых, я надеюсь, что индустриализация пройдет не на четвертом технологическом укладе (ориентированном на развитие техники на основе нефтепродуктов — «ВКурсе»), а на шестом или даже седьмом. (6 и 7-й уклады — больше чем нано- и био-). Производиться будет все то же самое. Но с гораздо меньшими затратами ресурсов, с минимальным экологическим ущербом, с минимальным задействованием людей. Произойдет, по сути, то же, что было и в животном мире. Посмотрите: нынешние млекопитающие по своим функциям — те же динозавры — только намного меньше. У нас появятся предприятия гибкие, роботизированные, с новыми технологическими принципами. Будет минимум персонала.





Один из проектов футурополиса


Для таких проектов ведь понадобится принуждение?


Почему?! Объявите сбор добровольцев, пообещайте им прекрасную природу, свой дом, хорошую работу. Я в Советском Союзе жил, когда новые города строились. Туда силком никто не гнал. Люди сами ехали.


Значит, создание футурополисов будет больше всего напоминать большие советские стройки?


А любая стройка делается с воодушевлением. Даже на Западе. Всегда какое-то дело начинают энтузиасты. Если в рамках проекта «Россия 2045» станут создаваться футурополисы, если, скажем, на базе, например, Воткинского завода создадут ракетостроительный кластер, если привлекут молодых специалистов, то найдется тьма желающих уехать в «новую жизнь». Вы ведь понимаете, что такое для молодого человека получить жилье? Да еще такое?


Да.


Тем более, в хорошем доме. Да еще с работой, например, в передовых научных центрах по проекту «Россия-2045», где будут создаваться, по сути, люди новой расы и самые фантастические технологии. Да люди сами туда поедут! Еще раз подчеркну: в Российской Федерации нет государства! Тут существует криминально-дисперсная система — она ничего не может сделать.





Максим Калашников предлагает использовать советские методы ненасильственной мотивации граждан для строительства футурополисов (на фото: строительство БАМа в 1980-е годы)


А что вас натолкнуло на эти мысли? То, что проект не был в какой-то момент нормально воспринят со стороны государства?


Нет. Я журналист-расследователь со стажем. И коррупцией занимался еще в девяностых годах. Потому и понимаю природу российской власти, которая возникла в результате криминальной революции. Я могу сравнивать с тем, как работают государства в Китае и США — при всех их недостатках. Я могу по истории судить, какое было государство в СССР середины ХХ века, как государство работало в 1940 — 1950-е годы в США, каким оно было, кстати, при Муссолини в Италии. Разница огромная. У меня тридцать книг написано по инноватике, глобальному кризису, истории. И я понимаю, что в Российской Федерации нет государства.


Значит ли это, что футурополисы может строить какая-то обновленная власть?


Да. Технически, конечно, и эта власть могла бы начать такой проект. Но я не вижу там субъекта действия, движущих сил, кто мог бы обладать энтузиазмом. Людей должна зажечь некая мечта. Сколково, которое мне приписывают, хотя это не моя идея, не является городом будущего. Это технопарк, это очень неудачная попытка скопировать Кремниевую долину — что никогда ни у кого не получалось. В этом «иннограде», кстати, нет самоуправления. Там всем заправляет некий фонд, а жители — лишь временные квартиранты.


Футурополис — это не лаборатория, не НИИ и не технопарк. Все граждане страны не могут быть учеными-инноваторами. Технополис может быть только частью футурополиса. А он, в свою очередь, является городом всех людей, причем крайне разноплановым.


Кто должен быть центральным элементом такого города? Вот в советское время таковым могли быть ученые.


Когда ученый был центральным элементом общества?


Например, в шестидесятые.


Это была очень уважаемая профессия, но ученые не были центральным элементом в обществе. Центром нового общества станут создатели цивилизации будущего — я ее называю нейромиром.


По сути, именно вокруг этих людей общество сформируется. Какова же будет роль остальных его членов?


Простите, а что у них не найдется работы? Создателям нового мира надо кушать, где-то учить детей, заниматься спортом, ходить в магазин. Кто-то будет работать на производстве. Новая цивилизация, конечно, сократит старую промышленность, но она и создаст новые сферы деятельности.


Насколько это повлияет на социальное неравенство? Ведь даже в советском обществе между учеными и, к примеру, рабочими был определенный разрыв?


Думаю, наоборот, это снизит разрыв. Новая эпоха будет уже некапиталистической. Роль будут играть не богатства, а знания. Различия будут в интеллектуальных способностях. А одинаковых людей, конечно, не будет.


Получается, что будут хранители некоего знания и те, кто их будет обслуживать?


Из чего это следует? Мне непонятна ваша логика.



Вы говорите, что будут строители нового мира и будет некий обслуживающий персонал. И они будут различаться по интеллектуальным способностям.


Это всегда было. Вспомните, когда шла индустриализация, вузы ведь не закрывались для всех. Почему вы делаете вывод о том, что знания будут закрыты для людей? Что люди, как и во времена сталинских пятилеток, не будут получать образования и делать карьеры во множестве действующих проектов и сфер деятельности?


Речь идет не о закрытости знаний, а о значимом интеллектуальном неравенстве.


Оно, так или иначе, всегда будет. Вы не сможете создать одинаковых людей. Доступ знаний будет открыт. Кроме того, будут развиты когнитивные технологии, вы сможете развивать свои знания.


С другой стороны, существует стремление людей к власти — как раз в силу их способностей. Как его можно будет ограничить?


Но это самоуправляемые города. Люди сами будут создавать свою власть. Кто мешает людям учиться и подтягиваться вверх! Если бы инженеры в Советском Союзе говорили о том, что они — крутые, а остальные — тупицы, то никакая индустриализация была бы невозможна. А зачем рисовать образ, где кучка мудрецов властвует над кучей рабов-дураков? И люди развитые, носители новой цивилизации, это хорошо понимают. А то, что вы объясняете — это логика нынешних либералов: «Мы — умные, а все остальные пусть будут дураками и быдлом». А либералы не являются создателями нового общества. Наоборот, они — носители нового варварства, нового Средневековья. Люди, которые что-то создают, больше привлекают и ищут талантливых специалистов. Вы представляете, какой это мощный социальный лифт!


Вы часто приводили в пример Советский Союз. А есть ли у вас какой-то четкий исторический аналог для футурополисов?


Конечно. Советский Союз — это гость из будущего, только вынужденный пользоваться грубыми технологиями двадцатого века. Русские должны были объективно погибнуть после «хиросимы» 1917-го года, когда русское общество «рвануло» внутри, мы были приговорены к раздроблению. Чтобы спастись, русским пришлось пойти на смелый эксперимент и создать общество XXI века, но, к сожалению, на очень плохой технологической базе. Что, кстати, и привело через каузальную цепочку к трагедии. А у нынешнего государства, как и у Российской империи, нет естественного пути эволюции. Значит, надо проектно строить общество будущего. Им и была советская общность. Я не призываю копировать ту эпоху, боже упаси. Но сам замысел, само смелое движение вперед, существовавшее тогда, надо сохранить.

Ещё похожие новости