Автор: Совиль Бранислава – kapuleti77@gmail.com
Перевод: Надежда Лучич-Грубич
(Отрывок из книги “Сербская Руна”)
Наравне с текстом Константина Порфирогенита, теория о «Великом переселении славян на Балканы» находит некоторый оплот и в «Чудесах Св.Димитрия», где также говорится о совместных нападениях славян и аваров на город Фессалоники (Солун), первое из которых произошло в конце 6 века. Если были нападения, были и славяне, неприятельски настроенные по отношению к Византии:
The Miracles of Saint Demetrius, also known by the Latin title Miracula Sancti Demetrii, is a 7th-century collection of homilies, written in Greek, accounting the miracles performed by the patron saint of Thessalonica, Saint Demetrius. It is a unique work for the history of the city and the Balkans in general, especially in relation to the Slavic invasions of the late 6th and 7th centuries, which are otherwise neglected by contemporary sources.
(…)The second book differs considerably in style, and is closer to an actual historical account, with the unknown author being an eyewitness or using written annals or eyewitness testimonies for the events he is describing, i.e. the Slavic invasion and settlement of the Balkans, including a series of sieges of Thessalonica by the Slavs and the Avars, culminating in the great Slavic attack of ca. 677. Whereas in Book I John portrays the Slavs as generic barbarians, the unknown author of Book II is far more familiar with them and their tribal divisions, listing the several Slavic tribes that settled around the city and calling them “our neighbours”.
(Источник: Википедия)
”Чудеса Св.Димитрия” – сборник проповедей (текстов) греческого автора 7 века, также известен под названием Miracula Sancti Demetrii, в котором описываются чудеса, которые совершил защитник Фессалоник (Солуна) Святой Димитрий. Это исключительный текст для глобального изучения истории этого города и Балкан, особенно по вопросу славянских атак в поздних 6-м и 7-м веках, которые современные источники вообще упускают из вида.
(…) Вторая книга (проповедей) сильно отличается по стилю и ближе актуальному историческому состоянию; неизвестный автор – очевидец пользуется анналами и сведениями о событиях, которые описывает, т.е. славянское вторжение и заселение Балкан, включая и серию осад Фессалоник со стороны славян и аваров, которые кульминировались великим славянским нападением в 677 году. Если в первой книге (архиепископ) Иоанн описывает славян в основном как варваров, неизвестный автор Второй книги намного лучше знаком с ними и их племенным разделением, насчитывает несколько славянских племен, которые поселились в окрестностях города, называя их «нашими соседями».
Это сведение для данной теории есть «палка о двух концах», т.к. указывает на то, что уже в конце 6 века славянские орды образовали «клин», проникнув необычайно глубоко на византийскую территорию, к самому Солуну, находящемуся на юге империи. То, что орды действительно представляли большую опасность, говорит о наличии организованных воинских отрядов, которые нападают стратегически и в окрестностях Солуна находятся в большом количестве. Это немыслимо, если они только недавно там появились, вторгшись с севера Европы, «откуда-то» с Карпат. Надо иметь ввиду, что Фессалоники был важным городом и, что ещё важнее, огромным портом. Дикие, неорганизованные орды, которые в окрестности города переселились может, всего-то лет двадцать до этого, вряд ли бы вообще были способны переселиться в таком количестве и стать большой опасностью для города.
Для нашего исследования это, между прочим, неважно. В притче о Св.Димитрии нас интересуют его превосходные иконографические изображения. В первой книге «Чудес» (7 век) он появляется как воин-защитник города. В критический момент, когда известно, что славянские орды захватят Солун, в рядах защитников появляется прекрасный молодой человек с огненно-рыжими волосами, обернутый в белую хламиду, на белом коне. Его сопровождает отряд никому неизвестных воинов, и перед их мощью славяне в панике отступают. Позже защитники узнают, что их спаситель был их святым покровителем, сопровождаемый ангельским войском.
Мы бы много не размышляли об этом чуде, если бы не крайне необычное отношение самих славян к Св.Димитрию Солунскому. Необычайно широк его культ не только в самой Греции, но и во всём славянском мире. Святой Димитрий также защитник Сибири, которая присоединена к России в день памяти этого святого, но его борьба против славян не оставила у них значительного следа. Потому, что славяне когда-то считали его одним из своих.
Действительно, его культ зародился в Сирмиуме, крупнейшем городе римского Лимеса, на территории сегодняшней Сербии. Местным населением в Сирмиуме в то время являлись даки, чья этническая принадлежность до сих пор не установлена.
Leontius, eparch of Illyricum, whose interests were divided between Sirmium and Thessaloniki, wished to have relics of the saint for the shrine which he intended to build at Sirmium. Such relics, apparently, did exist. However, Demetrius forbade Leontius to take away more than a bloodstained chlamys and a part of his orarion
.
The question arises as to the real origin of Demetrius. Did he really belong to Thessaloniki or to Sirmium? The conduct of Leontius makes it clear that he considered Demetrius to be associated with both cities.
”Леонтий, эпарх Иллирикума, чей интерес был поделен между Сирмиумом и Фессалониками, пожелал реликвии этого святого для алтаря, который намеревался воздвигнуть в Сирмиуме. Эти реликвии, похоже, действительно существовали. Ведь Св.Димитрий запретил Леонтию относить что-либо, кроме окровавленной хламиды и части орария. Вопрос, который ставится – это вопрос происхождения Св.Димитрия, действительно ли он принадлежал Сирмиуму или Фессалоникам. Отношение Леонтия нам показывает, что он был связан с обеими городами. ”
Кристофер Вальтер, ”Святой Димитрий – Настоящий Святой Димитрий”
В этом смысле говоряще появление Св.Димитрия в рядах обороны Солуна, где он предстаёт с «огненно-рыжими волосами»; невообразимо,что ещё один защитник Солуна в тот момент рыж. Мы уверенны, что основная масса неприятельских воинов – славянских, аварских – точно такие же, «огненно»-рыжие. Из этого мы можем заключить, что и во время составления первых описаний «Миракул» понятно негреческое происхождение Св.Димитрия, но это не может значить, что его вид указывал на его славянское происхождение; совместно с белой хламидой и белым конем указывает нам на кое-что другое – происхождение культа Св.Димитрия. В этих «Миракулах» он нам показан с атрибутами, сходными с языческим солярным божеством, что могло влиять на его популярность в городе Сирмиуме. Также всё в притче о Св.Димитрии указывает на известную двойственность, которая тоже не была чужда языческим воинам Сирмиума; на первых иконографических изображениях Св.Димитрий одет как римский гражданин, лишь с 10 века начинает изображаться как воин. В 11 веке, вместе со Св.Георгием – покровитель крестовых походов. В житии ничего не говорится о том, что Св.Димитрий был святым ратником. Он им становится раньше, в 7 веке, во время создания «Миракул».
Как мы сказали, его культ в Солун перенесен в 5 веке из Сирмиума, когда стало известно, что Сирмиум не выдержит долго под натиском авар, поэтому возникла необходимость управу области Иллирикум перенести южнее, в Солун.
Но из Сирмиума…могло прийти все, что угодно.
ГОРОД, В КОТОРОМ ДАЖЕ ПРОДАВЦЫ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ УВЛЕКАЛИСЬ ТЕОЛОГИЕЙ
Один философ, уже в постконстантиновское время, писал, что в Сирмиуме так участились религиозные дискуссии, что человек находится в опасности, когда утром пойдет на рынок за хлебом и, будучи вовлечен в такое живое теологическое обсуждение, домой возвращается после обеда (к голодным, злым домочадцам).
Похоже, что в Сирмиуме – и на протяжении всего Лимеса – чистота христианской доктрины не была наибольшей проблемой. Здесь сконцентрировались культы, знания и – как мы увидим – заблуждения всего античного мира.
В Сирмиуме, в период его «римской» истории, было размещено несколько легионов – Девятый испанский один из них. Воины с территории целой империи привносили столько новых обычаев (и,можно предположить, культов), что сегодняшней археологии тяжело отличить и без того стереотипные и укорененные обычаи, каковы они, например, у даков в процессе захоронения. Установлено, что до 2 века в Сирмиуме в основном находилось население, пришедшее с запада империи, но уже во 2-м веке в ряды легионеров начинают рекрутировать местное население, дакское. (Здесь, видимо, простор для создания культа молодого воина-мученика дакского происхождения; Св.Димитрий жил в 3-м – начале 4 вв. Часть его истории создавалась в Сирмиуме, часть – в Солуне).
Третий век важен для религиозной жизни Лимеса. В то время с востока империи в большом количестве прибывают воины, и тогда в тех краях весьма распространяется митраистский (персидского происхождения) культ. Митраизм больше соответствовал воинам, и они его массово принимали. Мы хотим задержаться лишь на некоторых иконографических митраистских деталях. Нас интересует, что Митра являлся солярным божеством и изображался в паре с другим божеством, Аполлоном; по отдельности изображаются на коне, а мы можем догадаться, что конь белый, т.к. природа Митра солярная, и под копытами его коня проглядывается человеческое существо.
Конечно, нам кажется индикативным сербское народноe имя Димитрий – Митар и что, хотя вполне ясно, что Сирмиум изменил название согласно, как Св. Димитрию)й, хотя этимологически мог в нем содержать память о Митре – страшном языческом божестве, которое все же предвосхищало религию любви – христианство.
На иконе, которую выполнил французский мастер, Св.Димитрий – крестоносец, а на иконе, которая находится в монастыре Св.Екатерины Синайской, предстаёт на черном коне, рядом со Св.Георгием на белом. Пока Св.Георгий копьём пронзает чудовище, Св.Димитрий пронзает человеческое существо, гладиатора Лия, любимца Максимилиана, которого по благословению Св.Димитрия убил Св.Нестор.
Важна и давно замеченная деталь, что Св.Димитрий слабо вооружен: если изображен как воин, то лишь с копьём и щитом.
Из котла народов, каковым являлся Сирмиум, лишь в 70-х гг. прошлого века был выделен один особенный культ. Его характеризовали многочисленные оловянные пластины дешевой выделки, но которые были произведены в Сирмиуме, и они своей многочисленностью могли представлять собой небольшую индустрию.Считалось, что они являются отражением митраистского культа, пока профессор археологии Александр Йованович не установил, что они часть какого-то местного культа, т.к. их больше нигде не было, ни в одном краю Римской империи. Местные, могли быть только дакскими. В связи с нехваткой каких-либо литературных памятников, параметров, профессор Йованович должен был дать культу название, описательное, которое случайно получилось весьма романтичным – секта подунайских всадников.
Так как о них ничего неизвестно, кроме иконографии и теории о том, что они часть верований даков, единственное,что до сегодняшнего дня сделано для подунайских всадников – это детальное описание (нереконструированного, неизвестного) обряда, изображенного на оловянных «иконах». Вот одно из них, с сайта «Антиквар».
”Единственный античный культ, который возник на территории Сербии с центром в Сирмиуме. Прямоугольные или круглые пластины культа подунайских всадников отличают пластичная религиозная символика, характерная для космического восприятия и толкования мира в конце 2-го и в течение 3-го веков.
Богатые рельефные изображения показаны в четырех параллельных зонах, которые расположены одна под другой.
В верхней зоне изображено божество Непобедимое Солнце (Sol Invictus) в четырехупряжной повозке, с руками, поднятыми для благословения.
Во второй зоне представлены два всадника, симметрично расположенные возле центрального женского лика в богатой одежде.
За всадником находятся два человеческих существа, из которых левое всегда с копьем и щитом.Под конскими копытами, обычно с левой стороны, находится большая рыба, а с правой – лежачий человек.
В третьей зоне показано прославление культа: совместный обед, за которым съедалась рыба и выпивылся специальный напиток, вероятно, культовая смесь меда, молока и вина.
Здесь же ещё показано и жертвоприношение овна, и приведение нового верующего. Его, очевидно, ожидали тайные обряды с ободранным овном.
Религия подунайских всадников была особенно распространена между воинами».
В иконографии изображений Св.Димитрия потихоньку предугадывается влияние этой, вышеприведенной. Два всадника, один из которых наступает на рыбу (которая с небольшой натяжкой может стать змеем, поэтому с левой стороны,значит, хтонское появление), а другой наступает на человеческое существо, похожее на гладиатора Лия под конем Св.Димитрия. Фигура позади левого всадника вооружена лишь копьем и щитом. Со всем этим, некие параллели проглядываются и в связи с реконструкцией питья на пиршестве подунайских всадников – вполне похоже на славянскую медовуху.
Изображение богини между двумя всадниками известно как «геральдический мотив» или «образец герба», обработано в книге Воина Матича «Психоанализ мифического прошлого». Он здесь нашел мотив этого «символа» в разных формах, начиная с двух козлов, стоящих на задних ногах, с деревом между ними на ассирийских печатях, далее стоящие грифоны, богини-кормилицы культовых животных, заканчивая девушкой между двумя всадниками на богомильских надгробных памятниках в Боснии. На богомильских памятниках это настолько развитая «эмблема», что можем её увидеть в нескольких видах – девушка с поднятыми вверх руками (указывает на Высший, Горний мир), девушка с опущенными руками (Низший мир), либо подняты лишь руки, что указывает на хтонскую природу одного наездника и на солярную (солнечную) природу другого); кони повернуты к девушке, иногда нет.
Кони и сущность между ними,в любом случае развитый символ, когда-то были запряжены в колесницу Непобедимого Солнца, чья сущность находилась между ними. Очевидно, что то, что мы описали – сцена с оловянных пластин дакского культа.
Как геральдическая сцена из Ассирии могла найти дорогу в Европу (или обратно?), как появляется в Египте – все можно объяснить всемогущим Шелковым путем или персидскими торговцами. Но в России, на Севере, Шелкового пути не было. Римская империя не доходила туда. Персидские торговцы? Нет, невозможно объяснить как сцена с оловянных икон появляется на полотенцах, занавесках, рубашках некоторых женщин – вышивальщиц. Появляется и Непобедимое Солнце, но разве нужно было римлянам или персам открывать глаза славянам на вопросы этого культа?
Это лишь некоторые примеры весьма распространенного узора в России. Их аналогия с сектой подунайских всадников, т.е. с религией даков, может быть объяснена лишь одним – идентефикацией даков как славянского племени.
ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ
В апокрифных чудесах Св.Димитрия, которые не указаны в двух первых книгах гомилий, читаем весьма необычную притчу, на основе которой можем заключить: 1) вышивка каким-то образом «у варваров» сопоставлялась со своеобразным культовым обрядом; 2)и что вышивка и вышивальщицы каким-то образом связаны с представлением о Св.Димитрии.
(Текст взят из материалов о церковных праздниках, переработанных для детей, с сайта «Церковь и школа»):
”Святой великомученник Димитрий является защитником города Солуна и покровителем Сибири, которая присоединена к России 26 ноября 1581 года. В Солуне есть много преданий, повествующих, как Димитрий и после смерти защищал свой город, делая его неприступным для неприятелей. Один завоеватель-варвар долго осаждал Солун, но, не захватив его, рассверипел и жестоко разграбил окрестности города, уведя в рабство много людей. Среди пленных были и две девушки, известные вышивальщицы, которых этот мерзкий воевода как особенный дар подарил своему царю. Слышав об их непревзойденном искусстве, а также о святом, который защищает Солун, царь приказал вышивальщицам вышить лик Св.Димитрия Солунского. Плача и вышивая лик защитника Солуна, девушки непрестанно молились ему и просили помощи. Вечером, в канун праздника, посвященном Святому Димитрию, им явился святой и чудесным образом избавил их от рабства, перенесши их в храм в Солуне, где народ собрался на всенощное бдение в честь защитника этого города и во славу Божию. На иконе Святой Димитрий изображается в воинской одежде, пронзая копьем какого-то человека, который лежит под копытами его коня. Этот человек есть тот самый Лий, которого Нестор победил с помощью благословения и молитвы Св.Димитрия.»
И здесь замечаем культ Св.Димитрия, неясно связанного с древнейшими матриархальными культами европейского неолита. Вышивание есть культовый обряд, а слово «вышивка» этимологически произошло от «вышивать». Когда говорим о славянской вышивке – т.к. она самая важная из всех, и если все другие произошли от нее – когда говорим о ней, думаем о самом распространенном – шов «крестик», выполненный красной нитью на белом фоне (если, конечно, присутствуют и другие цвета, они, кстати, отличаются пестротой). И крест, и красный цвет (который, независимо от места проживания всех вышивальщиц, есть символ радости, крови и жизни, и этим кратко описана функция жертвы) и это прокалывание, прокол, вкалывание, пронзание – все это наследие древнейшего культа. Напомним, Св.Димитрий «пронзен копьями». Похоже, что любая христианская жертва выполнена ритуально, и на фоне этого сведения яснее замечаем возможность поддержания культа какого-нибудь христианского мученика и в языческой среде.
Славянская вышивка не представляет собой всегда таких развернутых сцен. Она, в основном, сводится к более или менее сложным мотивам, одинаковым почти во всем славянском мире. Возьмем для примера одну украинскую вышивку, которая по своей концепции также могла быть болгарской или сербской; выполнена в виде растительного орнамента, но это не так:
Обратим внимание на две маргины с правой стороны, выполненные желтой нитью. В них идентичные красно-черные орнаменты. И у черных есть свое значение, но посмотрим на красные! Самый повторяющийся эелемент славянской вышивки! Не растительный дизайн. Красный орнамент – это низ руны Отала.
“We inherit ourselves.”
Othala – “Oh-thall-ah” – Literally: “Homeland” or “Ancestral Lot” – Esoteric: Inheritance, estate, noble
Rune of anscetral spiritual power, divine inheritance and earthly estate.
Psi: ancestral spiritual power
”Мы наследуем сами себе”
Отала- ”О-тал-ла” – Буквально: ”Отечество” или ”Судьба предков”- Эзотерика: Наследие, имение, дворянство”
При этом на славянской вышивке Отала выполнена намного правильнее, чем в нашем примере, который немного сокращен. С учетом значения этой руны, весьма приемлемо, что она считается основой узора народной вышивки. Конечно, на сегодня ни одна наша тетушка не знает, что все элементы «теплого дома» украсила оккультными знаками или изображениями языческого божества Непобедимого Солнца.
Наша наука (особенно в Сербии) делает все, чтобы упустить из виду появление рун – где им место и где нет – и в этом доходит до абсурда. Мы недавно читали на сайте «Археологии» о детальном описании трибальской находки из Сербии. Речь идет об украшенном куске жести для каких-то культовых инсинуаций, который носил вождь племени. На них часто повторяющийся знак, который мы нашли на бордюре плиты кормадинского жертвенника и растолковали его как двойную руну Инваз.
Это здесь:
«И «декоративные мотивы» на этих предметах имеют определенное символическое значение. Так, ромб символизирует матку – вход в хтонский свет, место, где соединяются небесные и земные силы».
Мы считаем, что тяжело представить, чтобы племенной старейшина какой-то патриархальной общности совершал культовый обряд предметом, отмеченным ЗНАКОМ МАТКИ. Поэтому, Ингвас – «мужская руна». Полагаем, что на трибальской находке ей и место,неопределенному ромбу общего значения.
В связи со славянскими рунами надо привести еще один пример. Между рисунками винчанских находок, опубликованных в книге профессора Радивоя Пешича, возможно самое большое удовольствие открытия и узнавания вызывает фрагмент керамики с ясно прорисованным знаком «М». Мы склонны и его экзальтированно растолковать как «кириллическое М», действительно, далекая аналогия.
Судя по всему, это тоже руна Eihwaz. Любопытно: это графически наипростейший облик колесницы- два коня запряжены в повозку (Непобедимого Солнца?) и головами повернутыми один к другому. Конская руна. Её фонетическая ценность не «М», она далека от этого: «Е».
Книгу “Сербская руна” можно приобрести в интернет-магазине DELFI knizare