Всякий святой свят по-своему. Каждому Господь дает свою меру и свой тип святости, который для него полезнее, вернее, в котором тот полезнее. Есть святые посланники Божии – апостолы, есть церковные начальники – святители, есть преподобные, то есть те, кто своим подвигом в той или иной степени по нашему мнению стяжали подобие Господу, есть пророки – возвещающие Волю Его. Есть святые, отверженные этим миром – мученики. Но есть и иной, странный для нас тип святости, к которому принадлежат люди, этот мир отвергнувшие, возжелавшие быть свободными в нем в той степени, в которой в земной жизни был свободен и Сам Господь.
Мы называем их блаженными, а подчас и Христа ради юродивыми, то есть красивыми красотой, нами не понимаемой, но понятной и ценимой Самим Господом. Красотой внутренней, не нуждающейся в обрамлении вещами и славословиями, и слава их – слава нездешняя, не от мира сего.
Блаженная Ксения Петербургская – одна из них. Сведений о днях рождения и смерти Ксении не сохранилось, в церковных источниках приводятся лишь предполагаемые. Это связано с тем, что первые собрания народные преданий об её жизни появились во второй половине XIX века, то есть только через 30-35 лет после её смерти.
Считается, что Ксения родилась приблизительно в 1731 году в «семье благочестивых и благородных родителей». Вероятно, они были мещанами, то есть горожанами, что то же, что и французские буржуа, и немецкие бюргеры. Рождение в городе – это судьба. Где родился, там и пригодился. Примерно в 1755 году ее выдали замуж за Андрея Федоровича Петрова, который по преданию якобы был придворным певчим и даже выслужился до полковника. Возможно, что и эти сведения – просто искаженные временем и народной молвой рассказы самой Ксении или слухи о ней.
Придворные певчие тогда состояли на службе, за которую получали хорошее жалование. В архивах сохранилось много материалов, касающихся придворной капеллы и певчих. Из певчих и на самом деле можно было не только «выбиться» в люди, но и стать фельдмаршалом. Но это удавалось единицам, для которых путь на верх мог начинаться с певчего, но затем продолжался благодаря особому благоволению императрицы. Но в списках певчих Андрей Федорович Петров не значится.
Считается, что муж умер, когда Ксении было 26 лет. Тяжело переживая смерть супруга, она раздарила все имущество, даже продала дом, чтобы раздать деньги нищим. По преданию, во время похорон супруга Ксения заявила, что «Андрей Федорович вовсе не умер. Ксеньюшка моя скончалась, аз же грешный весь тут». После похорон она оделась в оставшийся от мужа мундир и стала называться его именем. С этого времени она и встала «на путь христианских подвигов, полагая их священным выкупом за душу любимого».
Любовь любви рознь. Всякий, хоть однажды признававшийся в любви, чувствует особую силу этих слов, который нужно доказывать каждый Божий день, денно и нощно. Трудно найти слова, эту любовь описывающие, определяющую ту непреодолимую силу, которая делает обычного человека сильным, умным, смелым, талантливым и могучим. Слова, которые мы произносим в эту минуту, порой не имеют отношения к реальности. Это лишь фигура речи. Нечто сказанное к случаю. Мало кто относится к ним серьезно уже по прошествию сравнительно небольшого времени.
Но есть любовь великая, настоящая, о которой потом пишут в книгах, слава о которой хранится в веках, передается из поколения в поколение, и привлекает к себе души, хотящие воспламениться от нее и перенести нечто очень важное и большое из нее, из преданий о ней в свою судьбу, подозревающие за этой любовью какое-то неведомое, нерядовое большое сильное счастье и радость. И великую судьбу. Именно такого нам желают на свадьбах. И именно его мы не всегда доносим до конца дней наших.
Ксения же, подобно великим людям, которые все великие вещи воспринимают всерьез, взяла и умерла вместе с мужем. Умерла не фигурально, а по-настоящему. Жизнь без любимого перестала для нее иметь смысл. И то, что было потом – было для нее «жизнью после смерти». И что же это была за жизнь?
В то время на Руси было много юродивых, появление еще одной женщины, ходившей в мужской одежде и называвшей себя именем умершего супруга, особого интереса у жителей Петербурга поначалу не вызвало. Но вскоре отношение к Ксении изменилось, так как горожане стали замечать, что её предсказания сбываются, своим прикосновением она способна вылечить больного, а в домах, где она побывала, воцаряется согласие, любовь и достаток.
По преданию, Ксения не просила милостыню, а то, что ей давали сердобольные люди, раздавала нищим. Среди столичных торговцев стало хорошей приметой, если Ксения что-то возьмет в лавке – пирожок, кусок хлеба, орех – значит, в этот день торговля будет весьма успешной. Да и покупатели спешили в лавку, где побывала Ксения, или к уличному торговцу, у которого она что-то взяла с лотка. За ней постоянно ехало несколько извозчиков, веривших, что, если Ксения хотя бы просто присядет на минутку на ступеньку экипажа, выручка в этот день будет весьма богатой.
Матери старались дать Ксении прикоснуться к ребенку, в этом случае он уж точно вырастет здоровым. Бесплодным Ксения помогала обрести долгожданного ребенка, бедным девицам – удачно выйти замуж. Ей даже удавалось воскрешать умерших. «Был случай, когда дерзновенной молитвой к Богу она воскресила утонувшего в Неве мальчика, промыслом Божиим оказавшись рядом с неутешно рыдающей над бездыханным сыном матерью».
Любопытно, что начало юродства Ксении совпало по времени с изданием в 1757 году императорского указа, запрещавшего нищим и убогим побираться на улицах столицы. За нищенство можно было попасть в солдаты, на принудительные работы и даже на каторгу. Но нигде не упоминается, что к Ксении хотя бы пытались применить какие-то меры. А ведь за выполнением указа в Петербурге и на самом деле следили.
Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на леса строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Блаженная Ксения сподобилась дара прозорливости. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича; купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: “Зелена крапива, но скоро увянет”, а одной бедной девице — замужество. Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: “Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!”.
Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики — все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.
Чудеса сопровождали Ксению при жизни и после смерти. Некоторые из них невозможно было скрыть. Они стали известны. Что-то нанесла молва. Но нет дыма без огня. Люди подавали ей милостыню и с удивлением замечали, что после этого что-то хорошее происходит у них и их близких. Что-то становилось известно сразу, а что-то вспоминалось потом. Нам знакомо понятие народного почитания. Иных «Любит царь, да не любит псарь». Но только не юродивых. Блаженная Ксения – народная святая, почитание ее зародилось в народной среде и лишь потом, как бы вынужденно, святость ее была признана и церковью.
В начале XIX века Ксения Петербургская скончалась. Точная дата её смерти не установлена. Похоронили её на Смоленском кладбище. На надгробной плите выбили надпись со словами самой Ксении: «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения свой души». Место погребения было выбрано не случайно, именно здесь она тайно помогала возводить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери, по ночам поднимая кирпичи на строительные леса.
Могила Ксении сразу же стала местом паломничества, так как на ней происходили исцеления больных и другие чудесные случаи. Землю с ее могилы собирали и уносили с собой как великую реликвию. Рабочие кладбища вновь насыпали ее. И так без конца. Позже над надгробием Ксении была возведена часовня. При Советской власти ее закрыли. Но поток верующих в ее помощь не иссякал. Недавно часовню отреставрировали и открыли вновь.
Ныне достаточно зайти на ИНТЕРНЕТ-скую страничку, посвященную блаженной Ксении, чтобы убедиться в том, что со временем уважение к ней лишь возрастает. Люди пишут в комментариях не свое мнение о святой, а прямо обращаются к ней за помощью, чтобы помогла, чтобы заступилась, чтобы исцелила, чтобы помогла найти хорошего мужа, жену, помогла вернуть согласие в семью. Заработать на хлеб и помочь детям и внукам в учебе. Просят о здоровье для родных и заступничестве перед начальством. Просят с верою. И получают с благодарностью и благословением.
Люди, сколько-нибудь опытные в вере, да и просто верующие знают, что достаточно помолиться молитвой блаженной Ксении, как исправится настроение, как отступят трудности и печали, а помолившись акафистом святой, еще долго какая-то добрая внутренняя улыбка не покинет вас, умягчая душу и проясняя взгляд.
В 1988 году Русская православная церковь канонизировала блаженную Ксению Петербургскую, причислив её к лику святых. Ее и до этого почитали не только самом Петербурге, но и во многих других местах, а после канонизации как бы опомнились и стали строить храмы и часовни в её честь, появились иконы с её изображением. На иконах святую блаженную Ксению Петербургскую обычно изображают в юбке и кофте, чаще всего красного и зеленого цвета, с двумя платками, на плечах и на голове, опирающуюся левой рукой на посох. Часто на иконах за спиной Ксении рисуют ту самую Смоленскую церковь и часовню над её могилой.
Молитва Святой блаженной Ксении Петербургской:
О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога прияла еси и под сению Всемогущего покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя: предстояще на месте погребения твоего, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, и на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных, помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости духа утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли: ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святая Блаженная Мати Ксение! Моли Бога о нас!