Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. В Праге отпраздновали Успение Пресвятой Богородицы

Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим

В Праге отпраздновали Успение Пресвятой Богородицы 

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии с Епископом Сан-Франциско и Запада Православной Церкви в Америке совершили Божественную литургию в Успенском храме Праги

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге

Праздник Успение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати великих церковных праздников и отмечается 15 августа по старому стилю, 28 августа по-новому. Во всех православных храмах проходят праздничные богослужения.

Основным местом празднества Православной Церкви в Чешских землях и Словакии традиционно является Храм Успения Пресвятой Богородицы, что на Ольшанском кладбище Праги. Службу возглавляли Митрополит Христофор (чеш. Metropolita Kryštof; в миру Радим Пулец, чеш. Radim Pulec) – Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии, Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также Епископ Вениамин (Питерсон), являющийся Епископом Сан-Франциско и Запада Православной Церкви в Америке, а также временный заместитель епархии Аляски, который прилетел с делегацией из США.

Пражский Храм Успения Пресвятой Богородицы был построен страраниями русских людей 1-й волны эмиграции, вынужденных покинуть Родину спасаязсь от большевистского террора. Также в создании храма приняло участие не мало и православных чехов из числа славянофилов и русофилов. Храм был освящен в ноябре 1925 и с тех пор являлся и является центром русскости в Чехии и Словакии. Богослужения здесь ведутся исключительно на церковно-славянском и русском языках. Храм Успения Пресвятой Богородицы не большой и его стены не могут вместить всех желающих принять участие в божественной литургии, особенно в большие праздники, но православные нашли выход – праздничные литургии проводят прямо на улице возле церкви. Так было и в этот раз.

Блаженнейший Митрополит Христофор
Блаженнейший Митрополит Христофор. Прага, 2011.08.28.

В середине литургии, после причастия, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор обратился к духовенству и прихожанам:

Дорогие Владыка, отцы, братья и сёстры, с престольным праздником! Мы все знаем, что такое Престол – престол Божий. Он на Небесах, его создала самая наша Мать всея Церкви всего Мира – Пресвятая Богородица, она Престол Божий, она нас приглашает увидеть духовным зрением – этот высочайший Престол Божий. И мы радуемся сегодня, что здесь сейчас не только местные, поживающие в городе Прага, но есть с нами и владыка Вениамин Сан-Франциско и Запада Америки. И кто знает историю, знает, что Аляска – это сегодня Запад Америки, но раньше это была Россия и там святой Герман и Русский народ дали веру православную народам проживающим там. Владыка Вениамин там служит как архиерей. Прекрасная природа, но очень холодно. Сегодня не так холодно как вчера и мы боялись, что сегодня погода будет как на Аляске, но попросили Господа нашего, что бы нам дал ещё порадоваться пражским летом и, видите, слава Богу, сейчас наслаждаемся солнечным светом и, прежде всего, духовным общением нас всех, кто любит и уважает престол Божий, наш храм Успения Пресвятой Богородицы.

Мы знаем все, что Пресвятая Богородица очень мало говорила, что она все, что было ей дано, держала в глубине своего сердца. Мы знаем, что слова, которые повторяет Евангелие – священное писание, это заповедь навсегда. Заповедь, что бы мы творили то, что нам скажет Господь наш Иисус Христос. И что нам говорит: что бы мы прощали друг другу, что бы любили друг друга, даже своих врагов, что бы обнимали всё, что Господь создал, всё, что для нас драгоценно, что бы в нас, в наших сердцах не было никакой вражды. И пример нам дал сам Господь наш Иисус Христос, когда его распинали на кресте, он прощал и молился Богу, что бы Господь Бог Отец Небесный простил тем, которые это зло ему делали. Так и мы должны и тех прощать, кто нам зло творит, что в том именно заключается и есть закон Божий Христианский Православный и мы помним слова святых отцов в начале нашей Веры в 1-2 столетии, те которые были в не Церкви и видели наших предков христиан православных и что они говорили: посмотрите как они друг друга уважают, как они друг к другу хорошо относятся, как они прощают, как они друг друга любят, потому, что любовь – это первый и последний закон Божий. И Пресвятая Богородица – Престол Господа нашего Иисуса Христа, она всех обнимает: верующих и неверующих, тех которые ищут дорогу в Храм, всех которые далеко от Христианской Веры, и нас конечно, потому что мы знаем какие твёрдые молитвы которые мы читаем красным иконам Пресвятой Богородице, как они помогают в разных наших бедствиях и переживаниях, с детьми, в старости, скорби, унижении, в болезнях, всюду помогает молитва Пресвятой Богородице. И мы сегодня будем эту молитву творить, пройдём крестным ходом, как у нас это принято, будем благословлять, будем освящать и прежде всего будем обнимать нашу мать дорогую Богородицу. Во имя отца и Святого Духа, с праздником!

Владыка Вениамин (Питерсон), Епископ Сан-Франциско и Запада Православной Церкви в Америке
Владыка Вениамин (Питерсон), Епископ Сан-Франциско и Запада Православной Церкви в Америке. Прага, 2011.08.28.

После этого владыка Вениамин (Питерсон), являющийся Епископом Сан-Франциско и Запада Православной Церкви в Америке сказал:

Ваше блаженство, дорогой владыка Христофор, от лица блаженства, Блаженнейшего митрополита Ионы и всей Православной Церкви в Америке, позвольте приветствовать Вас в этот знаменательный день. Мы чувствуем особенную близость нашей Церкви к Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, потому что огромное количество из Америки приезжает в эту богоспасаемую землю. Мы разделяем чествование Святого Алексея Тота – выходца из восточной Словакии, который много привёл к Православию из униатства. Ваше блаженство, я хотел бы по благословению его блаженства, Блаженнейшего Ионы, передать Вам частицу мощей святого Алексея Тота. Я хотел бы сказать, что моя епархия на Западе Америки очень большая, я имею к тому же и Гаваи, и один из приходов – словацкие ковбои, честное слово. (смех)

Поблагодарив Епископа Вениамина, владыка Христофор сказал:

И теперь мы будем петь тропарь, дорогие, но перед этим разрешите мне ещё поблагодарить наше пражское казачество, которое уже несколько лет нам помогает и прежде всего, всегда казачество было на страже божественного святого Православия, оно есть и здесь в Праге. И я по просьбе начальства казаков и хотел наградить орденом святых кририлла и мефодия – золотым крестом, и золотой медалью.

Сразу после награждения казаков и начался тропарь праздника с крестным ходом вокруг Храма, чтением Евангелия и окраплением святой водой.

По окончании литургии, митрополит Христофор и епископ Вениамин возложили цветы к могиле Блаженнейшего митрополита Дорофея и совершили молебен ему.

Архимандрит Сергий (Иванников), настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы
Архимандрит Сергий (Иванников), настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы. Прага, 2011.08.28.

Архимандрит Сергий (Иванников), являющийся настоятелем Храма Успения Пресвятой Богородицы рассказал для ИА “Русские Новости” о значении для христиан праздника Успение Пресвятой Богородицы:

Праздник Успения Божией Матери для всего верующего народа, для всех кто признаёт веру во Христа Бога, имеет значение прикладное, то есть касается всех и для каждого. Божья Матерь, как Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим т.е. самая святая из всех людей, она не умерла, а уснула, поэтому праздник называется Успением. Её успение или сон, он подтверждён тем, что когда апостолы Ее положили в гроб и пришли вместе с апостолом Фомой поклониться уже после погребения, то не нашли во гробе тела Божией Матери. Господь взял на Небо Её душу и тело. Это значит, что каждый верующий человек так же имеет полную надежду, что будет взят в своё время также на Небо в Небесное Царство, куда нас всех Христос зовёт и ведёт, для этого он и пришёл на землю. Вот эта всеобщая вера во всеобщее воскресение, в победу над смертью и утверждает праздник Успения Божией Матери. Потому каждый из нас надеется жить вечно, для нас это очень важно и, ведь, если бы не было вечной жизни и Воскресения, то наша вера была бы напрасной. Мы тоже обладаем вечными дарами Божьими, в том числе дарами вечной жизни, вот этот праздник как раз утверждает это. И Церковь движется по земле во временном пространстве и она передает своим чадам веру и от этого не только легче жить, но и оправдывается смысл рождения и пребывания всей человеческой жизни, нужно это отметить как важнейшее значения события успения Божией Матери, нас всех касающееся.

Протоиерей Алексий Ющенко, настоятель Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве
Протоиерей Алексий Ющенко, настоятель Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. Прага, 2011.08.28.

Мы также обратились с несколькими вопросами к настоятелю Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве протоиерею Алексию Ющенко, который также участвовал в этой литургии:

РН: Батюшка, сегодня праздник успения Божией матери. Русский народ всегда почитал Божью матерь, всегда прибегал к покрову Богородицы. Как Вы считаете, почему русский человек когда приходит в храм, он прежде всего приходит к иконе Божией матери, особенно женщины, девушки, будущие матери прибегают к покрову богородицы. У нас столько святых жён, но почему именно к матери Божией, почему столько икон пресвятой богородице пишут в России и не только в России…

 

Я бы сказал, что это общехристианская тенденция, это было испокон веков, потому что, ведь, святость, которая проявляется через людей в этом мире, она как бы должна иметь некий первообраз. Кто у нас были первыми святыми, это были первые христианские мученики, начиная от перводьякона Стефана, потом во времена гонений в Римской империи, появлялись мученики, которые отвечали на вопрос, а кем для них был светлым образом – Божья Матерь. Это с одной стороны, а с другой стороны, ведь Вы правильно сказали, что пишется очень много икон, образов… Каждый образ Божией матери – это некое явление кому-то именно в определенном месте, в определённое время происходило явление икон, либо люди видели образ, либо уже находили иконы, но в таком изображении происходили чудесные события, явственность которых нельзя было отрицать. Тогда на этом месте строился храм и прославлялась Божья Матерь. Потом, ещё очень важным является то, что, ведь, человек никогда не будет обращаться в молитве если остаётся не услышанным и раз сквозь века это желание творить молитву Божией Матери усиливается – это значит, что с каждым поколением всё больше и больше людей видят ответ. То есть, если я подхожу и творю молитву и прошу о заступничестве Божью Матерь, если я раз не получил просимое, два, три, то я наверное буду как-то делать что-то другое. Это говорит о том, что она скорая помощница в наших нуждах.

 

РН: Расскажите, пожалуйста, о Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве и о его приходе, каков он?

 

Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве было основано в 1999 году во время торжественного освящения храма Святейшим Патриархом Алексием и Блаженнейшим митрополитом Дорофеем – ныне скончавшимися. Если говорим о подворьях – представительствах поместных автокефальных церквей в Москве, то нужно прежде всего понимать, что как правило приход – московский. В смысле богослужебной практике он на первый взгляд вообще ничем не отличается от любых других московских приходов. С другой стороны есть такая дополнительная функция – функция представительская, дабы единство общеправославное во всём мире укреплялось, что бы все события сразу становились известным, что бы можно было быстро решать какие-то вопросы. Потому, что дьявол не дремлет в этом мире, а что дьявол вносит в отношения между людьми, между обществом? Это именно – разделения. То есть, если мы соединяем, собираем в Церковь, то дьявол разделяет. И дабы противостоять этому и существуют такие подворья. Мы постоянно вместе, я и мои коллеги-представители мы всегда на всех патриарших богослужениях присутствуем, которые требуют общецерковного вселенского состава. Тем самым практически ежедневно мы свидетельствуем о единстве, что бы никто не мог даже подумать о том, что Православная церковь, даже, несмотря на то, что разделена на несколько поместных церквей, она всё равно едина.

 

РН: Скажите, Христианство и современность, на сколько они совместимы сейчас эти понятия? В каких случаях христианин может быть современным?

 

Они всегда совместимы, потому, что во все времена люди думали, что наше предыдущее поколение оно устаревшее, а мы какие-то современные… так было и тысячу лет назад, тоже самое. Церковь несёт Истину, а в разные времена разнится разве что путь, по которому её донести до человека. Естественно, что две тысячи лет назад было одно, тысячу лет назад другое, сейчас абсолютно третье, но Евангельские истины они остаются незыблемыми. Но естественно, сейчас человечество обладает гораздо большими знаниями, но, по крайней мере, как мы думаем. Есть такое мнение, что знания увеличиваются, сейчас они накапливаются с потрясающей быстротой с помощью интернета, телевидения, – 30 лет назад ничего этого ещё не было. Поэтому, наверное, это скорость получения информации, но Церковь всегда н6аходила пути как соответствующим образом донести на понятном языке. Это не значит, что нужно все вульгаризировать и переходить на язык современной молодёжи, но с другой стороны говорить на языке, который нынешний молодой человек не понимает, тоже нельзя, надо донести то, как мы называем Евангелие – Благую Весть. Меняется форма, но суть остается та же.

Ярослав Мошков, ИА “Русские Новости”

СтраныЧехия

Ещё похожие новости