Чешский православный театр абсурда
Сергей Комков – директор “Русского Дома” в Марианских Лазнях, д.филос.н., академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы. |
Трудно спасать от неминуемой гибели того, кто не хочет быть спасенным. И уж тем более того, кто не просто покорно идет на эшафот судьбы, но еще и самостоятельно пытается накинуть на себя смертельную петлю и поскорее ее затянуть.
Примерно это мы наблюдаем сегодня с чешской православной церковью, которая фактически совершает тягчайший грех самоубийства. Причем, самоубийства массового, после которого ее вообще можно будет вычеркнуть из истории современного православия.
Дело в том, что после принятия правительством Чехии решения о выплате православной церкви достаточно солидной денежной реституции за потери, которые она понесла в советский период, кое у кого из церковных клириков разгорелись глазенки и потекли жирные слюни. Очень уж захотелось им сладкой жизни в собственных престижных домах с шикарными авто во дворе и с полными дорогих яств холодильниками. А кое-кто уже даже размечтался о создании собственного православного банка по примеру Банка Ватикана. В общем, материальные вожделения переполнили сердца и души чешских православных иерархов.
Да, вот беда: глава церкви – митрополит Христофор выступил категорически против подобного рода планов. И заявил, что деньги пойдут исключительно на благотворительные цели и на восстановление храмов.
Ну, что в такой ситуации делать? Конечно же, убрать препятствие со своего пути. Любыми способами. Потому что Господь где-то там – далеко на небесах, а жрать и сладко жить хочется здесь и сейчас. И враз вся церковная братия вдруг о Боге и его заповедях забыла. Ну, просто как будто его никогда на свете и не было. В кратчайшие исторические сроки лихие церковные «умельцы» состряпали грязный «материальчик» для СМИ, а их женушки под диктовку своих умудренных «богослужебными бдениями» молодых «батюшек» сочинили отнюдь не библейские «наветы» на владыку, которого до той поры считали своим главным покровителем и духовной опорой.
Владыка, в свою очередь, видимо, поняв, что оказался во всей этой компании в качестве пятого колеса в телеге, даже не предприняв попытки на корню пресечь возникший в своих «духовных братьях и сестрах» весьма опасный мирской соблазн, попросту ретировался. Оставив церковь на откуп и поругание богоотступникам.
И это свидетельствует о том, что уже изначально Чешская православная церковь была смертельно больна. Потому что первейшее серьезное испытание оказалось ей не по плечу.
Впрочем, удивляться тут нечему. Православная Церковь Чешских земель и Словакии является одной из самых малочисленных и самых скромных церковных организаций в Европе. В советский период ее вообще никто не видел и не слышал. И лишь в конце 90-х после предоставления ей в 1998 году автокефалии (церковной независимости) со стороны Вселенской (Константинопольской) патриархии она понемногу начала набирать вес и авторитет.
Была у нее автокефалия и до 1998 года. Еще в 1951 году подобного рода решение было принято в отношении чешской православной церкви со стороны Московской патриархии. Но это больше напоминало политический фарс и даже некий политический анекдот. Потому что Московскую патриархию саму никто в тот период в православном мире не признавал. Ибо, она ассоциировалась с кровавым сталинским режимом, который ни одна поместная православная церковь за рубежом, а уж тем более, патриархи православного мира не признавали.
Так что никакими большими достижениями на ниве православия чешская церковь к началу второго тысячелетия от Рождества Христова похвастаться не могла. И ей бы еще развиваться и развиваться. На что как раз и пригодились бы реституционные деньги. Но уж больно кое-кому из ее церковных руководителей красивой жизни захотелось! С шикарными автомобилями и отдыхом в свободное от несения церковной службы время на южном побережье Франции. Ну, или хотя бы на крайний случай – на адриатическом побережье Хорватии.
Вот такая непростая ситуация. И вот что характерно: никого из этих молодых чешских церковных менеджеров (назвать их иерархами не поднимается рука) обвинить практически невозможно. Потому что они попросту не знакомы с истинными православными ценностями. Историю православия они изучали в стенах светских вузов. А с вековыми традициями знакомились исключительно по книжкам современных авторов. Более того, некоторые из них умудрились изучать православие в стенах католических или протестантских учебных заведений. Вот и неведомы им оказались элементарные азы канонического православного права. Но большая часть священников чешской православной церкви вообще нигде и ничему не обучалась. А кое-кто из них вообще пришел на храмовые амвоны с другой службы, едва успев поменять свой казенный мундир на церковную рясу.
Таким образом, к моменту апрельских событий 2013 года чешская и словацкая православная церковь представляла собой гремучую смесь. Состоящую из очень незначительной части истинно верующих людей (к которым, несомненно, относятся митрополит Христофор и архиепископ Симеон) и огромного числа начетчиков, лишь изображающих из себя верующих, но на самом деле никогда и ни во что не веровавших. Но они-то как раз и составили подавляющее большинство в официальной верхушке руководства церкви.
Что касается низового звена церкви, то оно полностью оказалось во власти чисто житейских проблем. Поскольку наполняемость православных храмов в Чехии всегда была весьма незначительной, и основная масса верующих посещала их лишь по воскресным дням и большим церковным праздникам, жить на подаяния этих самых прихожан священники со своими семьями были не в состоянии. Все они получают фиксированную заработную плату от государства. А распоряжается этой заработной платой, естественно, их вышестоящий иерарх. Поэтому в большей степени любой приходской священник служит не своим прихожанам, а своему непосредственному владыке. Даже более рьяно, чем самому Господу Богу. Ибо, только владыка в состоянии решить его насущные житейские проблемы. Такая система взаимозависимости и подчиненности имеет для церкви фатальное значение. Потому что этот приходской священник никогда в жизни не выскажет отрицательного отношения к своему непосредственному церковному начальнику.
И это, в конечном итоге, как раз и привело всю чешскую православную церковь кпорогу массового самоубийства.
Трудно себе представить, что кто-то еще сегодня в Чехии сомневается в тех фактах, которые были неоднократно озвучены в адрес, так называемых, новоявленных молодых «церковных реформаторов». Один из них (Марк Крупица) полностью погряз в разврате и мошенничестве. Второй(епископ Иоаким) с настойчивостью осла на переправе уперся и не желает воспринимать какие-либо разумные доводы. А третий (архиепископ Юрай) и вовсе оказался в сетях самого неприглядного человеческого порока – гомосексуализма. И эти, с позволения сказать, «святые отцы» берутся сегодня решать судьбу всей чешской православной церкви. Они пытаются выступать в роли высших судей и принимать ответственные решения. Именно они ради своих низменных целей сначала расправились с владыкой Христофором, а теперь, не моргнув глазом, проделали ту же похабную операцию с владыкой Симеоном.
Казалось бы, в такой ситуации все приходские священники должны были дружно отвернуть свои лики от этих богоотступников и сплотиться вокруг истинно духовных лиц. Но, не тут-то было! Все они покорно спрятали свои лица под рясой, заткнули уши, закрыли глаза и в страхе начали ожидать, чем же это все кончится. Не понимая, что именно их молчаливое согласие и является той самой главной движущей силой, которая вдохновляет раскольников. Принцип «Своя рубаха ближе к телу» сработал на все сто процентов. Именно на него и рассчитывали те, кто затеял процедуру массового самоубийства чешской православной церкви.
Говорить о простых православных прихожанах вообще не приходится. Их голос слышан едва-едва. Лишь некоторые особенно активные члены православной общины рискуют сегодня высказывать свое мнение. Остальные, так же, как их духовные пастыри, покорно ждут, чем же закончатся эти недостойные «клирикальные игры». В отношении же тех, кто все-таки находит в себе силы противиться церковному беспределу в Чехии, немедленно организуются «крестовые походы» с помоями на страницах «желтой» прессы.
Все это весьма напоминает сумасшедший дом. Потому что давно уже все перестали понимать, что же реально на самом деле происходит.
Кстати, никому сегодня не понятно, что же будет дальше с теми самыми злополучными реституционными деньгами. Потому что временным главой церкви (а в перспективе, возможно, и постоянным) наши лихие «реформаторы» избрали гражданина Словакии – Прешовского архиепископа Растислава (в миру – Андрей Гонт). И это означает, что фактическим распорядителем чешских бюджетных денег становится гражданин другой страны. Пойдут ли на это власти Чешской Республики? А, следовательно, сам собой возникает вопрос: ради чего тогда затевался весь этот сыр-бор?
Добавляют масла в огонь и действия, так называемых, «внешних сил», одной из которых, безусловно, является Отдел внешних церковных связей РПЦ МП. И уже многие в Чехии вновь заговорили о «руке Москвы», вспомнив достаточно прискорбные политические события лета 1968 года.
И в чем-то они, безусловно, правы. В этой столь непростой ситуации глава ОВЦС МП Волоколамский митрополит Иларион должен был вести себя как умудренный опытом профессор. А он повел себя как недоучка-лаборант. Почему-то решил общаться не с истинно духовными церковными лидерами, а со всякого рода шпаной, возомнившей себя «духовными отцами чешской православной церкви». И результат сказался моментально. Московская патриархия в глазах большого числа истинных православных верующих Чехии сама превратилась в элемент заговора, целью которого является массовое самоубийство всей чешской православной церкви.
Следует отметить также еще одну важную отличительную особенность. Население Чехии и Словакии за достаточно продолжительный советский период стало преимущественно атеистическим и очень серьезно охладело к христианству вообще и к православию, в частности. Так что клирикальная свара, затеянная в стенах православной церкви, еще больше будет способствовать отвращению лика простых граждан этих стран от лона церкви.
В связи с этим следует сделать весьма неутешительный вывод: к большому нашему сожалению, расчеты молодых церковных «реформаторов» оказались верными. Никому сегодня в Чехии не нужны новые православные храмы. Никому не нужно возрождение духовности и нравственности. Никому не нужно развитие лучших традиций благотворительности и милосердия. Поэтому лучше потратить столь немалые деньги, выделенные государством в качестве церковной реституции, на собственные нужды. Купить себе благоустроенные дома и шикарные авто. И лишь время от времени (в воскресные дни и по большим праздникам), нацепив на себя рясы, являться в храмы для того, чтобы устраивать там театральные представления, выдавая их за церковные службы.
Но это уже будет не православная церковь, а низкопробный провинциальныйтеатр абсурда.
20 декабря 2013 г.
город Марианские Лазни
Чешская Республика
Сергей Комков – директор «Русского Дома» в Марианских Лазнях, вице-президент Международной Академии духовного единства и сотрудничества народов мира, доктор философских наук GrPhD, доктор права JUDr, профессор, член Союза писателей Москвы