Битва на Синих Водах
Битва на Синих Водах (Синеводская битва) — сражение, состоявшееся между 24 сентября и 25 декабря 1362 года на реке Синие Воды (Синюха) между войсками великого князя литовского Ольгерда и монголо-татарских правителей на Подолье, вблизи крепости Торговица (ныне село в Кировоградской области Украины).
Воспользовавшись внутренними неурядицами в Золотой Орде, вызванными гибелью ханов Джанибека и Бердибека, великий князь литовский Ольгерд организовал кампанию на татарские земли. Литовцы и русины одержали решающую победу над тремя местными нойонами хана Мурада. В результате победы большая часть современной Украины (в том числе малонаселённые Подолье и Северное Причерноморье) с Киевом, уже находившимся под литовским влиянием после битвы на реке Ирпень 1324 года, оказались под контролем Великого княжества Литовского. После взятия Киева Великое княжество Литовское стало непосредственным соседом и конкурентом Великого княжества Московского. Ольгерд оставил сына Владимира править в Киеве[4]. Подолье было передано участвовавшим в сражении племянникам Ольгерда: Александру, Юрию, Константину и Фёдору — сыновьям Кориата.
Летописные сведения о битве
Сохранилось только несколько летописных известий о битве. Разгром трех ордынских князей, тогдашних наследственных властителей Подольской земли, войском великого князя литовского Ольгерда в битве у Синих Вод впервые упоминается в летописном сказании «О Подолье». Как отмечает историк Феликс Шабульдо, «имя автора этой письменной памятки осталось неизвестным. Определенным является то, что он имел причастность к высшим правительственно-бюрократическим кругам Великого княжества Литовского, Русского и Жемантийского. Он написал свое произведение в начале 1430-х годов, в разгар польско-литовского военного конфликта, в ходе которого обе стороны решали политическую проблему: кому именно – Польском королевству или Великому княжеству Литовскому – должна принадлежать вся Подольская земля». В недатированной летописной рассказы сообщается:
«Коли господаремь был на литовьскои земли князь великий Олгирд и, шедь в поле с литовьским воискомь, побиль татар на Синеи воде, трех братовь: князя Хачебея а Кутлубуга и Дмитрия. А тыи трии браты Татарьское земли, отчичи и дедичи Подольскои земли, а отт них заведали атамани и боискаки, приеждючи от тыхь атамоновь, имовали с Подольскои земли дан.»
Рогозкая летопись, составленный в окончательной редакции осенью 1396, сообщает: «Въ лѢто 6871… Того же лѢта Литва взяли Коршевъ и сотворишас[я] мятежи и тягота людемъ по всеи земли. Тое же осени Олгрд Синю воду и БѢлобережїе повоевалъ.»
Такая же, но несколько сокращенная запись содержится в Никоновском летописном своде конца 1520-х годов: «Въ лѢто 6871… Того же лѢта Литва взяша Коршеву. Того же лѢта князь великій литовскій Ольгерд Гедименович Синюю воду и БѢлобережіє повоєва.»
И, наконец, Густынская летопись сообщает: В лѢто 6870… В сіє лѢто Ольгерд побѢди трех царков Татарских из ордами их, си єсть, Котлубаха, Качзея, Дмитра; и оттоли от Подоля изгна власть Татарскую. Сей Олгерд и иныя Рускія державы во власть свою пріят, и Кіев под Федором князем взят, и посади в нем Володымера сына своего, и нача над сими владѢти, им же отци его дань даяху.»
Наиболее загадочной фигурой среди участников сражения на Синей Воде является татарский бек Димитрий. Христианское звучание его имени явилось причиной длительных споров в научной литературе. Историки не обратили внимание (и не попытались проследить его дальнейшую судьбу после 1363 г.) на то, что после сражения на Синей Воде “Димитр” переправился с остатками своей орды через Дунай и поселился “в добруджанской степи и поэтому была названа ордой добруджанских татар”.
Эти сведения почерпнуты Длугошем из хроники второй половины XIV в. и, вероятно, отражали один из этапов заселения татарами Добруджи. Г.И. Братиану в специальной работе, посвященной татарскому князю Димитрию, датирует время его правления приблизительно 1360-1380 гг. После переселения в Добруджу он упоминается в грамоте венгерского короля Лайоша I Великого от 1368 г., выданной купцам из Брашова, которым предоставлялись известные привилегии в торговле и во владениях татарского вождя Димитра. Таким образом, получается, что “мангупский князь Димитрий” в 1363 г. переправился через Дунай со своей ордой и кочевал в Добруджанских степях, по крайней мере, до 1380 г., после чего сведений о нем в источниках уже не отмечается.
Становится очевидным, что он к крымскому Мангупу не имел никакого отношения. Вызывает также большие сомнения то, что русские летописи достаточно точно передали его имя. Например, Стрыйковский называет его “Димейтер султаном”, изгнанным Ольгердом за Дунай. Возможно, что летописцы ранних хроник исказили тюркское имя “Димир” на близкое по звучанию и понятное христианское имя “Димитр”. В тюркском языке имя Димир, Демир, Тимир, Тимур — означает “Железный” и было широко распространено.
Таким образом в начале 60-х гг. XIV в. в междуречье Дуная и Днепра располагались кочевья трех татарских орд, во главе которых стояли беки Демирбег, Куглубуга и Хаджибег. После поражения, нанесенного им Ольгердом в сражении на Синей Воде в 1363 г., Демирбег со своей ордой ушел за Дунай в Добруджанские степи, а Кутлубута и Хаджибег бежали к побережью моря, где располагались их стойбища.
Историография вопроса
Начал рассмотрение вопроса о Синеводской битве польский историк 16 века Мацей Стрыйковский. В сочинении «O początkach, wywodach, dzielnościach, sprawach rycerskich i domowych sławnego narodu litewskiego, żemojdzkiego i ruskiego …», написанном 1577 и изданном только через 400 лет – 1978 года в Варшаве, Стрыйковский кратко осветил битву и датировал её 1329 годом. В работе «Хроника польской, литовской, жмудской и всея Руси», изданной в 1582 году в Кенигсберге, историк подробнее описал битву на Синих Водах, а датировал ее уже 1331 годом.
Предметом дискуссии историков 19 – начала 20 века были время и место битвы (в том, что битва была, они не сомневались). Владимир Антонович в «Очерке истории Великого княжества Литовского до середины 15 века» (Киев, 1878) отметил, что «1362 Ольгерд одержал решительную победу над тремя татарскими князьями: Кутлубуга, Хаджибеем и Дмитрием на берегах реки Синие Воды. Остатки разбитой им Орды отошли частично в Крым, а частично на Добруджу – и Подолье перешло под власть Литовцев». Антоновича поддержали историки права Михаил Ясинский в работе «Уставные земские грамоты Литовско-Русского государства» (Киев, 1889) и Федор Леонтович в работе «Очерки по истории литовско-русского права. Образование Литовского государства» (Санкт-Петербург, 1894).
Другое мнение относительно даты Синеводской битвы имел Матвей Любавский. Он обнародовал его в трудах «Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского статута» (Москва, 1892) и «Очерки истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно» (Москва, 1910). Матвей Кузьмич указал, что «Подолье было занято сыном Корията Гедиминовича после того, как 1363 великий князь Ольгерд побил на Синей Воде татарских ханов», которым «местное русское население через своих атаманов платило дань».
Михаил Грушевский тоже считал, что битва произошла в 1363 году. В четвертом томе «Истории Украины-Руси» (второе издание, Киев – Львов, 1907) он писал: «В конечном счете должны удовлетвориться тем выводом, что в 1363 г. Ольгерд вошел в конфликт с татарами, ходил походом в Киевщину и разгромил там татар, и что в связи с сим, по всякой правдоподобности, стояла формальная оккупация Киевщины и Подолии».
Об очередном столкновении Литвы с Ордой свидетельствует летописная запись под 1374 г.: “Того же лета в сенине ходила Литва на татарове на Темеря и быжешь межи их бой”. Б.Н.Флоря предлагал видеть в упомянутом летописью “Темере” одного из монголо-татарских князей, пытавшихся противодействовать распространению литовского влияния на Молдавию. В связи с упоминанием в летописи имени татарского бека “Темеря” интересно его сопоставить с текстом надгробного памятника, найденного в 1898 г. АЛ.Бертье-Делагардом у церкви в селении Лаки в Каминской долине и опубликованного В.В. Латышевым. В этой надписи говорится: “Зарезан иже во блаженных раб Божий Чулан сын Янаки и сын его Алексей во дни Темира в месяц июнь, в день 28, года 6872 (1364 г. по Р.Х). Под именем Темира В.В. Латышев предлагал понимать Кутлук-Темира или Кушук-Тимура, бывшего в это время ханским наместником в Крыму.
Ход битвы
Довольно подробное описание Синеводской битвы содержится только в хронике Мацея Стрыйковского (приведенный фрагмент перевел Феликс Шабульдо):
«Ольгерд, заключив на два года соглашение о мире с прусскими и лифляндскими крестоносцами, отправился в поход в Дикие Поля против татар. С ним отправились также четыре его племянника, сыновья новогрудского князя Кориата, княжичи Александр, Константин, Юрий и Федор. И когда они, миновав Канев и Черкассы, дошли до урочища Синие Воды, то увидели в поле большую татарскую орду с тремя царьками, разделенную на три отряда.
Один отряд вел султан Кутлубах, второй возглавлял Качибей-Керей, а третьим командовал султан Димейтер. Ольгерд, видя, что татары готовы к бою, выстроил свои войска в шесть изогнутых отрядов, отдельно по бокам и на лоб рассадив, так чтобы татары, как задумали, не могли их окружить в обычных схватках и навредить стрелами.
Татары с неистовым рвением начали бой, засыпав литву густым железным градом из луков, случились несколько стычек, но нанесли мало потерь через правильное построение и быстрое маневрирование. А литва с русинами вдруг с саблями и копьями нагрянули на них и в рукопашном бою прорвали лобные части и смешали им танцы полукругом, а остальные, особенно новогрудцы с Кориатовичами, с самострелов со стрелами нагрянули по бокам и длинными копьями сбрасывали их с седел, словно ветер снопы в бурю.
Не сумев дольше выдержать лобового натиска литвы, татары начали мешаться и испуганные бежать в пространные поля. На побоище остались, убитыми три их царька: Кутлубах, Качибей (от имени которого названо Качибейським соленое озеро в Диких Полях по дороге как идти в Очаков) и султан Димейтер, и вместе с ними очень много мурз и уланов. Также везде по полям и в реках лежало полно татарских трупов».
Историк Алексей Брайченко отметил: «Замечания по этому описанию, как у его сторонников, так и у критиков, основываются на одних и тех же источниках и не позволяют, на наш взгляд, ни наверняка утверждать, ни аргументировано отвергнать. Остается констатировать, что такое описание существует и указанные в нем действия войск Ольгерда и татарских князей соответствуют уровню военного искусства того времени».
Исходя из описания Стрыйковского, Синеводской битву можно разбить на два этапа:
Первый этап – это противостояние разделенной на три отряда орды и расположенных полукругом и разделенных на шесть отрядов войск Ольгерда. Попытка ордынцев уничтожить отряды в центре оказалась неудачной. Войско расступилось и пропускало конницу, обстреливая ее со сторон.
На втором этапе битвы войска Ольгерда переходят в наступление. Они стремятся окружить ордынцев и уничтожить. Ордынцы не выдерживают натиска и отступают. Битва завершилась преследованием войском Ольгерда остатков орды.
Последствия и значение битвы
Победа литовско-русского войска в сражении, произошедшем задолго до Куликовской битвы 1380 года, подорвала могущество Золотой Орды и положила начало освобождению восточнославянских народов от монголо-татарского ига.
Вследствие одержанной победы Ольгерд отвоевал у татар Киев и захваченное ими в середине XIII века Подолье, расширив таким образом свои владения далеко на юг по направлению к Чёрному морю. И хотя золотоордынские ханы ещё совершали набеги на эти земли и порой приходилось выплачивать им дань, политическую власть на этих территориях они потеряли. Присоединив к своим владениям Юго-Западную и Западную Русь, Великое княжество Литовское стало крупнейшим государством Европы того времени.