Сказка о попе и работнике его Балде
(толкование на сказку А. С. Пушкина)
Протоиерей Александр Григорьев (Санкт-Петербург), настоятель Храма Святителя Николая, при Военно-Медицинской Академии
Специально для ИА «Русские Новости»
| 
 | 
Протоиерей Александр Григорьев
Пошел батюшка на базар за продуктами, так как прислуги у него не было, потому что приход был бедным, а его супруга родила ему на днях пятого ребёнка и все хозяйственные заботы легли на плечи священника.
На базаре батюшка встретил нищего бродягу по кличке Балда, который просил милостыню. Батюшка дал ему немного денег и из сочувствия к горю нищего бродяги спросил его, что с ним случилось. Балда рассказал выдуманную историю о том, что у него сгорел дом, и никто не помог, у него нет паспорта и он вынужден жить на милостыню, что он страдает от голода и холода, ночует в стогах сена, и несколько месяцев не мылся. Ему приходится постоянно прятаться, так как бродяжничество запрещено указом императора Александра I, если его, бродягу, задержит полиция, то высекут и сошлют в Сибирь.
Балда слезно просил батюшку приютить его хотя бы в хлеву. Дрогнуло сердце доброго батюшки, и он взял бродягу домой, разрешил ему помыться в баньке, дал ему одежду со своего плеча, покормил, разрешил ему остаться жить, попросив при этом помочь по хозяйству.
Приход у батюшки был сельский, бедный, и ему в свободное от службы время приходилось возделывать свой участок: пахать, сеять, сажать; доить корову, кормить кур, то есть делать то, что Бог поручил Адаму: «есть в поте лица хлеб свой» (Бытие).
Сначала Балда обрадовался: чистый и сытый, он спал на настоящей кровати в доме, а не в стогу сена, но главное, здесь его не могла схватить полиция, высечь и отправить в ссылку. В отъевшемся на батюшкиных харчах и отдохнувшем «балде» утихнувшие от голода, холода и страха греховные страсти с новой силой разгорелись. Бедняк Балда на самом деле был запойным пьяницей – бил жену и детей, а когда избил до смерти соседа, его заковали в кандалы и отправили на каторгу. Оттуда он сбежал, бродяжничал, попрошайничал и пребывал в страхе, что его поймают, высекут и снова отправят на каторгу.
Балда выпрашивал у батюшки денег, чтобы пойти в кабак напиться и предаться блуду с какой-нибудь бродячей блудницей. Но батюшка, догадываясь о порочных наклонностях бродяги, не давал ему денег и говорил: «Ты сыт, одет и обут, живешь под крышей в тепле, что тебе еще надо? А если ты выйдешь на улицу без паспорта, то тебя схватит полиция, высечет и сошлет в Сибирь». Если Балда захочет, то батюшка выправит ему паспорт, и тогда бродяга сможет выходить на улицу, устроиться на работу, где будет зарабатывать, ведь у батюшки большая семья и денег свободных нет.
Но Балда все более разгорался страстным желанием напиться водки и предаться блуду, а доброго батюшку возненавидел, только и думал как бы «жадного попа» обворовать. Но батюшка был осторожный и закрывал деньги, которые собирал на ремонт храма, в крепкий старинный шкаф, а ключ носил с собой.
Отъевшись и отоспавшись, Балда, наконец, разгорелся такой злобой и завистью, что напал на батюшку, избил его до смерти, взял ключ, украл церковные деньги и сбежал. Услышав шум, в комнату вошла супруга батюшки с детками, и увидели они окровавленное бездыханное тело своего любимого отца. На громкие рыдания семьи священника стали сбегаться прихожане, которые очень любили своего батюшку. Плач, слезы, рыдания, и стоны слышны были по всему селу. Прискакал полицейский, объявлен был розыск.
Долго искать не пришлось. В одном из соседних сел, в кабаке, был найден мертвецки пьяным Балда, со следами крови на одежде. Во время допросов, после хорошего наказания плетьми, он признался в предыдущем преступлении, в бегстве с каторги и нанесении тяжких телесных повреждений священнику, приведших к смерти последнего. За что бродяга был приговорен к пожизненной каторге и в кандалах отправлен под конвоем в Сибирь.
Задумаемся братие о том, что увы и доныне немало таковых трутней аналогичных «балде», которых сумашедший мир считает едва ли не «героями». Именно таковых сторонился А.С.Пушкин, будучи человеком не только творческим, но и Православным Христианином.
Доводилось немало таковых «сидельцев», встречать и мне в бытность мою настоятелем тюремного храма СИЗО «Кресты». Но все зло в тюрьмы не упрячешь, мы должны и сами искоренять его в себе, и показывать добрые примеры жития другим. И да будет так!
Послесловие
Во времена А. С. Пушкина такие мысли (имею ввиду мое толкование упоминаемого произведения Александра Сергеевича) приходили каждому, кто читал «Сказку о попе и работнике его Балде». Но прошло менее ста лет и сознание людей под влиянием западной идеологии атеистического материализма перевернулось с ног на голову.
В начале ХХ века 98% священников, которые служили в сельской местности и в поте лица ели хлеб свой, осуждались как тунеядцы и паразиты. А бродяг, пьяниц, беглых преступников, которых олицетворял «балда», стали считать за героев-революционеров. Разбойники Стенька Разин и Емельян Пугачев, повинные в убийстве многих тысяч людей, были возведены в национальные герои. Когда после февральского переворота 1917 года Керенский открыл двери всех тюрем и каторг, оттуда выплеснулась волна убийц, насильников и извращенцев, которые ограбили не один банк и убили не одного священника. Ограбили и сожгли всю Российскую империю, избили миллионы крестьян, разорили тысячи церквей… А было ли объявлено всенародное покаяние?
Правда, наказал народ пришедший к «власти», бывший преступник Коба (Сталин), который действовал по принципу атамана разбойников: убивая своих, говорил, что» чем меньше нас будет, тем больше нам останется». Он перебил большинство соратников по партии революционеров-ленинцев и миллионы ни в чём не повинных людей, чтобы держать всех в страхе из опасения, что они устроят новую революцию и свергнут его — «отца народов».
Тиран умер, как ушли в небытие и другие — святотатцы, хулители Церкви нашей, которая стоит и доныне, благодаря ее усердным пастырям, труженикам на Ниве Христовой, и народу Божию. Так было, есть и будет всегда, ведь с нами Бог!

 В №6 Нашего Питерского Православного  журнала «Живая вода» обсуждались проблемы подросткового возраста. Но проблемы там, увы, даже не были поставлены. Как будто пишущие никогда не были подростками, либо все их подростковые переживая «вытеснились в подсознание».  Проблема подросткового возраста является общей для всех возрастов: в чем смысл и цель  жизни человека? Именно об этом и спрашивает одиннадцатиклассник Дима Л.: «А чем люди отличаются от насекомых или животных?» Удивительно то, что на приходе, куда он ходил, никто ему не объяснил, чем человек отличается от животного и в чем цель, и смысл жизни христианина.
В №6 Нашего Питерского Православного  журнала «Живая вода» обсуждались проблемы подросткового возраста. Но проблемы там, увы, даже не были поставлены. Как будто пишущие никогда не были подростками, либо все их подростковые переживая «вытеснились в подсознание».  Проблема подросткового возраста является общей для всех возрастов: в чем смысл и цель  жизни человека? Именно об этом и спрашивает одиннадцатиклассник Дима Л.: «А чем люди отличаются от насекомых или животных?» Удивительно то, что на приходе, куда он ходил, никто ему не объяснил, чем человек отличается от животного и в чем цель, и смысл жизни христианина. Крестьяне целый день трудились много лет,
Крестьяне целый день трудились много лет,