Что стоит за отставкой митрополита Христофора? Часть 2. Куда смотрит ОВЦС?

«Мне очень сложно жить потому, что не дают возможности говорить правду»

 

Говоря о том, что митрополит Христофор пытался усидеть на двух стульях – московском и стамбульском, мы, разумеется, вовсе не имели в виду того, что владыка является двурушником. Конечно, это не так. Маневры Предстоятеля Чехо-Словацкой Церкви между Москвой и Фанаром обусловлены реальным положением вещей. А реалии таковы, что для чехов Русская Церковь воспринимается в одном смысловом ряду с Союзом ССР, а, значит и с событиями «пражской весны», точнее, с той интерпретацией этих событий, которые стали составной частью того либерально-демократического канона восприятия новейшей истории, который чехам навязывается уже несколько десятилетий. Константинополь не вызывает негативных ассоциаций, следовательно, переориентация Чехо-Словацкого Православия с Москвы на Фанар может быть истолкована именно в русле рассуждений об избавлении от «коммунистического наследия».

Впрочем, владыка Христофор никогда не уставал напоминать, что: «Для нас Россия – это Святая Русь; и это не история, это есть сегодня, и будет завтра. Именно такой образ России нам дорог».

Люди, близко знающие митрополита Христофора, подтверждают то, что владыка непрестанно напоминал в своих проповедях о необходимости единения славянских народов, об особой роли России. Конечно же, касался владыка в своих проповедях и непростых взаимоотношениях украинцев с русскими. Немудрено – ведь изрядная доля его паствы – это выходцы из Украины.

Но, увы, эти слова не зафиксированы на носителях информации. На русском языке опубликовано не так много слов, сказанных владыкой; проблема же ложных ассоциаций раскрывается лишь в беседе митрополита с главным редактором ИА «Русские новости» (Вильнюс) Ярославом Мошковым:

– Все говорят: «Православие – это Русь». Но если просто говорили бы Русь, то было бы хорошо, но они говорят о большевизме, о большевистской какой-то ориентации. Поэтому здесь нам много надо трудиться, чтобы дать понять, что Православие, конечно, Русь, но Святая Русь! В прошлом веке Русь дала тысячи мучеников за веру христианскую. Святая Русь – это нужно повторять и повторять постоянно. Русь – это не Советский Союз, его уже нет. И сейчас Русь восстанавливается благодаря Церкви духовно, морально, этически. Это Церковь прогрессивная и эту Церковь понимают на Западе, но здесь не Запад. Здесь ситуация, где люди очень мало знают. Если, например, в Германии или Швейцарии, или Франции все знают, что такое Святая Русь. Все понимают, что такое большевизм, что это не Православная Церковь, что Советский Союз – это не Церковь, а Церковь – это совершенно другое.

Здесь у нас в Чехии нет даже элементарного религиозного воспитания ни в школах, ни в университетах. Только те, кто хотят что-то узнать, то могут узнать, но могут узнать в негативном плане потому, что это какая-то тенденция со стороны инославных говорить плохо о Православии.

Богословы и греки, и в Ватикане везде знают, что Православие – это христианская церковь, которая сохранила веру христианскую. Что это истина, что Православие – это истинная вера христианская и это вызывает, конечно, какую-то опасность потому, что на Западе, в западном богословии и у западных людей есть какое-то другое понимание христианства. Запад отошёл от правды евангельской. Мы знаем, что касается Папы Римского, мы знаем, что касается протестантизма, они исказили и продолжают искажать христианство и священное писание.

И что касается этики последних времён у протестантов, то я сказал бы, что об этом лучше не говорить – о вопросах биоэтики, о вопросе аборта. Что там творится? Это что-то ужасное! И богословие какое-то, что Бог – женщина. Бог, конечно же, Он не женщина, Он не мужчина. Бог – это Творец. Здесь всё идёт через философию, через разные течения, через феминизм и такие вещи, которые приходят и уходят. Поэтому протестантство – это такое христианство, они сами говорят, что Церковь – сектор реформации, что надо церковь постоянно менять «как мне нравится», «как мне угодно», «как мне приятно». Все прекрасно понимают, что только Православная Церковь сохраняет истину веры христианской. Поэтому мы немного опасны для них. И результат этого – на нас навешивают ярлык, что мы «красные», что это «коммунистическая церковь»… Это такая бессмыслица!

Ярослав Мошков: Да, уж, это поистине более абсурдных доводов они и не могли бы придумать. Ведь что-что, а у Православия и большевизма ничего общего. Более того, в России была Гражданская война, где с одной стороны были безбожные большевики, а с другой – православное русское воинство. И после Гражданской войны Православие, по сути, на протяжении всего Советского периода подвергалось тяжёлым репрессиям и гонениям.

– Здесь тоже есть люди, которые интересуются историей и всё, что я говорю, они знают. Среди таких православных людей, например, спортсмен Яромир Ягр – это знаменитый чешский хоккеист. Также Карелл Готт – один из самых знаменитых чешских певцов, вот если с ним беседовать, можете всю ночь разговаривать на такие исторические темы. Он прекрасно знает историю, в том числе и Гражданской войны в России, и роли Православной Церкви. Он может очень многое рассказать. Здесь таких образованных людей немало, у которых есть религиозное и историческое образование. Ведь до сих пор говорится, что в современной России «темно», что там большевизм и нет демократии. И мы – это люди, которые могут разъяснить и помочь понять, что правда, а что ложь. Это ведь никто другой так не говорит, как мы – Православная Церковь и православные люди.

И конечно, мне очень сложно жить потому, что не дают возможности говорить правду.

Уже пять лет как лично меня «нет» [интервью было дано еще в 2009 году – прим.авт.] потому, что я по-чешски могу хорошо говорить, могу разъяснить, на вопросы могу дать ответы, но никто не даёт мне этой возможности, поскольку это ответы, которые им не нравятся. Я несколько раз так делал, после чего СМИ уже не приглашают – все боятся. Можно сказать, что здесь в Чехии нет демократии потому, что не дают возможности всем говорить и не приглашают.

Чувство такого унижения для меня не ново.

Как православный человек я должен это понимать, и я это, конечно, понимаю».

 

А куда смотрит ОВЦС?

Итак, из этих слов совершенно очевидно то, что владыка Христофор искренне любит Святую Русь. И то, что он был вынужден лавировать между Москвой и Константинополем, говорит о том, что позиции нашей Церкви в Чехии не так уж прочны, как могли бы быть.

А значит тут простор для деятельности церковного министерства иностранных дел – Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). Выстраивание отношений с братскими Православными Церквями – одно из важнейших направлений деятельности Отдела. Церкви наши хотя и братские, но шероховатостей в отношениях Русской Православной Церкви и с Константинопольским Патриархатом, и с Иерусалимским, и с Румынским (самые проблемные направления) хватает.

Конечно, ОВЦС занимается всеми внешними связями, не только православными. И, надо отдать должное, на «ватиканском направлении» наше внешнеполитическое ведомство трудится активно и есть немало достижений. За последние годы позиции нашей Церкви в диалоге с Ватиканом, существенно усилились. Достаточно вспомнить, как при прежнем папе Бенедикте XVI (Ратцингере) были нормализованы отношения с католиками, воплощением чего стало как прекращение оголтелого прозелитизма и открытой поддержки Ватиканом униатов, так и удаление из Москвы Тадеуша Кондрусевича.

Католический архиепископ Кондрусевич (Tadeusz Kondrusiewicz) с 1991 был апостольским администратором для католиков латинского обряда европейской части России. Деятельность этого энергичного иерарха Римо-католической церкви, которого активно поддерживал папа-поляк Иоанн-Павел II, увенчалась тем, что существовавшие до 2002 года Апостольские Администратуры в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске были возведены в ранг епархий, апостольская администратура получила статус архиепархии, а Кондрусевич стал первым Митрополитом новообразованной Митрополии Католической Церкви в России.

21 сентября 2007 года папа Бенедикт XVI освободил его от руководства архиепархии и назначил архиепископом-митрополитом Минско-Могилёвским. Кстати, Фаддей Игнатьевич Кондрусевич является первым рыцарем из Беларуси, принятым в ряды Суверенного рыцарского ордена госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты с титулом почетного конвентуального капеллана. Впрочем, принятие в Орден произошло уже после того, как митрополит был удален из Москвы.

Помимо католиков интенсивно развиваются отношения с другими инославными конфессиями – с протестантами и монофизитами. Налажено общение и с мусульманами.

А вот об отношениях с Православными Церквями такого не скажешь. Более того, тут буквально провал следует за провалом.

Сначала ОВЦС «проспал» скандал в Американской Православной Церкви, приведший к отстранению митрополита Ионы. Джеймс Паффхаузен (James Paffhausen), в монашестве Иона, был избран в 2008 году на XV Всеамериканском Соборе Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всея Америки и Канады. На этом посту владыка Иона предпринимал шаги, направленные на сближение Американской автокефальной Церкви с Московским Патриархатом.

Уже в апреле 2009 года разразился скандал, связанный с категорическим несогласием митрополита Ионы с идеей подчинения всех православных юрисдикций США Константинополю, «иностранному патриархату», «всё ещё находящемуся под исламским господством». [1]

Выступал за то, чтобы православные американцы проявляли социально-политическую активность, открыто заявляли о своей позиции по социальным проблемам. Митрополит Иона стал одним из христианских лидеров США, подписавших Манхэттенскую декларацию (The Manhattan Declaration: A Call of Christian Conscience). Декларация призывает к тому, чтобы христиане не соблюдали те государственные законы, которые входят в прямое противоречие с требованиями веры. В первую очередь, речь идет о несоблюдении законодательных актов, легализующих аборты, эвтаназию и содомию.

Однако, между Предстоятелем и епископами образовался разлад, глубины которого владыка Иона на первых порах не осознавал. И вот очередные шаги, направленные на сближение с Московским Патриархатом, были интерпретированы его противниками как «попытки заменить независимый статус автокефалии ПЦА на кабальную автономию в РПЦ МП». В июле 2012 года под давлением группы архиереев и священников владыка Иона был смещен. А ОВЦС пришлось изображать хорошую мину.

Другой пример. В тяжелейших условиях находится ныне древнейшая Антиохийская Православная Церковь, с которой исторически сложились у Русской Церкви добрые отношения. «Друзья познаются в беде», – гласит народная мудрость. Самое время ОВЦС организовать активную материальную и моральную поддержку братьям из Сирии. Но некому наладить эту постоянную работу, подходящих кадров у ОВЦС не оказалось. Формально есть целое Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе, но его глава архимандрит Александр (Елисов) из соображений безопасности наблюдает за ситуацией из Парижа. Не наше дело заниматься нравоучениями, тем паче ситуация в Дамаске действительно небезопасная, есть немало случаев убийств и похищений христианских священнослужителей, но нельзя не печаловаться, что ОВЦС не сумело найти достойной замены отцу архимандриту, чтобы на месте координировать организацию помощи страждущим православным Сирии.

И вот теперь – когда Пражская Православная Архиепископия оказалась стиснутой между Кесарем и Мамоной – произошел переворот, в результате которого позиции Московского Патриархата в Чешских землях и Словакии вряд ли усилятся. Во всяком случае, нельзя забывать того, что ключевые фигуры переворота – по оценке нашего источника в Праге – ориентированы на Фанар. По-видимому, в качестве главы Православной Церкви в Чехии и Словакии планируется архимандрит Марек (Крупица), который уже проговаривался, что нестроения, связанные с делом митрополита Христофора, могут создать дополнительные трудности накануне приезда в Чехию патриарха Варфоломея:

«Ситуация, в которой оказалась Православная Церковь Чешских земель и Словакии, нас всех тяготит. Она мешает надлежащим образом сосредоточиться в период Великого поста и подготовиться к празднику Светлой Пасхи. Она нас также обременяет в преддверии 1150 годовщины прихода святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, которую мы будем праздновать при участии Его Святейшества Патриарха Варфоломея и других представителей Поместных Церквей 25 мая в г. Микульчице в Южной Моравии».

Такая вот проговорочка. А ведь на торжество планирует прибыть и патриарх Кирилл, но архимандрит Марек не упоминает этого, говоря лишь о «других представителях Поместных Церквей».

 Один из главных заговорщиков архимандрит Марк. Чехия.

 

«Любая попытка насильственной смены власти ведет за собой негативные последствия для паствы»

На данный момент архимандрит Марек (Крупица) является председателем Церковного суда Православной Церкви Чешских земель и Словакии. 18 апреля он сместил престарелого архиепископа Оломоуцко-Брненского Симеона, который управлял делами Митрополии на протяжении 5 суток после отставки митрополита Христофора.

Напомним, что архиепископ Симеон с великой радостью воспринял заявление г-жи Рапцуновой, признавшейся в том, что она оклеветала владыку Христофора. 18 апреля архиепископ Симеон опубликовал заявление по поводу отзыва канонической жалобы от 17.04.2013, в котором кроме всего прочего отметил, что это признание стало огромным облегчением для всей Православной Церкви и особенно для Священного синода, который может вскоре собраться и очистить владыку Христофора от грязных обвинений. В этот же день владыка Симеон был отстранен молодым энергичным архимандритом Мареком, который тут же был назначен управляющим делами Пражской епархии. И уже 23 апреля новый Управделами Пражской епархии проводит кадровые перестановки в организационной группе майских кирилло-мефодиевских торжеств.

26 апреля в Брно проходит рабочая встреча представителей Православной Церкви чешских земель и Словакии с участием управделами Пражской епархии архимандрита Марека (Крупицы), протоиерея Ярослава Шуварского и других. Присутствующие аннулируют все полномочия, предоставленные заслуженным митрополитом Христофором. Управделами епархии архимандрит Марек аннулирует права подписи счетов Ведомства митрополичьего совета, предоставленные владыкой Христофором.

Спустя 2 дня Сергей Комков, директор Русского Дома в Марианских Лазнях, пишет Священному Синоду от имени российских соотечественников в Чехии письмо, где, в числе прочего, говорится следующее: «Надеюсь, что Священный Синод прислушается к голосу истинно верующих людей и не допустит раскола в чешской православной церкви. В противном случае православные верующие отвернутся от церковных иерархов. Подумайте, что вам дороже: личные амбиции или любовь и верность вашей паствы?»

Реакцией на тот резонанс, которое вызвало письмо С.Комкова, стало «Обращение к русским читателям», подписанное Управляющим делами Пражской епархии архимандритом Мареком. В письме утверждается, что в русскоязычное информационное пространство попадает ошибочная и вводящая в заблуждение информация. Об отзыве канонической жалобы в Обращении прямо не упоминается. По поводу ранее упомянутого очищения владыки Христофора указано, что владыка Христофор якобы очищен не был, что против него выдвигаются дальнейшие обвинения, и – что главное во всей интриге – к исполнению своих функций митрополит Христофор ни в коем случае вернуться не может.

Вывод, который напрашивается после всего, произошедшего в Чехии в течение великого Поста, неутешителен: по-видимому, Православная Церковь в Чехии и Словакии надолго потеряна для Москвы.

И дело тут вовсе не в ущемлении нашего самолюбия (все-таки Чехо-Словацкая Церковь получила автокефалию де-факто из Москвы), и даже не в геополитическом факторе (хотя и об этом не надо забывать, ведь Чехия является транзитером российского газа, а, значит, играет важную роль в попытках лидеров некоторых европейских государств выдавить Газпром). Мы, православные, должны, прежде всего, подумать о духовных вещах.

Под духовными вещами в данном случае мы понимаем образ христианской жизни – как образ мысли, так и образ действия. Попросту говоря, ответ на вопрос: «В чем заключается смысл христианской жизни?» людьми, воспитанными в лоне современной Греческой православной культуры и современной Русской православной культуры будут даны различные ответы.

Поэтому выбор между Москвой и Константинополем – это не только выбор между неким универсализмом византийского образца и одной из национальных духовных культур, как нас пытаются уверить, но выбор между аскетической традицией – которая несмотря ни на что находится в центре Русского православного уклада, и т.н. «облегченным Православием», который, увы, ассоциируется с влиянием мировоззрения, сформированного той интеллектуальной традицией, носителями которой являются приверженцы Вселенского Патриархата.

Сдача митрополита Христофора, по всей видимости, приведет не просто к ослаблению Московского Патриархата, но к усилению апостасийных процессов, воплощением которых станет дальнейшее распространение «облегченного Православия», «Православия-лайт».

Но митрополит Христофор, судя по всему, сдаваться на милость победителей-интриганов не намерен. Очевидица передает слова Владыки, пребывающего в затрапезном Тешинском монастыре: «Я уже заявлял, что ВСЕХ ПРОЩАЮ за все, что произошло, теперь слово за властьпредержащими церковными лицами. Никогда не стремился к власти. Но любая попытка насильственной смены власти ведет за собой негативные последствия для паствы, одновременно выявляя безнравственную природу тех представителей церкви, кто способен на подобное».

 

Примечания:

[1] Statement of the Order of Saint Andrew, Archons of the Ecumenical Patriarchate in America.

There’s one solution that’s being proposed in which we all submit to Constantinople. We all submit to a foreign patriarchate where all decisions will be made there. Where we will have no say in the decisions that are made, we will have no say in our own destiny and we surrender the freedom that we have embraced as American Orthodox Christians to a patriarch that is still under Islamic domination.

 

Читать 1-ю часть.

Ещё похожие новости