14 января Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус был обрезан, при этом Ему было наречено имя, предреченное при Благовещении архангелом Гавриилом Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).
Смысл этого праздника таинственен для нас. Почему при посвящении младенца мужеского пола Богу надо было обрезать крайнюю плоть? Мы знаем обычаи христианские, при Крещении состригается лишь прядь волос крещающегося. При монашеском постриге тоже.
Обычай обрезания крайней плоти у мальчиков является очень древней операцией, наряду с такой, как трепанация черепа. В пустыне Сахара, на территории Египта в гробнице Фараона Анкхамора был обнаружен барельеф на котором изображена сцена – обрезание крайней плоти двум молодым юношам. Статую, изображающую Фараона с половым органом со следами обрезания, можно увидеть в Каирском музее. Сохранились древние папирусы с изображением этой операции. Таким образом, эта операция широко практиковалась уже в третьем тысячелетии до нашей эры! Некоторые учёные археологи находили наскальные рисунки на которых изображено обрезание и возраст этим рисунков – около 15000 лет.
Существует ряд медицинских объяснений необходимости этой операции. Первая из них гигиеническая. Обряд обрезания чаще всего встречается на Африканском континенте, в регионе с жарким климатом, где недостаток воды приводит к трудностям соблюдение правил гигиены.
Другой тип объяснений предполагает, что этот обряд является одним из компонентов ритуала инициации – посвящения, перехода к взрослой жизни, превращения мальчика в мужчину. Именно в этом аспекте он исполняется у аборигенов Австралии. То есть мистики вокруг этой операции действительно много.
Согласно библейской традиции, обряд обрезания восходит к патриарху Аврааму, который в возрасте 99 лет совершил обрезание себе и всем домочадцам мужского пола, как предписал ему Бог: С этим заветом связано обещание Бога отдатьХанаан потомкам Авраама.
«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Бытие,.глава 17)
Таким образом тот орган, что должен быть у каждого мужчины, нуждается в «обрезании». Смысл этого действия и есть инициация, начало противостояния животному началу, необузданности сил плоти, но не в значении полной победы над нею, а в смысле ограничения, заключения в рамки, обрезания плоти до известных пределов, которое составляет здоровую норму. Пожертвовать лишним, крайним, чтобы получить мощь целого, целомудрие. Формулу Завета, данного Аврааму, вернее всего выразить так: “Пусть будет противостояние плоти у вас каждого мужчины”. Но не женщины. Ей активное противостояние было не нужно. То есть получается такой краткий императив: «Имейте контроль над плотью, чтобы противостоять силе стихии ее».
У всех Заветов, которые заключает Господь, есть некий тайный или явный знак Знак Завета между Богом и человеком, то есть нечто такое, что должен сделать сам человек. Это может быть выражено действием, словом, исполнением заповеди. Знак Завета хранит Завет, а завет хранит сердце наше. Таким знаком Завета на теле мужчины и являлась операция обрезания крайней плоти.
99-летний Авраам делает обрезание сам, сознательно. Всем остальным обрезание будет сделано на 8 день. Число 8 знаменует переход на совершенно другой уровень. После первой недели земной жизни, пережив одну субботу, младенец проходит и первый обряд. Обрезанию подвергается и рожденный от служанки и любой работник, даже из чужого племени. Таким образом народ израильский формировался не только из семени Авраама. То есть евреем прежде всего делало обрезание, а только затем рождение. Но всякое движение праведности зачинается очищением тела и начинается с овладевания им.
Тот же мужчина, которому не сделано обрезание, считается «неовладевшим своим телом». И потому душа того, кто «не овладел телом своим» будет отторгнута от тех, кто с Ним, ибо «Мой Завет расторгнут им».
«Отвержение» это для души человека – одно из самых страшных явлений, о которых Книга Бытия говорит лишь в самых серьезных случаях. «неовладевание» разрушает Завет и душа его истребляется, отторгается от Господа. Оказывается, что отсутствие знака Завета есть нечто большее, чем символ и память; это как раз то, нарушение чего ведет к изоляции души от Бога и Его народа и, как следствие, к ее гибели.
И младенец Иисус, телесно рожденный от матери Его Марии, плоть от плоти народа своего, иудей из царского рода, дома Давидова. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» ( Лк, глава 2).
Но пройдет совсем немного времени и Савл Тарсиянин, апостол Павел напишет в послании Галатам: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью…… сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную……Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. »
И в этом весь смысл духовной революции принесенной в мир Христом. Он, прошедший все телесные обряды инициации, вплоть до смерти телесной, крестной смерти, отменил законы первенства плоти над духом. Спасение не по плоти, а в Духе по благодати.
Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право богоизбранности, поэтому они с благоговением празнуют этот христианский праздник Обрезания Господня. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны.
По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, сам принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
Праздник Обрезания Господня, хотя относится и великим праздникам и имеет праздничный знак, но не принадлежит к двунадесятым праздникам и празднуется один день – без предпразднества и попразднества. По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.