Каждый третий учитель в России – лишний
Минобразование признает, что тысячи педагогов скоро останутся без работы
В ожидании реформы финансирования бюджетных учреждений России, наиболее массовые из которых – средние школы, по стране уже проходят обоснованные слухи о грядущих сокращениях педагогических кадров. Пока официальные чиновники не спешат объявлять о масштабах реформы, в учительском сообществе уже называют цифры одна другой страшнее – верить ли им, непонятно, но опровергать их также никто не спешит.
Так, в ближайшем учебном году в Московской области будут уволены 8,5 тысяч учителей, – такую цифру приводит член комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ профессор Любовь Духанина. «О том, что в школах Подмосковья в наступающем учебном году расстанутся с 8,5 тысячами учителей, я прочитала в журнале «Вестник образования», №10 за этот год, – пояснила Духанина «СП». – Это расчеты специалистов Минобразования, опубликованные в официальном журнале ведомства».
Причина столь масштабных кадровых чисток в школах – то, что соотношение числа учеников и учителей слишком «роскошное», уверен обозреватель газеты «Версия» Матвей Лебедев. По информации издания, «сейчас на одного учителя в среднем по стране приходится 9,6 ученика, а должно по существующим нормативам – 15 учеников». Получается, что треть «преподов» – попросту лишние – резюмирует газета.
В Минобразования Мсковской области «СП» не смогли официально подтвердить существование таких нормативов; федеральное министерство для комментариев оказалось недоступно – вероятно, по летнему времени. «Ни о каких нормах, предусматривающих количество учеников на одного учителя, я не слышала, – отметила в разговоре с обозревателем «СП» Любовь Духанина.
– Есть, правда, санитарные нормы – СанПиН – которые регламентируют наполняемость классов. По ним количество учеников на одного учителя не должно превышать 25 человек (кстати, во многих школах эти нормы приходится нарушать)».
Таким образом, хотя Минобразования на полуофициальном уровне уже признает, что российским школам грозит серьезная кадровая революция, получить внятные разъяснения от чиновников по-прежнему непросто. Между тем, если есть какая-то тема, которая волнует без преувеличения большинство граждан России – это образование.
«До тех пор, пока не определен объем образовательного госзаказа, мы не можем говорить о том, что столько-то школ сократят, столько-то педагогов останутся без работы, – пояснил «СП» директор столичной школы «Интеллектуал» Евгений Маркелов. Более подробно ситуацию прокомментировала директор другой московской школы, расположенной на северо-востоке Москвы – на условиях анонимности:
«Нормативы по количеству учеников на одного учителя в Подмосковье, может быть, и существуют, не знаю. В Москве очень многое зависит от конкретной школы. Всегда найдутся «хорошие» школы, где из любых нормативов можно сделать исключение.
В средней столичной школе одновременно учится около 1000 человек, если брать 11 классов по 3 параллели. Полный комплект учителей-предметников в современной средней школе – это около 20 человек. Но по одному предметнику на школу – крайне недостаточно, хотя, конечно, кое-где бывает, что нет вообще ни одного. Но для качественного обучения необходимо 2-3 предметника. Прибавьте сюда учителей начальных классов – еще 10 человек, они постоянно находятся со своими подопечными.
В результате мы имеем около 70 одних учителей (а не «сотрудников школы» в целом, ведь к числу сотрудников относятся и технички, и завхоз, например). Это дает нам около 14 человек на одного преподавателя. Примерно эти цифры и называют в качестве норматива.
Но я уверена, что в Подмосковье многие школы имеют гораздо меньше, чем три параллели по 25 человек в каждом классе. И если начать сокращать педагогов под нормативы, то получится, что оставшиеся учителя просто не в силах будут справиться с нагрузкой.
И самое главное. Сейчас на подходе – уже в этом году – волна детей «нового бэби-бума» середины 2000-х. У нас были настоящие войны за место в начальных классах, не далее как в этом мае. То есть проблема малокомплектности школ – она становится неактуальной, в том числе, думаю, и для области: там же был бурный строительный бум, значит, и дети есть. Конечно, это прекрасная идея будет – выкинуть педагогов на улицу, а потом думать, откуда взять новых уже через пару лет».
В нынешних условиях создается ситуация, когда обе стороны учебного процесса – семьи и педагогические коллективы – вынуждены спина к спине обороняться от «оптимизирующего» их жизнь государства. Так, недавно скандал разразился вокруг средней школы №7 города Ульяновска – ее, как потенциально малокомплектную, собирались закрыть. Дополнительным аргументом в пользу закрытия школы № 7, кстати, послужила плохая успеваемость ее учеников – впрочем, как вскоре выяснилось, скромные показатели ЕГЭ объяснялись тем, что школа коррекционная, от ее питомцев требовать рекордов было бы странно.
Проблему на этом этапе удалось решить: родители и учителя, объявив голодовку, добились отмены решения об упразднении школы. Вероятно, подобная же схема может применяться и в других регионах – аналогично тому, как после относительного успеха в Пикалево жители многих моногородов задумались о столь же громких акциях привлечения внимания.
Правда, в большинстве школ России (Подмосковье не исключение) родительские комитеты организованы куда лучше, чем сообщества жителей моногородов. Так что через какое-то время вполне можно ожидать попыток организации обучения детей за свой счет – тем более, что без посредства государства это куда дешевле, чем кажется.
Единственная, но крупная проблема на пути к «земскому» образованию – та, что для получения аттестатов зрелости и ЕГЭ гособразца школа должна удовлетворять массе требований, многие из которых как будто специально придуманы для того, чтобы затруднить жизнь частным школам. Что потребуют российские родители от государства: чтобы оно не экономило на средних школах или чтобы разрешило гражданам полноценное частное образование? В любом случае, сделанный выбор будет достаточно знаковым.