После того, как на прошлой неделе было объявлено о покупке Google «Бегуна» – одного из основных участников российского рынка контекстной рекламы, принадлежащего «Финам» и «Рамблер-Медиа», в главном российском конкуренте Google – «Яндексе» – забили тревогу. Рунет массово стал цитировать выступление компании в корпоративном блоге, где «Яндекс» заявил о «тревожном изменении ландшафта российского интернета». В том смысле, что агрессивное внедрение на отечественный рынок «Гугла» лишает Рунет «эксклюзивных технологий».
В ситуации разбирался обозреватель РИА «Новый Регион» Алексей Усов.
Эксперты отнеслись к заявлению отечественных поисковиков скептически, напомнив, что Google привносит множество новых технологий на наш рынок. Кроме того, «уникальность» сохраняется либо благодаря жесткой конкуренции, либо, как действует китайский поисковик Baidu – за счет протекционистской политики государства, отсекающей соперников.
Тем не менее, повод для беспокойства у «Яндекса» есть: один из ведущих мировых игроков и европейский монополист, который в течение долгого времени довольствовался примерно пятой частью рынка, в один момент получил доступ к поисковым ресурсам старейшей интернет-компании страны. В дополнение к сделке, Rambler обязался размещать рекламу Google в поисковых результатах. За счет этих договоренностей и собственных ресурсов, Google получил возможность массового внедрения своей системы контекстной рекламы AdSense на абсолютно неразработанное поле. По данным главы Google Russia Владимира Долгова, в России только 70 тысяч компаний используют контекстную рекламу – при наличии 3 миллионов юридических лиц. Рекламных площадок тоже немного: из более миллиона сайтов в зоне Ru – контекстная реклама стоит только на 44 тысячах. В таких условиях, с ресурсами международной корпорации, можно предположить в ближайшие годы формирование в Рунете рекламной монополии. В Украине, к примеру, монополия Google утвердилась уже давно, как в поиске, так и сфере контекстной рекламы. Украинские порталы, в том числе и русскоязычные, один за другим переходят на поиск Google, не обращая внимания даже на предложения от Microsoft.
Технологии, созданные в России, еще не скоро смогут конкурировать с мировыми, считает аналитик «Финам» Леонид Делицын. «Должно пройти несколько лет, прежде чем российские компании станут обладать финансовыми ресурсами, сравнимыми с ресурсами международных корпораций, – говорит аналитик. – А пока перспективные российские разработки будут приобретаться зарубежными компаниями».
«Яндексу» брошен вызов и в тех сферах, где компания традиционно сильна – в технической проработанности отдельных сервисов. К примеру, в стадии тестирования находится проект News.Google.Ru, который может составить серьезную конкуренцию «Яндекс – новости». В качества агрегатора новостей сервис «Яндекса» пока вне конкуренции – Rambler mass-media News и GoogleNews скорее догоняют его, чем всерьез соперничают, считает руководитель ИТ-раздела журнала «Деловой квартал» Даниил Силантьев. «Яндекс» сначала боролся за лидерство в Рунете с Рамблером, а теперь борется за выживание с Google. Поэтому он технически более сложен и современен», – полагает эксперт «Нового Региона». «Создается впечатление, что «Яндекс» использует сервис новостей как полигон для обкатки новых технологий поиска», – добавляет Силантьев.
Вместе с тем, положение монополиста приводит к не самым благоприятным результатам для пользователей и участников сервиса. По оценкам экспертов, новостные ресурсы Рунета за счет работы с сервисом «Яндекса» получают до 30% трафика. Яндекс взял на себя нелегкую миссию – анализировать источники текстов, выбирать из них наиболее качественные и представлять аудитории. Для этого разработан алгоритм автоматической обработки, сортирующий источники по теме и реме, информационной насыщенности, семантическим связям.
Как отмечает «Независимая газета», не раз становившаяся жертвой манипуляций «Яндекса», взяв на себя функции оценки, то есть ранжирования, агрегатор становится распределителем аудитории. И тут открываются широкие возможности для манипуляций, ограниченные только лишь репутационными рисками сервиса сбора новостей. В один несчастливый миг отдельный источник обнаруживает, что, несмотря на видимое соблюдение им критериев, описанных в соглашении с Яндексом, он перестал устраивать «робота».
Последствие нелюбви «робота» Яндекса – падение трафика (то есть аудитории), и, следовательно, – недобор рекламных показов. То есть речь идет о прямом ударе по карману «нелюбимого». Но хуже того – поскольку сервис ранжирует источники, то урон наносится месту СМИ в табели о рангах. Рекламодатель видит сравнительную характеристику ресурса и отворачивается от него.
К этим выводам можно добавить то, что положение монополиста позволяет вообще игнорировать те же «репутационные риски» – у потребителей и участников процесса в альтернативах пока – только порнотрафик. «От «Яндекса» многое зависит и это большой трафикогенератор для большинства изданий, которые умеют с ним обращаться», – отметил Даниил Силантьев. «Яндекс-новости» это действительно мощный распределитель аудитории – но он никому ничем не обязан. Коммунизм закончился, каждый делает то, что ему кажется выгодным, а остальные вольны с ним соглашаться или нет. Ни один ресурс не может полностью полагаться на поисковый трафик – сегодня он есть, а завтра заменили Магадан, Находкой и конец. Понятно, что отказаться от него нельзя, но надо понимать, что это зона риска», – добавляет эксперт.
Монополию «Яндекс-новостей» в ближайшее время могут поколебать все более популярные российские проекты социальных новостей, такие как Newsland или СМИ2, и все тот же соперник – Google со своим новостным сервисом. Недавно директор российского отделения Google Владимир Долгов пообещал, что сервис может в течение года завершить бета-тестирование, и к нему будет добавлено множество технических усовершенствований. Притом, некоторые из этих новшеств могут действительно «изменить ландшафт» как минимум, в принципах действия сми-агрегаторов в Рунете, создав весомую альтернативу новостной системе «Яндекса».
Как отмечает «Вебпланета», Google в ближайшее время приобретет компанию Digg, которая будет интегрирована в новостной агрегатор Google News. Принцип действия движка Digg, который уже используют вышеназванные российские ресурсы, – система «социальных новостей», при которой топ новостей составляется пользователями, а не «особо умными роботами». На странице поиска пользователи могут «проголосовать» за те или иные сайты. Нажав кнопку «нравится», можно проголосовать за сайт, нажав «не нравится» – против. Кроме того, можно добавлять комментарии о релевантности той или иной ссылки в выдаче. Google уже использует такой принцип в тестовом режиме. Основной аргумент против системы «социальных новостей» – «кто из пользователей станет доверять чужому вкусу». Но альтернативой пока являются только не самые адекватные «роботы», которые открыты для манипулирования. В том числе – и по политическим мотивам, или через «мягкие» экономические методы. Китайская «Байда», к примеру, «ненавязчиво» отсекающая ресурсы, которые противоречат политике Компартии Китая по построению «социализма с китайской спецификой».