Самоубийство считается у православных христиан самым страшным грехом, за который не отпевают в храме и никогда не хоронят в церковной ограде. Только где-нибудь на отшибе, подальше от людских глаз и Божьего попечения. Такова веками сложившаяся традиция. И это справедливо. Ибо, жизнь дает нам Господь, и только он вправе ею распоряжаться.
Но, кажется, что эту простейшую истину до сих пор не усвоили некоторые клирики из Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Потому что решили совершить акт публичного массового политического самоубийства. Не в физическом, а в духовном смысле.
Так сложилось исторически, что чешская и словацкая православная церковь никогда не имела самостоятельности. Потому что была малочисленной по составу и весьма слабой по материальному обеспечению. До Второй мировой войны большая часть населения Чехословакии была католиками. А после войны, в период процветания социализма – атеистами. И лишь с конца 80-х годов прошлого столетия начался подъем православного самосознания.
В 1951 году по инициативе «вождя народов» Иосифа Сталина Московская патриархия выступила с инициативой предоставления Чехословацкой православной церкви статуса автономии. Но, вся беда заключалась в том, что инициатива эта никак не согласовывалась с традициями мирового православия. Ибо, подобное право испокон века имела лишь Вселенская (Константинопольская) православная церковь. Именно она была блюстительницей православных канонов и вела канонические списки автокефальных церквей. И лишь она своим решением могла дать той или иной православной церкви статус автокефальной (то есть, независимой).
Но в советский период спорить с решением Москвы никто не решался, и это каноническое недоразумение воспринималось всеми как некий политический казус.
С началом постсоветской эпохи в России и в странах Восточной Европы все принципиально изменилось. Теперь Чешской и Словацкой православной церкви надо было заручиться поддержкой Константинопольской патриархии. И та пошла им навстречу, предоставив в 1998 году своим Томосом (специальным решением, имеющим статус канонического закона) Православной Церкви Чешских земель и Словакии статус автокефальной.
Однако, Томос предусматривает целый ряд моментов во взаимоотношениях между Чешской и Словацкой церковью и Константинополем. Один из них – возможность влиять на внутреннюю политику этой церкви через участие в работе в ней специальных представителей Вселенского патриарха.
Именно этим пунктом и воспользовался Вселенский патриарх Варфоломей, направив в Прагу своего представителя для участия в качестве наблюдателя на выборы Пражского архиепископа 19 октября 2013 года. Митрополит Галлицкий Эммануэль известен своими прекрасными познаниями в области канонического права. А, поскольку в чешской православной церкви за последние месяцы было совершено огромное количество нарушений именно в области канонического права, визита этого известного клирика ждали с нетерпением.
Владыка Эммануэль не стал вмешиваться в процесс проведения заседания Священного Синода, который состоялся накануне Епархиального Собрания – 17 октября. И это вселило в тех, кто настойчиво в последние месяцы изо дня в день разрабатывал планы захвата власти в чешской и словацкой православной церкви, уверенность в своей победе. А напрасно!
В ходе самого Епархиального Собрания владыка Эммануэль уже отмалчиваться не стал и со всей полнотой использовал предоставленное ему право. Он не стал никого ни в чем убеждать, никого ничем пугать. Он просто предупредил, что, по мнению Константинопольской патриархии, ни один из кандидатов, представленных Епархиальным советом на пост Пражского архиепископа, к этому не пригоден. И оба – по причине своей неканоничности.
Новоявленный монах Дорофей (в недавнем прошлом – Эрнест Раптсун) не пригоден по причине не каноничности своего развода с женой – клеветницей Ксенией Раптсуновой. А архиепископ Михалковский Юрай (Георгий Странский) – по причине своей нетрадиционной сексуальной ориентации.
А также митрополит Эммануэль предупредил высокое собрание о последствиях подобного рода выборов.
Совершенно очевидно, что Константинопольская церковь, на которую исторически была возложена миссия соблюдения мирового православного движения, никогда не пошла бы на то, что в одной из поместных церквей грубо эти самые каноны будут попираться.
Естественно, Константинополь никогда не будет силой вмешиваться во внутренние дела кого бы то ни было. Но смешно было бы думать, что, в случае грубейшего нарушения основополагающих канонов, он будет все это воспринимать спокойно. И будет делать вид, что ничего страшного не случилось.
Какие же формы и методы наказания канонических нарушителей есть сегодня в распоряжении Вселенского патриарха?
Самым страшным видом наказания сегодня является, безусловно, одно – лишение «провинившейся» церкви статуса автокефальной.
Ну и что? – Спросите вы. Можно жить и без этого. Только в том-то и дело, что нельзя. Законы православия суровы. Если вы лишены этого статуса и исключены из перечня автокефальных церквей, то вы, либо должны полностью перейти в подчинение другой церкви, либо превращаетесь в изгоя. То есть, говоря простым языком, в сектанта, в раскольника.
Видимо, всего этого до сих пор так и не уразумели чешские святые отцы. Хотя многие из них носят ученые звания магистров богословия.
После того, как выборы в очередной раз с треском провалились (а иного и нельзя было ожидать, так как в чешской церкви все-таки осталось значительное количество истинных служителей) группа клириков, подогреваемая все теми же смутьянами, что и раньше, решила «обидеться». И написала возмущенную петицию самим себе. По-другому это назвать нельзя, потому что это обращение написано к членам все того же Епархиального Совета и Священного Синода.
Действия известного правоведа-канониста митрополита Эммануэля в нем названы грубейшим вмешательством в дела независимой церкви. И в адрес Константинопольской православной церкви вылит ушат обид. Хотя, обижаться-то, по большому счету, следует лишь на самих себя. На свое неуемное желание пойти наперекор веками устоявшихся канонических правил и законов. На свое неумение конструктивно решать какие-либо вопросы. На свою неуемную жадность и жажду денег и власти.
Только вот зря эти весьма недальновидные клирики (таковых набралось 26 человек, то есть около половины клириков Пражской епархии и около 1/3 от всех клириков чешской и словацкой православной церкви) затеяли подобного рода свору с весьма могущественной и весьма уважаемой в мире православной церковью. Этот камушек им явно будет не по зубам.
Хотя, в связи с этим, в голову невольно закрадываются некоторые подозрения. Уж слишком активно во всей этой истории вел себя официальный представитель Московской патриархии в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк. Он лез вон из кожи, выдвигая одного из провалившихся кандидатов – Эрнеста Раптсуна, и активно противодействовал выдвижению других кандидатур. Что-то уж больно во всем этом он стал похож на известного в российской истории провокатора – попа Гапона, который стал причиной кровавой расправы в 1905 году.
Так чего же добиваются подписанты?
Отмены результатов выборов? – Это невозможно!
Наказания митрополита Эммануэля? – Это глупость и полный абсурд!
Невмешательства в дальнейшем Константинополя в дела своей церкви? – А вот это вполне вероятный сценарий. Только осуществиться он может лишь в одном случае – если Вселенский патриарх ликвидирует свой Томос о даровании Чешской и Словацкой православной церкви автокефалии.
Таким образом, кто-то явно подталкивает клириков чешской православной церкви к своему политическому самоубийству. Только осознают ли эти «деятели» всю полноту своей личной ответственности за совершенное?
Думаю, что нет. Потому что в случае, если подобное все-таки произойдет, Православная Церковь Чешских земель и Словакии из уважаемой поместной церкви в один момент превратится в сборище сектантов и раскольников. И весь православный мир от нее моментально отвернется.
И тогда всем абсолютно безразлично будет, кто является в этом непотребном сборище главным.
Сергей Комков – вице-президент Международной Академии духовного единства и сотрудничества народов мира, доктор философских наук, доктор права, профессор, писатель