Мама говорит, что завтра мы пойдем в школу. 1 сентября – это праздник. Оденемся красиво и нарядно, мама купила цветы учительнице и будет звонок. (Мысли первоклассника)
Опять в школу… Как же классно было летом, а каникулы-то быстро закончились. Интересно, как провела лето Даша? Витька хвастался, что поедет летом к морю. Интересно, ездил к морю или нет? (Мысли ученика 4 класса)
Как надоело… Витька еще этот… Гад… Типа, праздник, какой это праздник? Мариванна на нервы капать будет, мозги сушить, да пошли они все. Вырядятся как всегда все, богатенькие. Я б лучше с друзьями на шашлычки, пока они там пилить будут про школу, на фиг она, эта школа…(Мысли ученика 8 класса)
Как по-разному мы, вспоминая первое сентября, относимся к началу учебного года. Кто-то с ностальгией вспоминает этот солнечный день (даже если на самом деле шел дождь, небо было затянуто хмурыми тучами), красивые цветы, нарядные формы, платья, бантики, подружек и друзей, радость встреч с одноклассниками. Для кого-то это было стрессовым событием, днем, с которого начинался калейдоскоп волнующих дней, таких разных, таких необычных, таких интересных. Кто-то с отвращением вспоминает школу, с чувством ненависти и злости (к чему скрывать) отзывается об учителях и одноклассниках, которые, как дикие звери из зоопарка, издевались, грызли друг друга, плели интриги покруче, чем в мыльных мексиканских сериалах и унижали… У нас в памяти как хорошие моменты, так и плохие. Были дни триумфа, успеха, торжества, а были моменты позора, стыда, неловкости и обид…
Как важно, перед тем, как отправить своего ребенка в школу, отпустить в своем сердце многое, что серым пепельным осадком скопилось где-то в глубине души. Ведь о школе много говорим. Каждый, кому не лень судит о системе образования, каждый, у кого ребенок учится, может предложить свой взгляд на школу, выразить свое отношение к учителям, администрации, учебниках и программах. Вот только можем ли мы что-либо улучшить? Если мы до сих пор в обиде на школу за что-то, а в обиде, признаемся, многие из нас, то хотим ли мы изменить что-то, улучшить и как это сделать? Если наша деятельность и наши способности никак не связаны со школой, с обучением, а сил и энергии не хватает на то, чтобы участвовать в школьной жизни своих детей, то можем ли хоть как-то в душе сгладить свои обиды? Ведь мы отправляем в школу своих детей, которые неизбежно столкнуться с теми же вопросами, с которыми столкнулись когда-то мы. И помочь ответить на эти вопросы нам под вполне под силу. Научить своего ребенка ответить, сказать, доказать и защитить себя, стать увереннее в себе, своих силах, найти точку опоры. Пусть эти вопросы звучат иначе, пусть мы позабыли как справлялись с ними сами, главное – поддержать своего ребенка.
Ведь детское общество – очень разное. Как когда-то давно были драчуны, забияки, задиры, так и теперь. Просто проблемы с неблагополучными детьми, которые и есть те самые задиры – решаются не только при помощи педагогов и психологов, но решаются в кругу семьи, в беседе со своими детьми.
Самое важное – понять и принять свое прошлое таким, какое оно было, со всеми его темными и светлыми полосами. Может быть, мы многое потеряли за годы, проведенные в школе. Вполне возможно, кто-то из нас жалеет о потраченном даром времени, о проведенных впустую днях. Только так ли много мы потеряли, было ли что-то, что мы приобрели? Если мы получили навык самозащиты, или умение с юмором ответить за себя, постоять за себя, приобрели хоть толику знаний и получили диплом, сумели открыть в себе что-то новое, реализовать свои планы, приобрели новый опыт – разве это не повод сказать, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст? Признаемся честно – не все из нас могут изменить что-то в школьной системе, поменять личность учителя, образумить и заинтересовать подростков, внедриться в школьные будни, организовать что-либо для учащихся, но каждый из нас может в своих мыслях поменять отношение к своему прошлому, не роптать на него, а вспомнить то хорошее, что было в то время. А после – научить этому своих детей, которые, как и мы когда-то, окажутся в том же самом мире, полном несправедливости, жестокости, но одновременно трудном и очень интересном. Главное – интересном!