История

«Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. Дипломатическая победа или геополитическая ошибка?

Май 17
09:14 2012

«Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. Дипломатическая победа или геополитическая ошибка?


 16 мая 1686 года после долгих и сложных переговоров польские представители и начальник Посольского приказа князь Василий Васильевич Голицын подписали в Москве т. н. «Вечный мир». Это был мирный договор между Россией и Речью Посполитой, который подтвердил условия Андрусовского перемирия 1667 года.


Предыстория. На пути к «Вечному миру»


После смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича, бояре Милославские во главе с Софьей организовали Стрелецкий бунт. В результате 15 сентября 1682 года царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. Власть братьев практически сразу стала номинальной. Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению государством. Пётр был мал, и Наталья с сыном перебралась в Преображенское, чтобы уберечь себя от возможного удара.


Царевна Софья в исторической научно-популярной и художественной литературе часто представлена в образе мужикоподобной бабищи. Внешность, по словам французского иезуита де ла Невиля, была безобразной (хотя сам он её не видел). К власти она пришла в 25 лет, и портреты доносят до нас образ несколько полноватой, но миловидной женщины. Да и будущий царь Пётр описывал Софью как человека, которого «можно было бы считать как в телесном, так и умственном отношении совершенством, если бы не её безграничное честолюбие и ненасытная жажда власти».


Софья имела нескольких фаворитов. Это был князь Василий Васильевич Голицын – он получил под начало Посольский, Разрядный, Рейтарский и Иноземный приказы, сосредоточив в своих руках огромную власть, контроль над внешней политикой и вооружёнными силами. Получил титул «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский» (фактически главы правительства). Руководство Казанским приказом (этот государственный орган осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями, главным образом, на юго-востоке Российского государства) получил двоюродный брат В. В. Голицына – Б. А. Голицын. Стрелецкий приказ возглавил Фёдор Шакловитый. Выходец из брянских детей боярских, обязанный своему возвышению только Софье, был безгранично ей предан (судя по всему, как и Василий Голицын, был её любовником). Был возвышен Сильвестр Медведев, став советником царицы по религиозным вопросам (с патриархом Софья была в холодных отношениях). Шакловитый был «верным псом» царицы, а вот практически всё государственное управление было возложено на Василия Голицына.


Голицын – это одна из спорных фигур в истории России. Одни считают его «предтечей» Петра, чуть ли истинным реформатором, который замыслил весь комплекс реформ, проведённых в петровскую эпоху. Другие исследователи оспаривают это мнение. Факты говорят о том, что это был «западник» того времени, политик «горбачёвского типа», который похвалу с Запада воспринимает, как высшую ценность. Голицын преклонялся перед Францией, был франкофилом, даже своего сына заставил носить на груди миниатюру Людовика XIV. Его образ жизни и дворец соответствовал лучшим западным образцам. Московская знать того времени всячески подражала западному дворянству: сохранялась мода на польские наряды, вошёл в моду парфюм, началось повальное увлечение гербами, высшим шиком считалось приобрести иностранную карету и пр. Знатные люди и богатые горожане, беря пример с Голицына, стали возводить дома и дворцы западного типа. В Россию были допущены иезуиты, канцлер Голицын часто проводил с ними закрытые совещания. В России разрешили католическое богослужение – в Немецкой слободе была открыта первая католическая церковь. Есть мнение, что Сильвестр Медведев и Голицын были сторонниками унии православия с католицизмом.


Голицын стал отправлять юношей на учёбу в Польшу, в основном, в Краковский Ягеллонский университет. Там учили не техническим или военным дисциплинам, необходимым для развития Русского государства, а латыни, богословию и юриспруденции. Такие кадры могли пригодиться в преобразовании России по западным стандартам.


Но наиболее значительные достижения у Голицына были в области дипломатии, во внутренней политике консервативное крыло было слишком сильным, да и царица сдерживала реформаторский пыл князя. Голицын вёл переговоры с датчанами, голландцами, шведами, немцами, хотел установить прямые отношения с Францией. В тот период чуть ли не главные события европейской политики вертелись вокруг войны с Османской империей. В 1684 году император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Леопольд I прислал в Москву дипломатов, которые стали взывать к «братству христианских государей и пригласили Русское государство вступить в «Священную лигу». Этот союз состоял из Священной Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой и противостоял Оттоманской империи в Великой Турецкой войне. Аналогичное предложение Москве поступило и от Варшавы.


Война с могучей Османской империей в тот период не была в интересах России. Польша и Австрия не были нашими союзниками. Со Стамбулом только в 1681 году был заключён Бахчисарайский мирный договор, который устанавливал мир на 20-летний срок. Турки признали за Россией Левобережную Украину, Запорожье и Киев. Россия значительно усилила свои позиции на юге. Турецкий султан и крымский хан обязались не помогать врагам России. Крымская орда обязалась прекратить набеги на русские земли. К тому же, Турция не воспользовалась чередой смут на Руси, борьбой за власть в Москве. России в тот период было выгоднее не ввязываться в прямой бой с Турцией, а ждать её ослабления. Земель для освоения было с избытком.


Но соблазн вступить в союз с западными державами оказался для Голицына слишком велик. Великие западные державы обратились к нему, звали в друзья. Московское правительство выставило только одно условие за вступление в «Священный союз», чтобы Польша подписала «вечный мир». Но поляки с негодованием отвергли это условие – они не хотели отказываться от Смоленска, Киева, Новгорода-Северского, Чернигова, Левобережной Украины. Таким образом, польская сторона сама отталкивала Россию от «Священной лиги». Переговоры продолжались весь 1685 год. В России было много противников вступления в этот союз. Против участия в войне с Турцией выступали многие бояре. Против союза с Польшей был гетман Войска Запорожского Иван Самойлович. Украина только несколько лет прожила без ежегодных набегов крымских татар за полоном. Гетман указывал на вероломство поляков и на то, что в случае успеха войны с Турцией православные христиане, свободно исповедующие свою веру под господством турков, будут отданы под власть римского папы. По его мнению, Россия должна была заступиться за православных, которые подвергались гонениям и поруганию в польских областях, отнять у Польши русские исконные земли — Подолье, Волынь, Подляшье, Подгорье и всю Червоную Русь. Был против войны с Турцией и патриарх Московский Иоаким (он был в лагере противников царевны Софьи). В то время решался важный для Украины религиозный и политический вопрос – киевским митрополитом был избран Гидеон, он был утверждён Иоакимом, теперь требовалось согласие Константинопольского патриарха. Это мероприятие могло быть сорвано в случае ссоры с Османской империей. Все доводы Самойловича, Иоакима и других противников союза с поляками, папой римским и австрийцами были отметены. Правда, вопрос оставался за польской стороной, которая упорно отказывалась от «вечного мира» с Россией.


В это время для «Священной лиги» осложнилась ситуация на фронтах и внешнеполитическая обстановка. Порта быстро оправлялась от поражений, проводила мобилизации, привлекала войска из азиатских и африканских регионов. Турки взяли Цетинье, резиденцию черногорского епископа, правды вскоре были вынуждены отступить. Турецкие войска нанесли удар по самому уязвимому звену «Священной лиги» — Польше. Польские войска потерпели поражение, турки угрожали Львову. Это заставило поляков по другому взглянуть на необходимость союза с Россией. Осложнилось внешнеполитическое положение Священной Римской империи: французский король Людовик XIV решил воспользоваться тем, что Леопольд I увяз в войне с Турцией и развил бурную деятельность. Леопольд заключает союз с Вильгельмом Оранским и начинает переговоры с другими государями, чтобы создать антифранцузскую коалицию. Для Священной Римской империи возникает угроза войны на два фронта. Австрия, чтобы компенсировать ослабление сил на Балканах, активизировала дипломатические усилия в отношении России и посредничество между Москвой и Варшавой. Австрия также усиливает давление на короля польского и великого князя литовского Яна III Собеского. В этом же направлении работали папа римский, иезуиты и венецианцы. В результате общими усилиями Варшаву дожали.


«Вечный мир»


В начале 1686 года в столицу России для заключения прибыло огромное польское посольство, почти в тысячу человек, во главе с познанским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. Россию в переговорах представлял князь В. В. Голицын. Поляки опять стали настаивать на своих правах на Киев и Запорожье. Правда, тот факт, что переговоры затянулись, сыграл на руку патриарху Иоакиму и Самойловичу. В самый последний момент они смогли добиться согласия Константинопольского патриарха на подчинение Киевской митрополии Москве.


Договорённости с Польшей удалось достичь только в мае. 16 мая 1686 года был подписан Вечный мир. По его условиям Речь Посполитая отказывалась от притязаний на Левобережную Украину, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом, Киев, Запорожье. Поляки получали за Киев компенсацию в 146 тыс. рублей. В составе Речи Посполитой оставались Северная Киевщина, Волынь и Галичина. Южная Киевщина и Брацлавщина с рядом городов (Канев, Ржищев, Трахтемиров, Черкассы, Чигирин и др.), т. е. земли, сильно опустошённые за годы войны, должна была стать нейтральной территорией между Речью Посполитой и Царством Русским. Россия разрывала договоры с Османской империей и Крымским ханством, вступала в союз с Польшей и Австрией. Москва обязывалась через своих дипломатов содействовать вступлению в «Священную лигу» — Англии, Франции, Испании, Голландии, Дании и Бранденбурга. Россия обязалась организовать походы против Крымского ханства.


«Вечный мир» пропагандировался в Москве (и считается таковым в больше части исторической литературы), как величайшая дипломатическая победа России. Князь Голицын, заключивший этот договор, был осыпан милостями, получил 3 тыс. крестьянских дворов. Но если рассуждать здраво, становится ясно, что этот договор был большой геополитической ошибкой. Русское государство втянули в чужую игру. Война с Турцией и Крымским ханством в тот период была не нужна России. Россия вступала в войну с серьёзным врагом и выплачивала большую сумму за то, что польская сторона признала за Россией те земли, которые и так были уже отбиты у Польши. Поляки не могли вернуть земли военной силой. Постоянные войны с Русским государством, Османской империей и внутренние дрязги подорвали мощь Речи Посполитой. Польша уже не была серьёзной угрозой для России – всего через столетие (небольшой срок в историческом понимании) её будут делить соседние великие державы.


Договор был выгоден лично Софье. Он помогал утвердить её статус, как полновластной царицы. Во время шумихи, поднятой по поводу «вечного мира», Софья присвоила себе титул «Всея великия и иных Россий Самодержца». На лицевой стороне монет по-прежнему изображали Ивана и Петра, но уже без скипетров. Софью чеканили на обратной стороне – в царском венце и со скипетром. Польский художник пишет её портрет без братьев, но в шапке Мономаха, со скипетром, державой и на фоне державного орла (все прерогативы царя). Кроме того, успешная военная операция должна была сплотить знать вокруг Софьи.


Грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в Новгород боярину и воеводам Петру Васильевичу Шереметеву с товарищами о заключении вечного мира с Польшей:
   От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцев в нашу отчину в Великий Новгород боярину нашему и воеводам Петру Васильевичю Шереметеву с товарыщи. В прошлом во 175-м году у отца нашего, великих государей, блаженные и вечно-достойные памяти у великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича учинено было с Полским Яном Казимером королем перемирье на тринатцать лет и на шесть меся-цов. А потом у брата нашего великих государей, блаженные ж памяти великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича учинено было с Полским же Яном Третием королем перемирье ж на другую на тринатцать же лет и на шесть месяцов. И в те перемирные лета уступили они, великие государи, их царское величество в сторону короля Полского и Речи Посполитой городов: Полоцк, Витепск, Дино-борк, Лютик, Резицу, Велиж, Невль, Собеж со всеми уездами и землями. Да с теми ж городами дано в Полскую сторону в два перемирья денежной казны четыреста тысечь рублев. А Смоленск с пригородки и Черкаские городы оставлены были в стороне нашего царского величества толко на те ж перемирные лета, на время, такж и город Киев по первому перемирью удержан был в державе нашего царского величества толко на два года, а по выхождении дву лет договорено ево отдать королю ж Полскому и Речи Посполитой. И на том отец великих государей, блаженные памят великий государь, царь .и великий князь Алексей Михайлович и брат наш, великих государей, блаженные ж памяти великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич пред святым евангелием трижды свое царское обещание учинили, что Киев отдать королю Полскому. И те перемирные лета ныне выходили. А что в тое прошедшую войну с королевством Полским и княжеством Литовским наши, великих государей, будучие в Польше и в Литве ратные люди поимали в полон и вывезли в Росийские государства Полского и Литовского народу мужеска и женска полу шляхецкого и служилого чину и мещан и пашенных крестьян многие сот тысечи, также и костелных всяких утварей и украшеней и колоколов, и из городов и на боях пушек и всяких воинских орудей в те времена взяли, и то все, по тем же вышепомянутым перемирным договором, оставлено было в стороне нашего царского величества толко на те перемирные лета; а по выхождении перемирных лет, то все отдать было в сторону короля ж Полского и Речи Посполитой. И в нынешнем во 194-м году, милостию всемогущаго в Троице славимаго бога и предстательством надежды християнские пресвятые богородицы и всех святых молитвами, а нашим, великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны, и всего нашего государского дому счастием, будучи при нашем великих государей нашего царского величества дворе в царствующем великом граде Москве, Польского короля великие и полномочные послы Хриштоф Гримультовский воевода Познанский и канцлер великого княжества Литовского князь Марцыян Огинский с товарищи с нашими, царского величества, ближними бояры царственные большие печати и государственных великих посолских дел со сберегателем з ближним боярином и намесником Новгородцким со князем Васильем Васильевичем Голицыным, з ближним боярином и намесником Вяцким з Борисом Петровичем Шереметевым, з ближним боярином и наместником Суздалским с Ываном Васильевичем Бутурлиным, з ближним окольничим и намесником Шацким с Петром Дмитреевичем Скуратовым, з ближним окольничим и намесником Муромским с Ываном Ивановичем Чаадаевым да з думным дьяком с Емельяном Игнатьевым сыном Украинцовым с товарищи, будучи в ответе о вечном миру и о святом покое, имели многие розговоры и трудности. И на тех розговорах о вечном миру и о святом покое согласно поговорили и постановили и утвердили, что междо нами, великими государи, нашим царским величеством, и королевском величеством вечному миру и покою християнскому и обновленной и постоянной и утвержен-ной дружбе и доброй верности быть навеки непорушимо. И по тому договору уступили и написали нам, великим государем, на шему царскому величеству многие прибылые славные у всех християнских государей титла, то есть нас, великих государей, писать в титлах пресветлейшими и державнейшими великими государи. Да они ж уступили писатися нам великим государем вечно Киевскими и Черниговскими и Смоленскими великими государи. Да по тем же договором быть вечно королевскому величеству святым церквам божиим и епископъям Луцкой, Галицкой, Перемышльской, Львовской, Белоросийской, и при них монастырям архимандриям Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и иным игуменствам и братствам, в которых обреталось и ныне обретаетца во всей коруне Польской и великом княжестве Литовском употреблении благочестивой грекоросийской веры всем живущим людем никакова утеснения и к вере римской и к унее принуждения не чинить и чинить не велеть, но по давным правам во всяких свободах и в вольностях церковных блюсти.


Цитируется по: Пожалования новгородским служилым и посадским людям в связи с заключением договора с Польшей в 1686 г. // Исторические записки, Том 28. 1949