Духовная жизнь

Найти Иуду и им стать

поцелуй-иуды
Март 08
02:10 2016

Иуда как иносказательный образ  давно вошел в историю, его применение, т.е. штамп-клеймо иудства,  весьма востребован и красноречив, употребляем уже  не только в христианской среде. Но в чем тут заключаются для нас самих манипуляции и духовная «мышеловка», в которую мы попадаем? Что в нас срабатывает? На какие  сребреники мы купились?

А давайте поищем Иуду… Вот так и всегда… Даже успешно находим! На самом деле, в жизни это не сложно. Ведь Иуд хватает, если же нет, а патологическая потребность уже выработана, то придумаем. Это в какой-то мере психологический «козел отпущения». Ведь на Иуду возможно и нужно повесить все свои несчастья,  выпустить «пар», или на фоне, мягко говоря, собственной неприглядности, нереализованности, без риска для себя можно атаковать позорного Иуду, и уже одним этим выглядеть возвышенно и самоутверждаться. Понятно, что корень такой возвышенности  при нравственно-аскетическом анализе лежит в первостепенном грехе – гордости.  Гордость, которая не созидает личность, а переводит усилие воли на внешнее сосредоточение и трату нравственных сил души на «причину вины всего» — Иуду. В конечном итоге это не развитие личности, а ее деградация, это тот наш внутренний самообман, тот процесс, который нас методично обманывает, вводит в прелесть, утешает и льстит самолюбию человека, заводя в мышеловку.

Гордость слепит и ограничивает человека, и для своего существования в сердце и в уме ищет ряд форм своего обустройства-существования. И эту жизнедеятельность в чем-то можно сравнить с жизнью природы – вирусов, для развития которых нужна благоприятная среда – человек  с ослабленным иммунитетом или без такового. И этот процесс не столько наш внутренний, не самопричинный, присущий нам, а возникающий извне, через страсти, «вживляемые» профессиональными манипуляторами  – бесами. В ум – через комплексы неполноценности, которые либо созданы и вживлены в нас извне,  либо наши  собственные, но подогреваемые бесовскими манипуляциями, на которые мы повелись.  Это значит, что в нас для «вирусов» благоприятная среда. А в сердце — чувственные манипуляции, которые строятся на антагонизме:  грех — это плохо,  значит, мы его осуждаем. Но это осуждение происходит не путем нравственного аскетического труда и отторжения греха чистотой, а его, по сути, оглашения пустой декларацией без труда. Т.е. это осуждение – как фальшивая, имитационная таблетка, которая  на вирус не подействует.

Пленение патологией иудства, или, говоря даже более сугубым религиозным термином-образом, – патологическая потребность в «антихристе», происходит как  отдельной личности, так и  целого обществ,  страны  довольно успешно в лоне сект, использующих иудство как образ существования и способ удержания своих адептов. Это  аналог компьютерной программы-вируса, целенаправленно созданный и вживляемый в любой нравственно слабо-иммунный социум, который заражает его, размножается,  являясь и формой контроля и управления обществом.

Привожу классический пример подобной манипуляции. Мне приходилось бывать на собраниях в разных сектах, где довольно часто используется такой прием как привязка к лидеру или секте.

Пастор: «Учение Христа и Евангелие безошибочно и свято! И никто не смеет это отрицать!  (Кто бы сомневался – аксиома!  Хотя эта истина  вовсе не означает, что таковым является само сектантское учение, но это остается за скобками разговора. Кто же «посмеет это отрицать»? Ведь все тут «святое»)   Дальше речь пастора: «Но как при Христе был Иуда, так и среди нас есть те (пауза), кто готов пойти его путем».  (Задевается с помощью манипуляции самолюбие слушателей, ведь каждый внутри себя скажет:  «Я не Иуда  и его путем не пойду», —  конечно же, если совесть «приспанная» и отключен критический анализ, такая манипуляция льстит самолюбию: «Молодец, ты не Иуда, ты предателя позорного Иуду осудил, его путем не пойдешь», — и таким образом это  пленяет человека).  Когда  кто-то из секты уходит от этого пленения, всегда вдогонку от «пастора-пророка» звучит: «Вот видите, я же говорил, будут Иуды-предатели». А те, кто и дальше остаются в секте, находятся под еще большим влиянии той же манипуляции:  «Хорошо, что я не Иуда, я молодец не ушел»,  — утешается самолюбие ,«а те Иуды – плохие, их кто-то подменил, обманул», то есть происходит самовозвышение и «сверхсвятость» за счет осуждения другого.

Манипуляция «патология иудства» не самобытна, она всегда антагонистична и паразитирует и на благих намерениях —  на справедливости и честности, на ревновании о нравственной чистоте, на бессребреничестве и аскетизме, преданности, на искренней дружбе и патриотизме и т.д. Вот как эту мнимую самобытность характеризует всем нам известная пословица «благими намерениями дорога в ад устелена». Поэтому она легко заглатывается и усваивается в безиммунном (в плане нравственности) организме, как в личности, так и в социумах — религиозном, политическом, этническом, семейном, межгосударственном и т.д.

Патология, манипуляция иудства  осуществляется в поиске внешнего врага. Так,  на Украине для существования фашистского режима,  чтобы обманутых людей,  прельщенных высоким мнением о себе, комплексом «сверхнации»,  якобы выкопавшей Черное море,  всегда удерживать в этой секте майдана. Будет существовать потребность во внешнем и внутреннем враге-иуде: москаль во всем виноват (от дырки в асфальте до повышения тарифов), «Беркут»  на майдане виноват, бытовые сепаратисты виноваты, жители Донбасса виноваты, крымчане виноваты, «не свідомі» виноваты, машины-фуры виноваты, голландцы виноваты и т.д. – «ну они же все Иуды!». Даже если они вдруг исчезнут, то обязательно появятся новые виноватые иуды.  Все как под копирку 1920-30-х годов безбожного советского режима, даже превосходя его,  — этот  геноцид, поиск врагов революции и народа, когда массово сажают в тюрьмы и расстреливают людей.   И чем больше вокруг оказывается Иуд-вирусов, тем больнее организм.

Манипуляция иудства в  Церкви тоже «востребована» (паразитирует) – это может быть какой-либо иерарх, — даже неважно какой, повод «мы» всегда найдем,  — главное, какой целью в конечном итоге задаться, например, расколом. Ведь гнев прельщенных «иудством», под самыми благими намерениями сохранения «чистоты»,  активистов можно направить манипуляциями в любое русло, и поводом послужит как «соринка в чужом глазу», так и «бревно в нашем глазу», на которое нам указали, а нам это не понравилось.  Т.е., «хоть в лоб, хоть по лбу».

Майданные технологии манипуляций опробованы и успешно доказали, что даже вполне вменяемых и искренних добрых людей возможно превратить в зверей, в «машины для убийства».  Процесс расчеловечивания запущен. Человек с другими, даже нейтральными и мирными, взглядами превращается в их глазах во все зло, которое только может существовать, в Иуду, даже хуже, в того, которого убить не только не грех, но и «святое дело».  Люди искренне верят в ложь и ею живут, и ради этой лжи готовы храбро и жертвенно умереть.  Но ложь не станет от этого правдой…

Манипуляция иудства есть и семьях, во всех видах отношений: детей и родителей, зятя и тещи, невестки и свекрови и т.д., где основополагающим грехом всегда  является гордость, и под благими намерениями происходят раздоры, где назначенный Иуда всегда виноват.

Какой итог в жизни Иуды всем известен – петля, но это самоубийство тонко начинается в глубине души, когда происходит подмена истин на почве самолюбия и гордости – это те серебряники, на которые человек покупается. От незаметного внутреннего самообмана до показательного бунта – предательства.

Итак, исходя из всего этого, чтобы найти Иуду, не надо далеко ходить, начнем с себя. Мы легко улавливаемся на патологию иудства; или становимся им сами, или являемся жертвой этой патологии,   предаемся ей, поддаваясь на разные уловки и манипуляции. В Новом Завете мы читаем: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:15-17); а также: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).  В канун Великого Поста стоит нам приложить покаяние и духовные усилия воли  ко внутренней душевной аскезе, чтобы изжить  иудство-гордость  из своей души, таким образом мы не будем  уловлены в сети дьявола и им поглощены.  В пост очень важно  чаще искренне исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таинств. Тогда реально Иуд станет намного меньше.

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук

Автор статьи — патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в  помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580 яндекс кошелек 410014004754153  

Об авторе