Культура и искусство

На назначение Мединского. О задачах в области культуры, патриотическом кино и яичнице на Вечном огне

Май 23
12:58 2012

На назначение Мединского. О задачах в области культуры, патриотическом кино и яичнице на Вечном огне


Назначение министром культуры в правительстве Д.А. Медведева автора многотомника «Мифы о России» В.Р. Мединского произвело преизрядно шума. Многие комментаторы в этой связи указывали, что ранее В.Р. Мединский призывал к созданию единого школьного учебника по истории, а это дурной признак. Правда, когда годом ранее М.А. Федотов совместно с С.А. Карагановым и обществом «Мемориал» предложили ввести в школьные учебники «отчетливую политическую оценку» исторических событий, те же самые комментаторы ничего дурного в подобном идеологическом вмешательстве в школьное образование не нашли, а напротив, публично его одобрили. Что наглядно свидетельствовало и о двойных стандартах комментаторов, и о том, что позиция их не принципиальная, а тактическая. Заяви В.Р. Мединский, что в едином школьном учебнике по истории должны даваться правильные (с точки зрения М.А. Федотова и Ко) политико-идеологические оценки советской истории — и сразу же стал бы упомянутым комментаторам люб и приятен.


В любом случае, к школьным учебникам и проблемам отечественной исторической науки назначение В.Р. Мединского на министерский пост ровно никакого отношения не имеет. Министерство культуры не занимается
 учебниками, это компетенция другого ведомства. В сферу же ответственности министерства культуры входят совсем иные вещи.


Вот, например, поддержка отечественного кинематографа. Не для кого не секрет, что государство наше выделяет на это немалые деньги, в том числе — на исторические кинокартины. Результат обескураживающий: фильмы идут при пустых кинозалах, не окупаются, а историческая достоверность их не выдерживает никакой критики. При этом деньги из бюджета списаны — якобы на патриотическое воспитание. В.Р. Мединский предлагает исправить положение путем обязательного привлечения к работе над фильмами научных консультантов, которые сдерживали бы творческий полет режиссеров и сценаристов грубой фактологией. И это намерение нельзя не приветствовать — от участия историков в съемках фильмах выиграют все.


Или вот еще: год назад государственная премия в области современного искусства «Инновация» была неожиданно выдана группе «Война» за хулиганскую акцию, название которой при женщинах и детях не
 произнесешь. Министерство культуры тогда под этим решением подписалось; в результате часть премии немедленно и демонстративно была отписана лауреатами в адрес еще одной якобы художницы, в рамках
 современного искусства жарившей яичницу на Вечном огне на могиле погибших в Великой Отечественной солдат.


Если при новом министре подобное прямое пособничество государственного ведомства недопустимому
 станет невозможным — это само по себе будет огромным достижением. И что-то мне подсказывает, что так оно и будет: в том, что В.Р. Мединский воспринимает жарку яичницы на могилах советских солдат точно так же, как я и вы, сомневаться не приходится.


Новому министру досталась совсем не синекура. И если он сможет решить хотя бы некоторые проблемы, стоящие сейчас перед министерством — это будет большим и важным делом. Правда, шума будет много: ведь любая
 попытка исправить сложившуюся ситуацию затрагивает интересы «креативного класса», привыкшего получать от министерства культуры деньги, но не привыкшего к ответственности.