“Знание себя – путь и импульс развития”
По выражению Платона – толпа не способна к философии. А, по мнению Шопенгауэра в философии, каждый поймёт ровно столько, сколько сам того стоит. Философия проникает в основы мироздания на Земле, изучает Человека – как, наиболее совершенного произведения природы, пока очень мало себя осознавшего.
Подумаем, что есть мы и что есть Я?
Чтобы понять себя, прежде необходимо стать своей истиной настоящей, а не искажённой пороками сущностью. В противном случае представление о себе будет ложным. Равнозначно было бы изучать, наблюдая своё отображение в кривом зеркале.
Начнём.
Если бы человек стремился, к одной пище и материальным потребностям, – он не отличался от животного и никогда бы не смог стать современным Человеком. – Искры разума, и воля управлять страстями, поднимают его голову к Небу.
…«Если бы я захотел читать, ещё не зная букв – это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей – это было бы такой же бессмыслицей». (XVIII век великий русский ученый, философ Михаил Ломоносов)
Продолжая его мысль. – Если бы, некто, из благих намерений, захотел что-либо сделать полезное для общества или хотя бы, для одного человека, не имея представления, что такое есть Человек – это было бы такой же бессмыслицей.
Незнание людьми самих себя, всегда оборачивалось для них страданиями, поэтому сказано: – …«Благими намерениями устлана дорога в ад».
На сегодня более или менее изучено физическое строение и физиология Человека, и практически ничего не известно о его второй и главной – духовной и нравственной составляющей, которая, целиком и полностью управляет осязаемой физической. Если за прошедшие столетия со времен «проблемы» Канта, звездное небо над головой сколько-нибудь исследовано, то изучение нравственного закона внутри нас, так и осталось в «зародышевом» состоянии. В мире науки единодушно признается, что Человек, его причинно-следственные мыслительные функции мозга, изучены меньше всего. Эмоции, чувства, мысли, нравственность, совесть, причинность их происхождения – «циркулем» не измерить.
Подобное – познается и измеряется подобным. Меньшее – осмысливается большим. В остром дефиците «большего» (ума) – проблема познания меньшего.
Мысли, управляют физическим миром производных умом вещей, другими людьми, а на более длинном пространстве времени – судьбами, жизнью и смертью.
Все наши мысли, можно разделить на две большие группы. Первые – эгоистические «вытекают» из биологических потребности живого организма. Они объединяют людей с миром животных. Вторые – альтруистические, в основе которых лежит любовь. Они имеют духовно-нравственный, эволюционный источник. Они движут вперед знание, развивают человека и общество.
…«Познай себя, познаешь мир».
Познав, например, можно понять, почему были, есть и будут (если не поймем), во все времена, все без исключения конфликты и войны. Между: – родными, друзьями, мужем и женой, саддукеями и фарисеями, суннитами и шиитами, христианами и мусульманами, между народами одной веры и языка, «красными и белыми», капитализмом и социализмом, революционерами, диссидентами и властью.
Понимание одной единственной причины, лежащей в основе всех воин и конфликтов, поможет успешно предотвращать их в будущем. Экономический кризис, монополизм – это тоже медленно «тлеющие» конфликты, сохраняющиеся в скрытой форме, до относительных границы терпимости.
Понимая причину, можно начать «лечить» опасную человеческую «болезнь» недоразвития нравственности, которая носит название – э г о и з м.
Желание личного благополучия, пренебрегая интересами остальных – корень абсолютно всех конфликтов, причина всех войн времен и народов. Эгоизм власти – возбуждает начало извечной борьбы революционеров-диссидентов. Власть и богатство – предметы вожделения эгоизма, недоразвитого индивида, стремящегося к ним, с рефлексом мухи на д… Эгоизм, на эволюционном пути развития играет функцию сохранения вида в животном мире. В настоящее время, на современном уровне развития Человека и общества, эгоизм становится сильным тормозящим фактором. Поэтому, эгоизм личности – как порок, стремящейся к единоличной власти и чрезмерному (сверх разумного) обогащению, подлежит в интересах общества контролю и ограничению. Ограничение в развитии пороков – способствует совершенствованию личности в добродетелях.
Обучение, открытость, правдивая информация, контроль общества за искушением богатством и властью, самоограничение и самосовершенствование – методы «лечения» эгоизма.
«Возлюби ближнего, как самого себя». – Эта христианская заповедь в одночасье устраняет конфликты. Так, просто. – Да, так, просто. Сложно другое. – Развенчать ложь эгоизма. Ложь умышленную и по причине невежества. Ложь – во имя власти.
«Источником лжи всегда бывает желание распространить господство своей воли, или отрицание чужой, ради утверждения собственной. – Следовательно, ложь, как таковая вытекает из несправедливости, недоброжелательности и злобы.
Этим объясняется – почему правдивость, искренность, откровенность, прямота признаются и ценятся как благороднейшие качества, так как предполагается, что Человек, обнаруживающий их, не сделает несправедливости и жестокости, и именно поэтому не нуждается в притворстве. Кто откровенен – тот не замышляет ничего худого. (XIX век немецкий философ Артур Шопенгауэр).
Эгоизм, захвативший власть: законодательную, исполнительную, судебную, средств массовой информации и материальные богатства, защищает себя всеми способами. Тайна, надменность, пренебрежение, молчание, клевета – разновидности лжи. Эгоизм, как и все прочие пороки – заразный и трудно излечимый «вирус» мозга, заглушающий голос разума и совести, составляющей части каждого человека.
Самоотторжение эгоизма от мира, в основе которого заложена любовь, происходит ещё при жизни. В этой связи эгоизм ощущает панический страх перед смертью (животный страх).
В минуту смерти, эгоизм претерпевает полный распад личности по причине отсутствия духовно-энергетических связей с внешним миром, рождённых чувствами любви. Смерть физического тела и распад духовный на энергетическом уровне служит для эгоизма назиданием природы. – «Не все мы умрём, но все изменимся».
(1-Коринфянам 16-51).
Чтобы, что-то изменить – начинать нужно с ограничения эгоизма.
«Любая реформа, кроме моральной – бесполезна». (XIX век, английский философ Томас Карлейль).
Суперсовременная материальная модернизация, ни на шаг не продвинет человеческое общество вперед, если ей не предшествуют нравственные перемены.
Наше материальное – всего-навсего, следствие нашего морального.
Незнание – это рабство. Знание – это свобода.
Владимир Гарматюк.
Россия, г. Вологда.
21.01.2010