Здоровье как идеология

Здоровье как идеология


 Всем известно, что правильно питаться и заниматься спортом – полезно, правильно, разумно. Но можно ли в таком, казалось бы, благоразумном деле переборщить? Оказывается можно – и людей с нездоровым желанием вести здоровый образ жизни с каждым годом все больше. Их называют орторексиками.


Где начинается помешательство?


Есть отличие между теми, кто старается правильно питаться и больше двигаться, и теми, кто жить не может без ежедневных ритуалов здорового образа жизни. Последние сначала просто предпочитают тушеное мясо вместо жареного, меняют макароны на овощной салат, посещают спортзал 2-3 раза в неделю. Они быстро входят во вкус и не могут остановиться на достигнутом. Поэтому спустя пару месяцев такой человек уже читает состав каждого продукта, умеет на глаз определить свежесть йогурта, знает целый комплекс упражнений на любую часть тела. На последней стадии он доходит до того, что ест только овощи с собственного огорода и занимается спортом до изнеможения.


Орторексики – это не просто люди, которые ведут здоровый образ жизни, их психологическое состояние зависит от того, насколько они сегодня выполнили свою «программу». Если же что-то срывается – задержали на работе и пришлось отменить тренировку, заставили съесть кусок свежеиспеченного бабушкиного торта – тогда человек начинает нервничать, становится более раздражительным, у него портится настроение. «Я с удовольствием отказываюсь от всех вредных, на мой взгляд, продуктов. Каждый вечер составляю меню на завтра и планирую занятия спортом. Не терплю, когда мешают моим планам. Могу накричать на сестру, если она попросит посидеть с племянницей в то время, когда у меня тренировка», – рассказывает менеджер Катя, 25 лет.


Она не считает, что ее увлечение здоровым образом жизни является проблемой. Более того, Катя чувствует свое превосходство, ведь у остальных не такая сила воли. Но через некоторое время она обнаружила, что здоровое питание и занятия спортом – это ее единственные интересы. «Раньше я прочитывала по 3-4 книжки в месяц, ходила в театр, на курсы французского. Мне нравилось знакомиться с новыми людьми, общаться с друзьями. Сейчас я всё бросила. Теперь мне скучно в компании, я перестала разделять их интересы. Количество друзей сократилось до минимума», – признается Катя.


Орторексия – болезнь ли?


Несмотря на то, что все эти признаки встречаются у многих людей, нездоровое увлечение правильным питанием официально пока не относят к психическим расстройствам. По мнению Александра Сосланда, доцента факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, это вполне оправданно: «Фиксация на здоровом образе жизни еще нельзя считать полноценным заболеванием, так как это только внешнее проявление так же, как постоянное мытье рук и навязчивое соблюдение чистоты, и может быть причиной различных психических расстройств».


Однако некоторые психологи относят орторексию к группе психических заболеваний, связанных с расстройством приема пищи. Так, нередки случаи, когда помешанность на здоровом образе жизни предшествует анорексии – тяжелому психическому заболеванию. В начале люди, озабоченные здоровым питанием, постепенно ограничивают свой рацион, а через некоторое время они начинают голодать, несмотря на то, что это не считается полезным. Как всегда, все начинается с малого. «Я увлеклась раздельным питанием, прочитав одну книгу. Началось все банально – с отказа от сладкого и мучного. Потом, месяца через 2, добившись впечатляющих результатов, я стала ходить в спорт зал три раза в неделю. Еще через 2 месяца я посещала спортзал уже 7 раз в неделю, стала вегетарианкой, начала есть только фрукты, овощи, орехи и злаки. Через год оказалась в больнице с весом в 37 кг при росте 168 см», – рассказывает студентка Света, 22 года. По мнению, врача-психотерапевта Виталия Минутко, доктора медицинских наук, возможен еще такой вариант: «Люди, склонные к булимии или компульсивному перееданию, не выдерживают строгий режим здорового образа жизни и срываются».


Так болезнь орторексия, наравне с анорексией и булимией, или нет? Конечно, неразумно причислять всех людей, которые стараются вести правильный образ жизни к психически нездоровым. «Вряд ли желание правильно питаться можно отнести к навязчивой идее. Скорее это сверхценная, когда у человека формируется целая идеология, и он всё отстраивает под эти новые принципы», – считает Александр Сосланд. По его словам, навязчивая идея должна противоречить нашим убеждениям. Со здоровым образом жизни, как правило, никто не борется, он становится частью личности. Виталий Минутко полагает, что до болезненного уровня это доходит тогда, когда такой образ жизни доставляет проблемы самому человеку и его окружению. А это и есть навязчивая идея, противоречащая даже здоровому образу жизни.


Поставить диагноз


«Орторексиков от людей, следующих здоровому образу жизни отличает наличие зависимости их поведения от своей «идеи фикс», – считает психолог, специалист в области пищевых зависимостей, Мария Осипова. Это означает, что идея управляет человеком, а не он идеей, то есть он не в состоянии контролировать свое поведение. Например, вы за завтраком можете съесть конфету, а можете и не съесть, у орторексика нет выбора, он ни за что не позволит себе вредный продукт.


Определить, что ваш близкий болен, довольно просто. Помните известное правило: если что-то случается один раз, это случайность, если два — стоит задуматься, если три раза – это уже закономерность? Оно работает и тут. Если ваша подруга один раз отказалась от вашего фирменного блюда, не беда, если она уже второй раз пропускает праздничное застолье, то это сигнал, а на третий раз — можно бить тревогу. Но действуйте осторожно, потому что все зависимые люди, как правило, живут по принципу: «Кто не со мной, тот против меня».


Найти выход


«Идея любой зависимости — это уход от проблем – объясняет Мария Осипова — Еда в этом плане – безотказный механизм. Человек не может не есть, поэтому думать о еде придется постоянно». Так, орторексики полдня проводят в обнимку с блокнотом, где записывают, что съели сегодня, составляют меню на завтра, изучают расписание тренировок. Человек уходит от реальности, он погружается в другой мир, где всем правят калории и утренняя пробежка. Он просыпается и вместо мысли: «Я одинок», у него в голове вертится: «Сегодня на завтрак съем фруктовый салат и творог». Таким образом, навязчивые идеи приходят на помощь. «То есть, на первый взгляд, мы видим помешанность на здоровом образе жизни, но если копнуть чуть глубже, то мы обнаружим, например, расстройство пищевого поведения, а если заглянуть еще дальше – расстройство личности», – поясняет Виталий Минутко.


Обычно люди, помешанные на правильном питании, – это те, у кого есть серьезные проблемы, и, как правило, во всех сферах. Они не могут устроить свою личную жизнь, не очень успешны в работе, им трудно наладить отношения с окружающими. Все, как всегда, исходит из детства. «Как ни печально, но виноваты, прежде всего, родители, которые не научили ребенка правильно строить отношения с людьми, контролировать и выражать свои чувства и эмоции, адекватно оценивать себя и свои возможности», – утверждает Мария Осипова. Психотерапия как раз помогает человеку восполнить эти пробелы в воспитании.


Основная проблема в том, что такие люди вряд ли сами отправятся к психологу. «Для того, чтобы заниматься лечением, требуется осознание болезни, желание выздороветь. Маловероятно, что такие люди пойдут на контакт с психологом и признают полезность терапевтической работы», – рассказывает Александр Сосланд. Кроме того, их образ жизни не приносит существенного вреда здоровью, а те, кто признает свою болезнь, не стремятся от нее избавиться, а даже, наоборот, гордятся этим. «Друзья считают меня странной, говорят, что со мной сложно. Но лично мне орторексия не приносит неудобств, родственники привыкли», – говорит Даша, модель, 25 лет.


Однако, по мнению Марии Осиповой, надо четко различать стремление вести здоровый образ жизни и навязчивое поведение, которое позже может превратиться если не в пищевую зависимость, то в такие серьезные проблемы как трудоголизм, игромания, сексоголизм, депрессию. «Первый шаг к выздоровлению – это быть искренним с самим собой, признаться в том, что у вас есть проблемы – с друзьями, профессией, парнем» – считает она.


 И нужно помнить, что не существует полноценно здорового образа жизни. «Никто наверняка не знает, какие продукты действительно полезны, а от каких следует отказаться. Возьмем историю хотя бы с тем же холестерином. Одни исследования доказывают его вред, а другие им  противоречат», – считает Александр  Сосланд.


 Между тем, есть мнение, что удовольствие, которое мы получаем от не очень здоровой, но вкусной еды, окупает весь вред, который она может принести. «Лучше позволять себе иногда съедать что-то вкусное, это дает хорошую эмоциональную волну. Иначе можно заработать депрессию, а это еще хуже», – рассуждает Виталий Минутко. Однако если искать в пище только наслаждение, то и тут можно переборщить. Александр Сосланд предлагает такой выход: «Мы должны получать от питания удовольствие, причем не одноразовое, а постоянное. В этом смысле мне кажется, очень привлекательно движение slow food (медленное питание) в Европе, в противовес fast food (быстрое питание)». Суть «медленного питания» в том, чтобы питаться в хороших ресторанах или готовить качественную пищу дома. Кушать нужно медленно, со вниманием к тому, что вы едите. И здесь, конечно, сочетание приятного с полезным, абсолютно оптимальное.

Предыдущая статья
Следующая статья

Ещё похожие новости