ИА «Русские Новости» публикует открытое письмо от Гречишникова Л.В. (экономиста по труду, до пенсии – сотрудника Минэкономики России, к.э.н.):
Президенту Российской Федерации Путину В.В., в Правительство РФ Медведеву Д.А. Государственную Думу Нарышкину С.Е., Совет Федерации Матвиенко В.И
В Конституционный Суд РФ Зорькину В.Д., Генпрокуратуру РФ Чайке Ю.Я., Уполномоченному по правам человека в РФ
В Российскую академию наук Фортову В.Е., Общественную палату РФ и Общероссийский народный фронт Бречалову А.В.
от Гречишникова Леонида Васильевича (экономист по труду)
Открытое письмо
«ЗАРПЛАТА» ОТ МЕДВЕДЕВА Д.А. – МЕНЬШЕ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОЙ
ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ТРУДОСПОСОБНОСТИ. КАК ЭТО?!
Из «Российской газеты» от 28.03.16 г. (полоса 2, «От работы до зарплаты»):
«Первый приоритет, озвученный главой кабинета министров, – работа и зарплата. Каждый россиянин, подчеркнул он, должен иметь возможность найти работу, получить за нее нормальную, справедливую оплату и быть уверенным, что всегда есть, кому защитить его права.
В этой связи председатель правительства озвучил решение по МРОТ. “Мною принято решение установить с 1 июля текущего года минимальный размер оплаты труда в размере 7,5 тыс. рублей, увеличив его почти на 21 процент…».
Так вот. Российские «МРОТы», десятилетиями внедряемые Правительством (далее – ПРФ), Госдумой, Совфедом и т.д., убеждён, – НЕСОВМЕСТИМЫ с нормальной, справедливой оплатой труда и с защитой права человека на вознаграждение за труд (поэтому «МРОТы» и взяты в кавычки; подробнее об этом – ниже). Это относится и к 7, 5 тыс. рублей.
Они ведь меньше прожиточного минимума (далее – ПМ). То есть, – меньше (!) МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда (см. разъяснение Росстата, что такое ПМ).
Представляется очевидным, что поэтому «МРОТы» от власти прямо «работают» на ухудшение трудового потенциала страны. И «работают» на это не только «МРОТы». Есть, думается, вполне достаточные основания говорить даже о целой «атаке» на людей труда, на трудовой потенциал страны.
О составляющих «атаки» – в открытом письме руководству страны и другим адресатам от 15.09.15 г. Озаглавленном: «РАБОТАЮТ ЛИ ВО ВЛАСТИ, А ТАКЖЕ В РАН И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ НА УХУДШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ, НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ, ПРАВ ЧЕЛОВЕКА?». Передано в госорганы 15.09.15 г. Есть в инете.
И как же это возможно-то? Трудовой потенциал-то – это же главное богатство страны. Её главный ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ресурс.
Говоря образно, люди труда, как атланты, держат страну «на своих плечах». Чем хуже качественные и количественные характеристики трудового потенциала, тем менее эффективная экономика, тем ниже уровень жизни, тем хуже содержатся нетрудоспособные члены общества, тем слабее обороноспособность страны и т.д. и т.п. А высшая власть, убеждён, – его «атакует».
Специалисты констатируют: рабочая сила в России всё меньше отвечает требованиям рынка труда. Вот мнение экс-министра экономического развития РФ Белоусова А.Р. («АИФ», № 22, 2014, стр. 20): «Кроме того, наблюдается резкое падение качества человеческого капитала».
Высшая власть внедряет (Законами о «МРОТ») «зарплату» (которая меньше минимально необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда) весьма «успешно»: в России «зарплата» меньше ПМ – у каждого ПЯТОГО работника («Российская газета», 15.08.14 г., стр. 3).
Российский «МРОТ» – меньше даже ОФИЦИАЛЬНОГО ПМ. Который ежеквартально устанавливается постановлениями ПРФ. И который, по данным независимых экспертов, СИЛЬНО ЗАНИЖЕН.
Согласно постановлению ПРФ, ПМ трудоспособного человека в 4-м квартале 2015 г. (по 1-му кварталу 2016 г. постановления ПРФ о ПМ ещё нет) – 10187 руб. А «МРОТ» в 2015 году (согласно Закону о «МРОТ») – лишь 5965 руб. То есть, ПМ (даже официальный, заниженный) больше «МРОТ» (!) ЧУТЬ ЛИ НЕ В 2 РАЗА.
Обращает на себя внимание, что ПМ во 2-м квартале 2015 г. – 10792 руб., а в 4-ом квартале 2015 г. – 10187 руб. То есть, согласно постановлениям ПРФ, ПМ (!) УМЕНЬШИЛСЯ за полгода на 605 руб. (10792 – 10187).
Если ПМ и далее будет уменьшаться каждые полгода на такую величину, то потребуется не так уж много времени, чтобы «МРОТ» и ПМ сравнялись и без увеличения «МРОТ». Правда в этом случае не «МРОТ» увеличится до ПМ. А ПМ уменьшится до «МРОТ».
Следует подчеркнуть, что «МРОТ» от власти «бил» (десятилетиями же) не только по самым низкооплачиваемым людям труда, но и по другим рабочим и специалистам.
В том числе таких, едва ли не самых ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ, профессий, как педагог, врач, учёный и т.д. Поскольку МРОТ – это была исходная база при определении размера зарплат этих бюджетников.
Говоря образно, МРОТ (в принципе) – это «фундамент» ВСЕЙ системы оплаты труда. Если недопустимо низкий «МРОТ», то и недопустимо низкие зарплаты, при определении размера которых «МРОТ» является исходной базой.
Следует сказать, что Законы о «МРОТ» и другие составляющие «атаки» на людей труда «работают» не только против трудового потенциала страны. Они – это одна из причин и других острейших проблем страны. Массовой малообеспеченности. Просто-таки зашкаливающего расслоения общества по уровню доходов. Громадной преступности. И т.д.
Согласно обследованиям Института социологии РАН («Российская газета», 11.03.10 г., стр. 11), малообеспеченных в России (самой богатой природными и территориальными ресурсами стране в мире) – 51% (в феврале 2009 г.). То есть, – БОЛЬШИНСТВО.
Это у кого среднедушевой доход в расчёте на одно домохозяйство меньше ПМ (даже ОФИЦИАЛЬНОГО, заниженного), равен ему и чуть больше. И что особенно «кричит» (и подтверждает положения настоящего обращения): почти 70% малообеспеченных – это РАБОЧИЕ И СПЕЦИАЛИСТЫ. Не пенсионеры и т.п.
По мнению экспертов ООН («Российская газета», 25.10.10 г., стр. 3, «Порок бедности»), в России работающие имеют большие риски бедности, чем пенсионеры, и ситуация изменится только тогда, когда минимальная зарплата будет БОЛЬШЕ ПМ в полтора раза. В России же десятилетиями – наоборот: ПМ БОЛЬШЕ «МРОТ» (в 4-м квартале 2015 г. – почти вдвое).
Из «АИФ» (№ 46, 2012, стр. 4): «Россия заняла 1-е место в мире по неравенству распределения богатств. Согласно данным Global Wealth Report, на долю 1% россиян приходится 71% всех личных активов нашей страны».
Первый заместитель председателя Верховного Суда в отставке В. Радченко пишет («Российская газета», 02.09.08 г., стр. 1, «Хорошо сидим»): «Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 миллионов – это четверть взрослого мужского населения».
«МРОТ» и другие составляющие «атаки» власти на людей труда, убеждён, вредны (для людей, для общества, страны) и тем, что «работают» на снижение внутреннего спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей. Значение которого (внутреннего спроса) для развития экономики переоценить невозможно.
А также – и на снижение заинтересованности хозяйствующих субъектов в модернизации производства, во всякого рода инновациях. Зачем это им, если приемлемую для них прибыль можно получить и за счёт недопустимо низкой (с позиции общества, страны в целом), «зарплаты». Не позволяющей сохранять здоровье и трудоспособность людей труда.
Теперь ПОКОНКРЕТНЕЕ, почему такие «МРОТы» от власти и обусловленные им «зарплаты», обоснованию не поддаются. Ни с экономической точки зрения. Ни с чисто правовой. И т.д. Почему их следует брать в кавычки.
Вот, кстати, мнение едва ли не главного «зарплатчика» в системе власти, министра этого профиля, Топилина М.А: платить МРОТ ниже прожиточного минимума – это нонсенс (см. сообщение об этом в интернете). Согласно словарю, нонсенс – это нелепость. Убеждён, – нелепость весьма вредная (для людей, для общества, для страны).
Почему «МРОТы» от власти – это не зарплата? Потому что одна из НЕОБХОДИМЫХ функций зарплаты – ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ. А «МРОТы» от власти эту функцию не выполняют. Экономическое назначение зарплаты-то (об этом, в частности, – в учебниках по экономике труда) – воспроизводить, восстанавливать людей труда.
Труд-то – это производительное РАСХОДОВАНИЕ физиологической энергии. Нервно-психической и чисто физической. Когда люди работают, они РАСХОДУЮТСЯ. И им надо постоянно восстанавливаться, воспроизводиться. Для этого надо много чего. Но прежде всего: чтобы им платили за труд достаточные для их восстановления, воспроизводства, их здоровья и трудоспособности деньги.
Денег должно хватать не только на поесть-попить, одеться-обуться, на оплату жилища, коммунальных услуг, на лечение и т.п. Но и на поддержание и повышение общеобразовательного и профессионального уровня. На полноценный отдых. Достаточный для восстановления израсходованной на работу энергии. На содержание семьи, иждивенцев. И т.д.
В данном случае уместна, думается, такая аналогия. С чисто экономической точки зрения «оплачивать» труд «МРОТами» от власти – это всё равно что не выделять НЕОБХОДИМЫЕ средства на ремонт и модернизацию станков и т.п.
Что в этом случае происходит? Станки и т.п. НЕИЗБЕЖНО приходят в негодность. Досрочно, в экономически необоснованный срок. Это такая же реальность как смена дня и ночи.
Ещё раз. Цифры из Законов о «МРОТ» экономическому назначению зарплаты явно НЕ ОТВЕЧАЮТ. Они же меньше НЕОБХОДИМЫХ для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда. Меньше НЕОБХОДИМЫХ для восстановления, воспроизводства людей труда, их здоровья и трудоспособности. А раз меньше необходимых для этого, то это НЕ ЗАРПЛАТА.
Не зарплата, не вознаграждение за труд, не МРОТ. Поэтому эти цифры надо называть не МРОТом, а как-то иначе. К примеру, – МРПТ (минимальный размер подаяния за труд). Чтобы не зарплата не выдавалась за зарплату.
Какой ещё вывод прямо-таки напрашивается? Из того, что цифры из Законов о МРОТ – это НЕ вознаграждение за труд? А вот какой. Цифры эти (и сами Законы о «МРОТ») – это, убеждён, прямое нарушение Конституции, права человека НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД. В ней ведь чёрным по белому (ст. 37): «Каждый имеет право…на вознаграждение за труд…».
Как же это сочетается-то?! «Одной рукой» глава ПРФ декларирует, что работа и зарплата – это приоритет. Что каждый россиянин должен иметь возможность получить за работу нормальную, справедливую оплату и быть уверенным, что всегда есть, кому защитить его права (см. абзац 2 настоящего открытого письма).
А «другой рукой» – внедряет «зарплату», которая меньше минимально необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда. И которой, убеждён, – прямо нарушается право человека на вознаграждение за труд. Осмыслению это явно не поддаётся.
А вот как, убеждён, нарушается конституционное (ст. 37) право человека НА ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ. Постановлениями ПРФ. Под которыми – подпись Медведева Д.А. Это – ещё одна из составляющих «атаки» на людей труда, на трудовой потенциал страны.
Согласно постановлениям ПРФ, размер «пособия по безработице» – аж 850 руб. По 28 руб. в расчёте на день. На оплату ОДНОЙ поездки в городском транспорте не хватит. К примеру, – до кладбища.
В январе-августе 2012 и 2013 годов доля безработных граждан, получавших такое «пособие», – более 48%. ПОЧТИ ПОЛОВИНА. Следует сказать, что возможность участия в оплачиваемых общественных работах предоставляется безработным гражданам далеко не всегда и не везде.
Понятно, что таким пособием НЕЛЬЗЯ защитить от безработицы (как того требует Конституция). И что его тоже следует брать в кавычки (как и «МРОТ» от власти). Оно ведь тоже не отвечает своему назначению – предоставить безработному гражданину временный источник средств К СУЩЕСТВОВАНИЮ.
Просуществовать на такое «пособие» нельзя даже несколько дней. Не то что месяц. В интересах экономики, общества, страны – чтобы безработный гражданин выходил из периода безработицы в трудоспособном состоянии. Но при таком «пособии» от Медведева Д.А. – это явно невозможно.
Законами о «МРОТ», постановлениями ПРФ о размере «пособия по безработице» и другими подобными решениями высшей власти, убеждён, Конституция нарушается не только в части вознаграждения за труд и защиты от безработицы (ст. 37).
Но и в части статьи 7. По которой прямая обязанность государства, высшей власти – создавать условия для ДОСТОЙНОЙ жизни и РАЗВИТИЯ человека.
Ведь внедрение высшей властью «зарплаты» (которая меньше (!) МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОЙ для сохранения здоровья и трудоспособности), «пособия по безработице» (которого в расчёте на день не хватит на оплату одной поездки в троллейбусе) и т.п. – это же явно условия ДЛЯ СТРОГО ОБРАТНОГО. Для жизни НЕДОСТОЙНОЙ (по крайней мере, – в чисто материальном отношении). Для деградации человека. А не для его развития.
«Доводы» же в пользу этих, убеждён, – неконституционных, решений высшей власти тоже следует брать в кавычки. Ввиду их (доводов) несостоятельности.
Вот один из «доводов» в пользу Законов о «МРОТ» (то есть, в пользу «зарплаты», которая меньше необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда). Это-де – для экономии. Как это?!
Это же всё равно что объяснять соображениями экономии недолив смазочного масла в двигатель, из-за чего ДВИГАТЕЛЬ ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯ. Что перевешивает-то? Стоимость недолитого масла или нанесённый недоливом ущерб (испорчен двигатель)? Ответ понятен. «Недоливщиков»-то что в этом случае? Надо поощрять за экономию? Или привлекать к ответственности за нанесённый ущерб?
Самое мягкое слово для обозначения «экономии» от внедрения «зарплаты», «работающей» на подрыв здоровья и трудоспособности людей труда, – это РАСТОЧИТЕЛЬСТВО. С позиции экономики, общества, страны в целом. Ведь этим подрывается трудовой потенциал страны – главный экономический ресурс общества («двигатель»).
Ещё «довод». Зарплата, которая меньше минимально необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда, – это-де из-за низкой производительности труда. Как-де ПОТОПАЕШЬ, так и полопаешь.
Но связь-то здесь и обратная: как ПОЛОПАЕШЬ, так и потопаешь. Толком не «полопавший» производительно работать не может. Чтобы в этом убедиться, надо хотя бы денёк не поесть и после этого попытаться производительно поработать. Вряд ли получится.
Внедряя (десятилетиями) «зарплату», которая меньше минимально необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людям труда (и тому подобное), высшая власть, убеждён, не даёт им толком «полопать». Из-за чего они не могут толком «потопать» – достаточно производительно работать.
Ещё «довод». Если-де даже немного (даже не до ПМ) увеличить МРОТ, то это приведёт к большому высвобождению работников и росту безработицы.
Но дело-то обстоит, убеждён, строго наоборот. В ПРИНЦИПЕ. Именно «МРОТ» и обусловленные им «зарплаты» (которые меньше необходимых для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда) десятилетиями «работают» в России на снижение занятости в экономике, на безработицу.
Связь здесь такая. «Зарплата» меньше необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности рабочих и специалистов – меньшая производительность их труда – меньшая эффективность экономики – меньшие инвестиции на её развитие, в том числе и на создание рабочих мест в ней, – бОльшая безработица в стране.
Ещё «довод». Подумаешь-де, что зарплата меньше необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности. Значит-де, надо найти дополнительную работу. Но РЕСУРС ТРУДА-то человека, его физиологической энергии ОГРАНИЧЕН. И совсем не зря нормы труда, отдыха и т.п. устанавливаются Трудовым кодексом и другими нормативными документами.
Что происходит, если для содержания семьи приходится испытывать полуторную, двойную и т.п. (против Трудового кодекса и т.п.) трудовую нагрузку? В этом случае рабочие и специалисты работают НА ИЗНОС. Это плохо и для конкретных людей труда. И для страны в целом. Ведь этим «подрывается» её главный экономический ресурс – трудовой потенциал.
Подробнее об этих «доводах» – в открытом письме руководству страны и другим адресатам от 02.10.14 г. Озаглавленном: «НОНСЕНС» – НАРАСТАЕТ?». Передано в госорганы 02.10.14 г. Есть в инете.
Почему же принимаются такие Законы о «МРОТ» и другие подобные решения? Они же, убеждён, ЯВНО «работают» против конкретных рабочих и специалистов, всего трудового потенциала страны, против экономики, страны в целом.
Помогает найти ответ на этот вопрос вот эта цитата из «АИФ» (№ 44, 2012, стр. 1): «Оказывается, наш госаппарат поглощает немыслимое количество денег – 40% от ВВП. По сути, он отъедает их у народа…».
Чем меньше «МРОТ» – тем меньше зарплата бюджетников – тем больше средств из бюджетов различного уровня можно направить на содержание госаппарата. На постоянно «разбухающие» зарплаты в нём. На всякого рода «спец»: спецквартиры, спецлечение, спецтранспорт и т.д.
Так же «работает» на госаппарат и «пособие по безработице» от Медведева Д.А. И другие составляющие «атаки» власти на людей труда, на трудовой потенциал страны.
Весьма кстати к поиску ответа на вопрос «кому выгодно?» – и мнение Жириновского В.В. Вот как он обосновал, что менее образованные члены общества – это для его коллег по Госдуме лучше, чем более образованные («АИФ», 2012, № 43, стр. 2):
«Они (образованная молодёжь – ред.) будут свергать власть каждые 10 лет. Надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности…Если раскрутим образование, вы себя обречёте на уничтожение».
По этой логике менее образованные, менее обеспеченные члены общества для власти не опасны. Они ведь – вне политики.
Ущерб, убеждён, нанесённый людям, экономике, стране Законами о «МРОТ» и другими составляющими «атаки» на трудовой потенциал страны, восполнить, конечно же, невозможно. Но надо хотя бы остановить его нанесение. НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО. У России очень мало времени для ответа на вызовы современности.
В обращениях к руководству страны – о том, как остановить «атаку» и создать условия для её недопущения впредь. Конкретно. Много пунктов. Повторять их в настоящем обращении вряд ли целесообразно. Они есть, в частности, – в упомянутом выше (на стр. 1) открытом письме от 15.09.15 г. (есть в инете).
А вот о том, как «поработали» с обращениями в высших госорганах страны, сказать надо. «Работой» с ними, убеждён, – прямо нарушен Закон о работе с обращениями. А значит, – и Конституция страны (ст. 33 – о праве граждан на обращение в госорганы).
Можно ли назвать такую «работу» работой? Убеждён, конечно же, нельзя. Работа, труд – это созидание. Нарушение же Конституции – это явно не созидание.
Законом о работе с обращениями и Конституцией предписана ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ответа по существу поставленных в обращениях вопросов. В обращениях поставлен вопрос о том, что решениями высших госорганов десятилетиями наносится ущерб трудовому потенциалу страны, экономике, стране. О том, что эти решения – не конституционны. О том, что эти решения – вразрез с экономическими требованиями. И т.д.
В отписках же из Администрации Президента Российской Федерации (далее – АП), ПРФ, Госдумы и Совфеда ответа на эти вопросы нет. И значит, – Закон о работе с обращениями, Конституция, право человека на обращение в госорганы нарушены.
А из ПРФ, Госдумы и Совфеда сообщили ещё и о прекращении переписки с автором обращений. Хотя ответ по существу поставленных в обращениях вопросов так и не был дан. Это тоже явное нарушение Закона о работе с обращениями, Конституции и т.д.
Следует особо сказать о «работе» с обращениями в АП. В ней, убеждён, тоже весьма откровенно игнорируются вопросы, поставленные в обращениях к главе государства. И этим обращения-сигналы к нему (в которых о не конституционности законов, под которыми его подпись), говоря образно, – просто-таки «глушатся».
Вот как это делается. По этим обращениям-сигналам к главе государства из АП запрашивается мнение других госорганов. Мнение которых – это (в данном случае) ни что иное, как отписки. Но тем не менее их мнение воспроизводится уже в отписках из самой АП. Причём – ДОСЛОВНО. Получается эдакое «дуэтное» исполнение отписок.
Конечно, переписывание отписок позволяет «сэкономить» умственную энергию. Но ведь результат такой «экономности» – нарушение Закона о работе с обращениями и Конституции.
Об этом (в частности) – в открытом письме от 07.03.16 г. Озаглавленном: «ЧЕМ ИМЕННО, УБЕЖДЁН, МЕШАЮТ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЛЮДЕЙ ТРУДА В АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА?» (направлено высшим госорганам обычной почтой 07.03.16 г.; есть в инете).
В ответ на это открытое письмо пришла очередная «дуэтная» отписка из АП – исх. № А26-02-24540191 от 16.03.16 г., подписана К. Аристарховым. Которая СЛОВО В СЛОВО повторяет предыдущую отписку из АП – исх. № А26-02-12131291 от 10.02.16 г., за подписью А. Иванова.
Почему это возможно-то? Чтобы в высших госорганах «штамповались» отписки-«близнецы»? В которых нет ответа на поставленные перед руководством страны вопросы. В нарушение Закона о работе с обращениями и Конституции.
Потому, думается, что высшая власть в России по сути БЕСКОНТРОЛЬНА. И власть имущие имеют возможность действовать по принципу «что хочу, то и ворочу».
С учётом всего изложенного выше приходится и в настоящем обращении опять ставить перед ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА, МЕДВЕДЕВЫМ Д.А, НАРЫШКИНЫМ С.Е. И МАТВИЕНКО В.И. вопрос о необходимости исправления, убеждён, неконституционных решений высшей власти. А также – о необходимости ответа высшими госорганами по существу вопросов (каждого из них), поставленных в обращениях к ним. И по существу содержащихся в обращениях предложений (каждого из них).
А какова реакция на обращения к Зорькину В.Д., Чайке Ю.Я. и УПЧ Памфиловой Э.А. (и её предшественнику Лукину В.П.)? В которых о нарушении Конституции, прав человека федеральными законами и т.п.? К главным в системе власти КОНТРОЛЁРАМ за соблюдением Конституции, прав человека?
Говоря образно, в Конституционном Суде (далее – КС), Генпрокуратуре и Аппарате Уполномоченного по правам человека (далее – УПЧ) «закрыли глаза» на эти нарушения. Из Определений КС от 22.03.12 г. № 402-0-0 и от 17.06.13 г. № 30-ПРП:
«…разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.»;
«Прекратить переписку с гражданином Гречишниковым…».
В таком же духе и ответы на обращения к Чайке Ю.Я. и УПЧ (смысл): нам-де не дозволено надзирать за соблюдением Конституции, прав человека ВЫСШИМИ ГОСОРГАНАМИ.
Да, высшая власть вывела себя (частично или полностью) из-под контроля КС, прокуратуры и УПЧ. Прямо Законами об этих главных контролёрах за соблюдением Конституции, прав человека. Хотя она их, убеждён, тоже нарушает. Примеры чего – выше.
УПЧ, к примеру, запрещено (ст. 16 Закона о нём) ДАЖЕ РАССМАТРИВАТЬ жалобы на решения Госдумы и т.п. Увидел-де, что поступившая жалоба – на их решения, так сразу же «выброси её в корзину для бумаг».
Об этом – в открытом письме от 29.04.15 г. Озаглавленном: «СОУЧАСТВУЮТ ЛИ КОНТРОЛЁРЫ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ В ЕЁ НАРУШЕНИИ?». Передано в госорганы 29.04.15 г. Есть в инете.
Поэтому в обращениях к КС, Генпрокуратуре и УПЧ и поставлен вопрос о том, чтобы они добивались (и добились) исправления Законов о них. Чтобы они были вправе контролировать соблюдение Конституции, прав человека И ВЫСШЕЙ ВЛАСТЬЮ.
Увы. Ответа на поставленный вопрос от них тоже нет. Поэтому приходится и в настоящем открытом письме ставить этот вопрос перед Зорькиным В.Д., Чайкой Ю.Я. и УПЧ.
Этот вопрос и на этот раз ставится перед ними и как ГРАЖДАНАМИ России. В высоком, некрасовском, понимании значения этого слова: «Не может сын глядеть спокойно/ На горе матери родной,/ Не будет гражданин достойный/ К отчизне холоден душой,/. Не только как руководителями госорганов.
Гречишников Л.В.
04.04.16 г.