Запад — Иран: смена курса
Если следовать логике бушующей в регионе так называемой «арабской весны», то этими выборами могут воспользоваться оппозиционные силы, которые должны подвергнуть сомнению их результат. Но на сей раз прогнозы экспертов не выглядят «революционными»: в Иране нет прежнего противостояния между так называемыми консерваторами и реформаторами. Накануне о выходе из «игры» заявил Фронт исламского участия Ирана, который на Западе квалифицируется в качестве «реформаторского блока». Однако это не исключает наличия предвыборной интриги, — но только внутри самого правящего класса: обозначены позиции сторонников лидера страны аятоллы Али Хаменеи и президента Махмуда Ахмадинежада. Они активно критикуют друг друга, но не враждуют. Поэтому, если итоги выборов в меджлис несколько изменят соотношение сил внутри правящего класса, ждать по этой причине каких-либо «революционных потрясений» в Иране не приходится. Хотя не стоит забывать и то, что для действующего президента Ахмадинежада нынешние выборы в меджлис могут во многом определить его дальнейшую политическую судьбу: он вступает в последний год своего президентства.
Предвыборная острая дискуссия в Иране между разными политическими силами затрагивала в основном только внутренние проблемы: экономику, характер и темпы проводимых преобразований и даже нормы демократии. Поэтому для Запада, стремящегося чуть ли не каждые выборы в Иране трансформировать в сценарии «цветной революции», на сей раз не за что уцепиться. Это признал и президент США Барак Обама. По его словам, «США не известны подробности всех происходящих в Иране событий», и Вашингтон не знает, кто в Тегеране «принимает решения в то или иное время». Обама также свидетельствует, что в последние годы США «прорабатывали различные варианты действий в отношении Ирана, в том числе военные», но сейчас они «стараются урегулировать иранскую проблему дипломатическим путем». По мнению президента США, главная цель — «убедить Иран в том, что разрабатывать ядерное оружие — это не в его интересах».
Сделать это возможно, и вполне реально в следующих случаях. Если Иран, как не раз предлагала Россия, будет выводиться из международной изоляции, и если ему будет что на что менять, но не на отказ от курса на мирное
Такая формулировка приобретает принципиальное значение, свидетельствующее о том, что Тегеран стремится не ограничивать диалог с «шестеркой» одной только ядерной проблемой, но и готов выставить «пакет предложений», на который должны отреагировать США и ЕС. Если судить по некоторым признакам, Вашингтон и Брюссель могут принять такой сценарий. К примеру, в последние дни американские СМИ стали больше внимания уделять не рассмотрению вариантов нанесения военного удара по иранским ядерным объектам, а попыткам убедить Израиль изменить политическую стилистику в отношении Ирана.
Белый дом и Пентагон публично заявляют, что наносить удары по Ирану «преждевременно», так как «все еще нет ясности», воспользуется ли Тегеран имеющимися у него технологическими возможностями для производства атомной бомбы. Более того, не случайно и то, что Тегеран в Вашингтоне стали называть «рациональным игроком» на международной арене, намекая на возможность достижения с ним договоренностей. Возможно, что Запад предпринимает действия тактического свойства: «размагнитить» иранское общество, которое выглядит сплоченным перед лицом внешней угрозы. Но может быть и так, что Запад стал играть на упреждение, чтобы опередить Москву в её действиях на иранском направлении, чего ожидают в Тегеране после российских президентских выборов.
Не все в США разделяют такие позиции. По мнению сенатора от Аляски Лизы Мурковски, использование стратегических запасов нефти в США даст только кратковременный эффект, и цены на топливо вновь поползут вверх. Мурковски уверена, что желание политиков и нефтедобывающих компаний найти быстрое решение проблемы в виде открытия стратегических запасов страны неправильно, и необходимо искать другие пути выхода из кризисной ситуации: начать процесс нормализации отношений с Тегераном, осуществить смену внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке.
В этом как раз смысл еще одной интриги, поскольку иранская проблематика влияет на ход предвыборных баталий в США. С одной стороны, Тегеран заявляет о готовности включиться в общее урегулирование, но не желает до поры до времени выполнять все требования МАГАТЭ, отвоевывая позиции. Одновременно он ясно дает понять, что у него нет политического решения о создании ядерного оружия. Этому не верит Израиль, грозящий нанести военный удар по ядерным объектам в Иране. Вашингтон активно ведет с Тель-Авивом диалог по этой проблематике, временами перемешивая его «сенсационными утечками» информации. Таким образом, иранская «карта» разыгрывается самыми разными силами и в разных интересах.
И еще. Из сценария «арабской весны» будет выводиться Турция. Неслучайно последний доклад Международной кризисной группы (МКГ) получил адресное название «Тяжелые воды: иранская ядерная программа, риск войны и уроки Турции». Авторитетные эксперты призывают поддержать попытки Турции возродить дипломатический вариант решения иранской проблемы, прочно «завязать» Тегеран на переговорном процессе, и следовать к достижению цели «шаг за шагом». Главное теперь в том, чтобы Турция получила от стран «шестерки» доверительный мандат, что позволило бы сделать хотя бы первый шаг на пути вывода Ирана из международной изоляции и начала конструктивного сотрудничества. Так что нынешние выборы в Иране могут зафиксировать новую политику Запада, но никак не смену внутриполитических декораций.