Закончится ли для Анатолия Сердюкова дальняя дорога казенным домом?
Незаконное строительство трассы – вот все, что ему могут предъявить
В вопросах взаимодействия со следователями Сердюков пошел неверной дорогой. За это ему грозят переводом из статуса свидетеля в подозреваемые или даже обвиняемые. Упор теперь делается на дорогу, которую он имел неосторожность проложить за 18 млн казенных рублей к коммерческим объектам своего зятя (мужа сестры) в Астраханской области.
Обоснованность строительства «светлого пути» проверят, и если сочтут, что с ним что-то не так, это тут же отразится на правовом статусе Анатолия Эдуардовича. Об этом заявил вчера Интерфаксу близкий к следствию источник.
С одной стороны, его слова – бальзам на душу тех, кто ждет не дождется предъявления Сердюкову хоть каких-нибудь обвинений. С другой – косвенное признание, что наворованного в «Оборонсервисе» оказалось недостаточно, чтобы связать с ним экс-министра впрямую.
ОАО «Оборонсервис» – коммерческая организация, созданная в 2008 году указом президента Российской Федерации и постановлениями правительства Российской Федерации для освобождения военнослужащих от несвойственных им хозяйственных функций, подконтрольная Министерству обороны Российской Федерации. Основные направления работы Общества, согласно уставу: управление деятельностью ОАО «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка» и координация их взаимодействия в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.
Так что пока правоохранительные органы идут по астраханской дороге, построенной Сердюковым с использованием служебного положения. «Речь идет о незаконном строительстве дороги длиной около 8 километров к одному из коммерческих объектов, принадлежавших мужу сестры экс-министра», – сообщил один из собеседников агентства.
«Неприкасаемых в этом деле нет. Если вина экс-министра будет установлена, он будет привлечен к ответственности», – подчеркнул источник.
Но может быть и так, что перенос центра расследования на малозначительный в финансовом смысле эпизод дороги (в «Оборонсервисе» были миллиарды, а здесь – всего лишь миллионы) является просто хитрым ходом следствия, считают эксперты. «Сообщение об изменении статуса Сердюкова в связи с расследованием нового эпизода больше похоже на целенаправленный вброс, адресованный конкретным участникам дела», – считает партнер компании «ФБК Право» Александр Сотов, слова которого приводит «Независимая газета».
Он расценивает это как сигнал арестованным фигурантам дела, что без сотрудничества со следствием некоторые из них могут оказаться главными обвиняемыми. И тогда они отправятся в места не столь отдаленные на внушительные сроки, а Серюкову ничего не будет.
Возможно также, что следователи надеются обнаружить попытку замести следы по «дорожному делу», которое сейчас представляется ключевым для экс-министра.
Ранее говорилось, что Минобороны может оправдаться, будто дорога строилась к запланированному, но еще не существующему военному объекту, а пакгаузы, принадлежащие сердюковскому зятю, просто оказались по пути, как рояль в кустах. Но Сотов считает, что это будет непросто. «Список для финансирования объектов капитального строительства с их обоснованием утверждается заранее», – напоминает он.
«Заявления следователей не стоит понимать так, что обвинения Сердюкову предъявляться не будут. Такая интерпретация неверна. Слова источника в СК скорее являются давлением на Сердюкова, который не хочет отвечать на все вопросы. Растрата 18 миллионов на дорогу слишком мала по сравнению с другими эпизодами и выглядит смешной в масштабах всего дела. Безусловно, при строительстве дороги был указан какой-то государственный интерес. Его подтвердят сейчас, и эпизод закроют. А исследоваться этот эпизод с дорогой может ровно столько, сколько нужно следователям», – говорит гендиректор юридической компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.
Тем временем дело «Оборонсервиса» разрастается, следователи нащупывают новые болевые точки, через которые можно было бы надавить на бывшего министра. Вчера, 16 января, стало известно, что в рамках уголовного дела о коррупции в структурах Минобороны арестован врио начальника ХОЗУ военного ведомства Николай Рябых и следствие намерено ходатайствовать об аресте директора департамента текущего ремонта компании «Славянка» Константина Лапшина. Об этом сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин.
Рябых, знавший ввиду своих служебных обязанностей, что здание в Колымажном переулке в центре Москвы поставлено на капитальный ремонт, тем не менее подписывал фиктивные акты работ по его комплексному содержанию компанией «Безопасность и связь», считают в СК. «Рябых выносил незаконные решения об оплате работ и направлял их в департамент финансового обеспечения Минобороны. В результате действий чиновника государством коммерческой компании было перечислено 18,5 млн рублей, которые впоследствии через фирмы-однодневки были обналичены и фактически похищены», – поведал Маркин.
Напомним, что по этому делу уже содержатся под стражей гендиректор ОАО «Славянка», он же учредитель ЗАО «Безопасность и связь» Александр Елькин, а также Андрей Луганский, работавший с апреля 2011 года гендиректором ЗАО «Безопасность и связь». Арестована и Юлия Ротанова, исполнявшая обязанности помощника гендиректора ЗАО «Безопасность и связь».
Но все это – не того масштаба фигуры, какие были бы так уж интересны Следственному комитету. Главный здесь, безусловно, Анатолий Сердюков. Расчет, очевидно, был на то, что на допросе он проявит деятельное раскаяние, подсобит следствию своими показаниями и сдаст соратников, которых привел в министерство, а за это получит место советника в одной из госкорпораций. Но он на это не пошел.
Газета «МК» ожидает, что следствие захочет теперь использовать любимый прием: помаринует Рябых в СИЗО, после чего предложит дать показания, что дела с «БиС» он вел по указанию своего руководителя – министра обороны.
Получится ли? Неизвестно. Бывший налоговик Рябых, обязанный Сердюкову всем, может на это и не пойти.