Зачем писать про холокост в учебниках по русской истории?
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что пересмотр истории в угоду “политкорректности” может привести к непредсказуемым последствиям
“Поскольку к холокосту напрямую ни руководство Советского Союза, ни кто бы то ни было из политических деятелей нашей страны не имел никакого отношения, а “объектом” этого явления была только часть населения нашей страны, то есть еврейство, то мы вправе в своих учебниках истории указывать или не указывать этот факт. Если мы говорим о мировой истории, об истории Европы, об истории Второй мировой войны, то там указывать это явление можно и нужно. Если же мы говорим об истории России, то эту тему вообще необязательно поднимать. Тем более, что тема холокоста в свое время была довольно искусственно поднята, и мы знаем причину раздувания этой темы. Она связана, в первую очередь, с созданием государства Израиль и с целым рядом других факторов, то есть с ближневосточной эпопеей”, – заявил “Русской линии” президент Всероссийского фонда образования, доктор философских и педагогических наук, профессор Сергей Комков, комментируя обвинения в антисемитизме со стороны еврейской общественности в адрес авторов учебников по истории России.
Ряд научных сотрудников РАН и представители Российского еврейского конгресса обвинили авторов учебников по истории России в “некомпетентности”, “антисемитизме” и “замалчивании важных фактов из жизни еврейского народа”. Как пишет в среду “Независимая газета”, речь идет об учебных пособиях и хрестоматиях, утвержденных Министерством образования для преподавания в школах. Учебники изучала экспертная группа под руководством старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Локшина. В докладе, оказавшемся в распоряжении издания, указано, что в ряде учебников вообще не отражена тема холокоста. “В других случаях, мы не встретим представление холокоста как, пожалуй, единственного случая в мировой истории, когда некое государство предприняло попытку полностью уничтожить отдельный народ”, – возмущаются еврейские эксперты.
Авторы доклада считают, что и другие аспекты “еврейской темы” поданы с “существенным искажением фактов”. “Ни в одном учебнике знаменитое “дело врачей” не представляется как апогей антисемитской кампании; только в одном учебнике мы прочитали о еврейских погромах Гражданской войны, имевших огромные масштабы и жертвы”, – отметил Локшин. По его мнению, “нет ни одного учебника, который бы адекватно и полно представлял историю еврейского народа в России”. На этой неделе авторы упомянутого доклада намерены обратиться в московский Департамент образования и Министерство образования с просьбой рассмотреть претензии к упомянутым учебникам.
В свою очередь, президент Всероссийского фонда образования С.Комков подчеркнул, что претензии комиссии Локшина носят весьма политизированный и надуманный характер. “Что касается еврейских погромов в период Гражданской войны, то, – отметил эксперт, – точной фактологии и документов, разъясняющих суть этих погромов, у нас просто нет. Поэтому рассказывать с чьих-то слов и выдавать чьи-то домыслы или чьи-то рассказы за реальные события было бы неправильно как с исторической, так и с этической точки зрения. Тем более, рассказывать это в курсе школьной истории”, – подчеркнул ученый.
Наконец, такое событие отечественной истории, как пресловутая “борьба с космополитизмом”, по словам С.Комкова, связана с Еврейским антифашистским комитетом, поскольку сам Соломон Михоэлс был председателем еврейского комитета. “Поэтому я не думаю, что нашим детям нужно подробно рассказывать в курсе истории всю эту внутреннюю возню в эшелонах власти. И я считаю, что поднятие этих тем будет способствовать как раз нагнетанию межнациональных и межконфессиональных конфликтов в стране. Это совершенно ни к чему, потому что сразу же может быть поднят, к примеру, вопрос: каким образом лица еврейской национальности, являвшиеся руководителями нашей страны, расправлялись с русскими, в частности, с русскими православными священниками? Каким образом руководители еврейской национальности, занимавшие высшие должности в ВЧК и НКВД, участвовали в уничтожении инакомыслящих в нашей стране, как русских, так и своих единоверцев? Это чревато очень тяжелыми последствиями. Я думаю, что в данной ситуации заострять внимание на этих вопросах для школьников было бы очень опасным явлением”, – подчеркнул С.Комков.
Говоря о преподавании истории в школе, ученый подчеркнул, что специалистов по вопросам холокоста среди школьных учителей вообще нет. “Никто толком не может объяснить, что это вообще такое, а информация о холокосте расплывчата и противоречива. Обычно говорят об уничтожении нескольких миллионов евреев в концентрационных лагерях по специальному плану с целью очищения Европы от лиц еврейской национальности. При этом забывают сказать, что многие руководители Третьего Рейха имели еврейские корни. Я думаю, что углубляться в эти дебри, а тем более втягивать в них школьников, – это не просто ошибка, это провокация, которая может привести к всплеску шовинизма и антисемитизма. С другой стороны, одновременно с этим еврейская общественность вскоре может выразить свое возмущение в связи с развернувшейся дискуссией на эту тему. Так может не стоит ее и поднимать?”, – заключил С.Комков.