За минувшие выходные появилась весьма настораживающая информация из ближневосточного региона
Напомним, что помимо общих запретов, США и Евросоюз в одностороннем порядке ввели дополнительные санкции против Ирана. Запреты этих государств, помимо продукции военного характера, коснулись также поставок нефтеперерабатывающих и буровых мощностей. Другими словами, в настоящее время Иран не может импортировать из-за рубежа новое оборудование для добычи и переработки нефти, а поскольку локального производства подобного оборудования в Иране нет, всё это может крайне болезненно сказаться на экономике страны. В итоге, Запад фактически провоцирует Иран на прямой конфликт.
Пока на подобную ситуацию отреагировали лишь финансовые рынки. Так, в ходе сегодняшней азиатской сессии нефтяные котировки прибавляют уже более 1,5%, при этом с начала прошлой недели цены на углеводороды выросли на 7%. В настоящий момент за баррель марки Брент дают 79.5 доллара и представляется, что это еще не предел. Кроме того, стоимость золота находится с начала июня на исторических максимумах (1260 долларов за тройскую унцию).
Не стоит забывать также и о еще одном важном факторе, который сигнализирует о растущей напряженности в мире – а именно о спросе на американские казначейские бумаги. Так доходность 10-летних бондов находится вблизи мин. значений с конца 2009 года – ниже 3,5%. Низкие ставки – особенно важны для правительства США, которому необходимо обслуживать гигантский госдолг в размере $13 трлн.
Но кроме ставок, ключевую роль играет спрос. Напомним, что на июль 2010 года запланированы наибольшие, с октября 2009 года, объемы погашения госдлога. По нашим оценкам в середине лета, Казначейству необходимо привлечь почти $700 млрд. только на рефинансирование старых долгов. На покрытие дефицита бюджета придется привлечь сумму в районе $100 млрд. А как это сделать? Самый простой путь – начать войну и инвесторы сами побегут покупать казначейские облигации правительства США.
При этом некоторые политические эксперты говорят о том, что угроза войны на Ближнем Востоке весьма реальна еще вот по каким причинам. Военный конфликт мог бы стать мощным драйвером восстановления американской экономики, а вместе с ней и экономик других развитых стран, завязанных на спрос в США. Поскольку подобный сценарий резко бы увеличил активность в ВПК, создал новые рабочие места, и соответственно, снизил бы напряженность на рынке труда. Факт крупного военного конфликта усилил бы спрос не только на американские гособлигации, но и удешевил бы стоимость заимствований для транснациональных корпораций США. Ушла бы на второй план и сама проблема госдолга и раздутых бюджетных дефицитов, которые можно было бы «оправдать» геополитическими обстоятельствами. При этом, война на Ближнем Востоке оказала бы крайне негативный эффект на Китай и другие страны, активно импортирующие энергоресурсы с Ближнего Востока. В итоге, США вновь за счет проблем других стран смогли бы «выкарабкаться» из экономического кризиса, как это уже было после Второй Мировой Войны.