Олег Валецкий
Южная Осетия
Данная статья была опубликована в журнале “Смысл” (ныне уже не существующий проект) в 2007 году в номере 18.
В связи с последними событиями она продолжает быть актуальной.
Данный вооруженный конфликт является результатом национальной нетерпимости между грузинами и осетинами. Оба народа являются православными, хотя стоит заметить, что у грузин церковь нередко склоняется ко ксенофобии, а осетины сохранили много языческих обычаев и христианство часто у них более чем поверхностно.
В Южной Осетии проживает этническая группа кударцев, а в Северной Осетии этническая группа иронцев, причем последние в значительной мере руссифицированны. Главный источник национализма в осетинской среде кударцы, с тем, что достаточно важную роль в политической и хозяйственной жизни Северной Осетии имеет небольшая этническая группа дигорцев живущая на границе с Балкарией, и так как большая часть дигорцев исламского вероисповедания, то из их среды нередко выходят инициативы за более тесное сотрудничество с остальными народами Северного Кавказа в противовес России, что находит поддержку у части осетин.
Корни современного конфликта уходят в эпоху царской России, в которой грузинские власти и церковь вели ассимиляторскую политику по отношению к осетинам в то время населявших помимо современной Южной Осетии и соседние территории Гори и Казбеги. В ходе гражданской войны в Южной Осетии вспыхнуло восстание, поддержанное Советской Россией против меньшевистского правительства Грузии, несмотря на которое советское правительство все же включило Южную Осетию в состав созданной советской Грузии. В советские времена осетины отличались приверженностью к СССР, что с началом процессов распада СССР вызвало конфликт правительства Гамсахурдиа с оставшимися приверженными России местными осетинскими властями
Осенью 1991 года правительство Гамсахурдиа организовала ввод на территорию Южной Осетии в районе Цхинвали (по-осетински Цхинвал) отрядов вооруженных боевиков из состава группировок «Мхедриони» Джабы Иоселиани и «Национальной гвардии» Тенгиза Китовани (оба происхождением сваны), а так же сил МВД Грузии, значительную часть которых составляли переодетые в форму милиции, амнистированные Гамсахурдией лица, осужденные за уголовные преступления.
Несмотря на наступившее безвластие и собственную малочисленность (80 000), местные осетины смогли самоорганизоваться и, атаковав противника в самом Цхинвале в уличных боях нанести поражение противнику.
В результате осетины сформировали новое правительство, провозгласившее независимость Южной Осетии и потребовавшее воссоединение с Россией
После этого война перешла в позиционный характер, в связи с тем, что грузинам удалось удержать свои села в центре Южной Осетии (район села Тамарашени) а так же в районе Цхинвала (прежде всего, село Эредви граничащее с территорией собственно Грузии).
В результате Цхинвал оказался в окружении и связь с поселком Джавой от которого идет дорога на Владикавказ оказалась возможной только через объездную дорогу по западному склону впадины, в которой грузинские силы перекрывали движение по трассе Владикавказ-Джава-Цхинвал-Гори. В 1992 году грузинская группа на этой дороге расстреляла несколько десятков пассажиров осетинского автобуса, в том числе женщин и детей.
В то же время снабжение грузинские сил боеприпасами и продовольствием, как и пополнение, их личным составом осуществлялось из села Эредви по восточному склону
Данная дорога являлась грунтовкой и была весьма уязвима проходя недалеко от осетинского села Приси прикрывающем Цхинвал с востока. В силу этого главный удар грузины осуществляли с направления Гори с опорой на село Эредви. Бои велись на окраине Цхинвала с направления села Эредви, а также с направления села Приси, которое хоть и осталось под контролем осетин, но находилось в полуокружения, благодаря чему грузинские войска обошли его с левого фланга и вышли на горный склон над Цхинвалом в районе стадиона.
Всю эту войну грузины полагались в основном на свое огневое превосходство, нанося удары артиллерией минометы, и в пехотные атаки шли редко при поддержке бронетехники, а также нанимавшихся тогда демобилизовавшихся военнослужащих российских внутренних войск (несколько из них погибло в ходе грузинского наступления мая 1992 года).
Осетины действовали разрозненными боевыми отрядами лишь формально подчинявшимися штабу Республиканской гвардии Южной Осетии, а также отрядами мобилизованного ополчения. При МВД Южной Осетии был создан ОМОН под командованием Вадима Газаева ставший со временем главной опорой власти сыгравший важную роль в отражении грузинского наступления на Цхинвал в мае 1992 года.
В отношении российских войск грузинские силы были настроены враждебно и вели планомерную политику по их вытеснению, не останавливаясь перед прямыми вооруженными нападениями, как в самой Южной Осетии, так и в соседних ей регионах, что усугубилось с началом войны в Абхазии. В результате были убиты десятки военнослужащих, а в стране была развернута антироссийская компания, сопровождавшаяся преследованиями русского населения в Грузии.
Осетинские силы были настроены пророссийски, однако в силу внутренней анархии в их среде расцвел бандитизм, что привело к частым столкновения как одной группировки с другой, так и с российскими войсками (в ходе нападения на жилой городок вертолетного полка).
В то же время в следствии непоследовательной политики тогдашнего российского правительства, грузинские силы получали содействие в определенных структурах власти России, в результате чего введенный в район Цхинвала «Ленинградский» полк внутренних войск был выведен без всякого предупреждения осетинской стороны перед грузинским штурмом в мае 1992, что нанесло сильный удар престижу России.
После июня 1992 активные боевые операции остановились и в настоящее время на территории Южной Осетии действует группировка миротворческих войск России
Правительство Южной Осетии, из-за отсутствия должных сил, до настоящего времени было не в состоянии установить надлежащий контроль над осетинской средой, что привело к валу вооруженных столкновений в осетинской среде, в которых погибли десятки людей. В ходе этих столкновений погибло много командиров периода войны, в том числе командир ОМОНа Вадим Газзаев, расстрелянный в машине вместе с тремя своими бойцами.
В замкнутой среде небольшого города это вызвало рост взаимной нетерпимости, что усугубилось действиями грузинских спецслужб подкупавших некоторых осетинских командиров и политиков.
Ленинигорский район лишь формально входил в состав Южной Осетии, а фактически находился под контролем грузин.
Грузинское руководство рассматривало районы компактного поселения грузин (прежде всего районы сел Тамарашени и Эредви) как плацдарм для будущего наступления на Цхинвал, с чьим падением Республика Южная Осетия прекратит свое существование.
Всилу этого в этих районах концентрируется значительный контингент грузинских войск.
В случае своего наступления на Цхинвал грузинское командование, вероятно, применит тактику массированных артиллерийско-минометных ударов, пользуясь своим превосходством в артиллерии, а возможно и применение авиации. После этих ударов в наступление будут посланы, оснащенные бронетехникой силы созданной грузинской армии.
Подобная тактика использовалась грузинами в ходе прошедших войн в Абхазии и в Южной Осетии и нет оснований полагать, что она переменится.
Очевидно, что в результате иностранной военной помощи Грузия располагает достаточно сильной артиллерией, против которой осетинам противопоставить нечего, как впрочем, и против грузинской авиации.
Вероятно, на основе опыта 1992 и 2004 годов грузинское командование постарается осуществить захват района села Приси, обеспечив надежность своих коммуникаций с районом села Тамарашени и тем самым возьмет Цхинвал в почти полное окружение, когда грузинские войска, как и в 1992 году будут из стрелкового оружия со склонов гор обстреливать практически весь город стрелковым оружием. Осетинская объездная грунтовая дорога из Цхинвала в Джаву может быть противников перерезана, так как она не находиться под защитой.
Вместе с тем возможен и худший сценарий-грузинское наступление на поселок Джаву и тем самым блокада Рохского туннеля. Тем самым не только осетинские силы, но и российские миротворческие войска окажутся в полном окружении в районе Цхинвала
В результате грузинская сторона может потребовать вывода миротворческих войск России, что означает не только ликвидацию Республики Южной Осетии, но и дестабилизации Северной Осетии, в которой проживает большое число осетин-кударцев.
Возможно, что грузинские спецслужбы с данной целью, могут попытаться через собственную агентуру в Цхинвале, настроить некоторых осетинских боевых командиров против российских войск, либо осуществить прямые вооруженные провокации, дабы вызвать недоверие осетинского населения к российским войскам.
Российские миротворческие войска в силу своего статуса не имеют права проводить наступательных операций, и в силу этого грузинская артиллерия может наносить по ним артиллерийские удары под предлогом боевых действий. Цхинвал небольшой город и с началом боевых действий будет подвергаться огневым ударам по всей площади. Так как он находиться в долине то выход из него будет затруднен или невозможен.