Южная Европа бурлит
От проблемных стран еврозоны зависит судьба всего европейского интеграционного проекта
События в Южной Европе – наиболее проблемной части Еврозоны – развиваются с калейдоскопической быстротой. Греция, Португалия, Италия, Испания – все они находятся в сфере особого внимания как Еврокомиссии, так и мировых финансовых организаций. От того, как эти страны преодолеют нынешний острейший экономический кризис, который особенно дает о себе знать в Греции и Португалии, зависит судьба евро и всего европейского интеграционного проекта.
В конце июня в заголовках новостей чаще всего появлялась Греция – судьба очередного транша в 12 миллиардов евро из общего пакета помощи в 110 миллиардов оказалась под вопросом. Собравшиеся в Люксембурге представители еврогруппы под руководством премьера этой страны
Напомним, что госдолг Греции составляет 140 % от ВВП – 350 миллиардов евро, а дефицит бюджета приближается к 15 %, при законодательно закрепленном в общеевропейском “пакте стабильности и роста” пределе в 3 %. В середине июня кредитные агентства понизили рейтинг Афин до уровня ССС, то есть преддефолтного. Это и вызвало, наряду с продолжающимися массовыми акциями протеста и политической неопределенностью в стране, где из фракции правящей партии ПАСОК начали выходить депутаты, отсрочку решения по очередному траншу.
Папандреу удалось получить в парламенте вотум доверия новому правительству |
После этих хитроумных кадровых комбинаций Георгиосу Папандреу удалось получить в парламенте вотум доверия новому правительству. Теперь следующим шагом должно стать одобрение программы сокращения бюджетных расходов
Греция – страна с давними и сильными левыми традициями. После свержения военной диктатуры в 1974 году среди ее населения преобладают социалистические настроения. В соответствии с последними, сменявшие друг друга правительства создали сильную систему социальной защиты, а также почти миллион рабочих мест в госсекторе, с высокими зарплатами и защищенностью от увольнений, льготными пенсиями и прочими бонусами. Теперь правительству предстоит совершить отход от прежней парадигмы, что и вызывает протесты населения. Ведь предусматриваются такие меры, как урезание зарплат и пособий госслужащим, повышение налоговой нагрузки, повышение пенсионного возраста, массовая приватизация госкомпаний. Люди опасаются резкого падения жизненного уровня в результате всех этих мер. Греки, привыкшие к спокойной обеспеченной жизни, выходят на улицу, обвиняя во всем банкиров и финансовую элиту,
Европа внимательно и настороженно следит за происходящим. В свое время Евросоюз уже допустил ошибку, пригласив в зону евро Грецию, которая, чтобы вступить в нее, систематически фальсифицировала отчетность. Экономика Эллады ни в коей мере не соответствовала жестким параметрам еврозоны, но Брюссель закрыл тогда на это глаза. Теперь, чтобы исправить свою ошибку, Еврокомиссия с большим трудом изыскивает 150 миллиардов на спасение Греции, вызывая тем самым протесты налогоплательщиков. Допустить выхода Греции из зоны евро, либо дефолта ее экономики также нельзя по самым разным соображениям.
В то время, как внимание Европы было сосредоточено на Греции, в Португалии – второй проблемной экономике континента – произошли значительные политические изменения. Социалистический премьер Жозе Сократеш ушел в отставку. По итогам прошедших парламентских выборах, на которых победила
Создание Евросоюза отнюдь не смягчило внутренних конфликтов |
Новому кабинету предстоит увести страну от финансовой пропасти, куда она может упасть в случае неграмотного правления. Пасуш Коэлью уже заявил, что “Португалия сможет преодолеть возникшие перед ней колоссальные финансовые трудности, поскольку не имеет права на неудачу”. Премьер заверил, что его правительство намерено выполнять все условия в рамках согласованного с ЕС и МВФ плана по оказанию финансовой помощи стране. В отличие от Афин, основные трудности у Лиссабона еще впереди, когда начнется конкретное воплощение в жизнь жесткой антикризисной программы.
В Италии Сильвио Берлускони смог получить в парламенте вотум доверия своему правительству. Теперь он рассчитывает доработать до следующих выборов, т.е. до 2013 года, и осуществить важнейшие реформы, в первую очередь, налоговую. Эти меры также направлены на спасение страны от бюджетного кризиса по подобию греческого или португальского. Берлускони удалось договориться с Умберто Боссии – лидером “Лиги севера”, одной из двух партий правящей коалиции, о том, что союз с партией премьера “Народ свободы” остается в силе, и тем самым он сохранил единство в правительственном лагере. Учитывая вал нападок лично на Берлускони, это его значительное политическое достижение.
В Испании же у премьера Сапатеро дела идут все хуже. Безработица среди молодежи уже достигла 44 % – абсолютный рекорд в истории страны. Проиграв местные выборы, правящая Соцпартия неумолимо движется к поражению на парламентских выборах, которые могут пройти досрочно, если ситуация продолжит накаляться. В июне в Барселоне уже прошли стихийные избиения демонстрантами депутатов каталонского парламента, которых пришлось доставлять в палату заседаний на вертолете.
То, что происходит сегодня на юге Старого континента, однозначно свидетельствует о том, что мнение о “постисторической” Европе, в которой уже ничего не происходит, и которая остановилась в своем развитии, в корне неверно. Создание Евросоюза отнюдь не смягчило конфликтов. Да и сам этот проект в свете сегодняшних событий выглядит совсем не так, как лет пять назад. Поэтому можно сделать один безусловный вывод – впереди у Европы еще много интересного и непредсказуемого.