Выставка рисунков святой новомученицы Екатерины Арской открылась в Петербурге
Впервые широкой публике представлены рисунки, выполненные святой новомученицей Екатериной Арской. Их выставка открылась 16 марта в неделю Торжества Православия в культурно-просветительском центре «Лествица» храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице.
Собрание художественных работ новомученицы было обретено в Петербурге накануне паломничества к месту жизни, расстрела и упокоения святой Екатерины в г. Боровичи Новгородской области, которое 24 февраля этого года совершили прихожане Скорбященского храма. Там Екатерина Арская провела последние годы жизни и вместе с другими членами Александро-Невского братства, именно там она пала жертвой Большого Террора 17 декабря 1937 года. Молитвы на месте мученической кончины и пребывания мощей святой прозвучали впервые за 70 лет. И святая ответила на них своеобразным посланием – россыпью рисунков, большинство которых изображают…цветы. Они и дали название выставке: «Цветы новомученицы».
Открыл выставку настоятель храма, протоиерей Вячеслав Харинов. «Любые находки, связанные с жизнью и деятельностью российских новомучеников – событие для историков и людей церковных, – отметил он. Ценность их объясняется не только их содержанием, но и самим фактом их «выживания» в условиях ГУЛАГа, обысков и смертельной опасности сохранять потенциальные «вещдоки». После ареста очередного обреченного, родственники старались иногда сами избавиться от любых вещей, связанных с репрессированными «врагами народа». Поистине, многие из предметов и вещей, принадлежавших жертвам режима, сами имели мученическую судьбу и сохранились подчас просто чудом и Божиим произволением».
Неоценимую помощь в создании экспозиции оказал Дмитрий Вюнш-Арский, прихожанин храма на Шпалерной и потомок святой новомученицы. Именно он обнаружил рисунки Екатерины Арской в своем домашнем архиве. Он поведал гостям выставки историю обретения неожиданной находки: «Всему своё время и место каждой вещи под небом». Мне невольно припомнились эти слова, когда, разбирая наш семейный архив, я обнаружил большую старомодную папку для бумаг, а в ней несколько листов, писанных карандашом и акварелью. На внутренней стороне обложки почерком моего деда было написано, что это рисунки его тётушки Екатерины Андреевны Арской, моей двоюродной прабабушки… Эта папка пролежала под спудом более 15 лет, и обнаружил я её только потому, что, готовясь к переезду на новую квартиру, решил разобрать многочисленные документы, оставшиеся после кончины в апреле 1992 года моего деда – Георгия Михайловича Арского. Если бы не это обстоятельство то, вероятно, у меня ещё нескоро бы дошли руки до такой внушительной кипы бумаг, ибо я по привычке частенько откладывал на завтра то, что можно было сделать сегодня…»
К сожалению, пока не известно в деталях, – как эти рисунки попали в семейный архив Арских. Можно предположить, что произошло это летом 1921 года, когда Г.М. Арский вернулся в Петроград с юга России, где только что закончилась Гражданская война. Георгий Михайлович приходился Екатерине Арской племянником – его мама, прабабушка Дмитрия Вюнш-Арского, и Екатерина Андреевна были родными сестрами. Кроме того, дед являлся крестником Петра Николаевича Арского – мужа Екатерины Андреевны.
«Дед всю свою жизнь собирал материалы и документы, касающиеся нашей родословной, поэтому неслучайно, что именно у него сохранились реликвии семьи Петра Николаевича и Екатерины Андреевны Арских. К 1921 году Екатерина Андреевна уже овдовела и потеряла всех своих детей – все они погибли от эпидемии дизентерии и холеры в 1918-1920 годах. Скорее всего, эти рисунки Екатерина Андреевна передала моему прадеду Михаилу Николаевичу Арскому, так как он был братом её покойного супруга, а от него они остались моему деду», – сказал на открытии выставки Дмитрий Вюнш-Арский.
Не будучи профессиональным художником, Екатерина Андреевна обладала прекрасным чувством формы и цвета, была опытным и внимательным рисовальщиком, тонко и психологически верно, с чувством юмора подмечала характерные черты персонажа. Об этом можно судить и по миниатюрным зарисовкам в ее нотной тетради, также представленной на выставке.
Среди рисунков особый интерес вызывает автопортрет Екатерины Андреевны, выполненный карандашом, и такой же карандашный портрет Петра Арского. Последний, вероятно, выполнен по фотографии, которая до сих пор хранится в доме Арских (копия ее теперь будет храниться в Музее новомучеников). На ней Пётр Николаевич запечатлён в полевой гимнастерке с орденом святого Владимира IV степени на груди и погонами подполковника артиллерии.
Кроме рисунков, Дмитрий Вюнш-Арский обнаружил в папке фотографии, сделанные в загородном доме отца Екатерины Андреевны – А. .П. Уртьева. Среди этих снимков – редкая и трогательная фотография новомученицы Екатерины Арской с дочерью Галиной на руках. На оборотной стороне надпись сделанная ее рукой: «1900 г., летом в Лесном». «Здесь как будто запечатлелись душевные качества Екатерины Андреевны – любовь, нежность и кротость», – отметил настоятель храма, протоиерей Вячеслав Харинов.
Cправка:
Новомученица Екатерина Арская родилась 1 апреля 1875 года в семье петербургского купца, почетного гражданина города. Революция сломала привычную жизнь. В 1920 году от холеры скончался сначала ее муж – офицер царской армии и староста Смольного собора, а затем пятеро их детей. Екатерина осталась без средств к существованию и находилась на грани голодной смерти. Но ее внутренний взор был обращен к Богу, и Господь не оставил верную дочь.
Екатерина стала активным членом Александро-Невского братства, духовной дочерью его руководителя, будущего священномученика архимандрита Льва (Егорова), настоятеля Феодоровского собора. 18 февраля 1932 года, когда по городу прокатилась волна арестов городского монашества, она тоже была арестована. На следствии Екатерина Арская проявила удивительное мужество, не назвав ни одной фамилии. Приговор – три года концлагерей. После досрочного освобождения она поселилась в Боровичах, но ее земные испытания не прекратились. В 1937 году она вновь попала в тюрьму. Пытки не заставили ее изменить вере. 17 декабря 1937 года на берегу реки Мста в поселке Егла она была расстреляна. Захоронение святой Екатерины и убиенных вместе с ней новомучеников пока не обнаружено.
Прихожане храма на Шпалерной надеются, что со временем на месте расстрела Екатерины Арской будет воздвигнута часовня.
Выставка «Цветы Новомученицы» будет экспонироваться в Большом зале приходского центра «Лествица», а позднее будет перемещена в постоянную экспозицию Музея Новомучеников при Скорбященском храме.
Подробнее о деятельности прихода иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице можно узнать на приходском сайте – www.bcex.ru