«Все, на что Япония может надеяться, – это на подарки со стороны России»
Статус Курильских островов определяется Ялтинской и Потсдамской декларациями Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Государств Америки и Британской империи, а также Актом о безоговорочной капитуляции Японии, подписанным на основе этих деклараций. И в этих декларациях, и в Акте о капитуляции совершенно четко и однозначно указывалось, что Курильские острова, включая и ту часть Курильской гряды, которая находится южнее северной оконечности острова Хоккайдо, не принадлежат Японии, не рассматриваются как часть ее территории, и какая бы то ни было мыслимая юрисдикция Японии в будущем никоим образом не распространяется на эти острова.
Япония уцепилась за соломинку
Также следует понимать, что сам по себе факт безоговорочной капитуляции государства означает, что существование этого государства как субъекта международного права прекращается, и если в дальнейшем вновь возникает государство под тем же именем, то это делается только по воле победителей и в тех рамках, какие определяют победители. Поскольку победители Японии совершенно явно и однозначно определили, что в эти рамки не входят Курильские острова, то, соответственно, и юрисдикция Японии никоим образом не может на них распространяться. Но Япония уцепилась за соломинку. Мирный договор с Японией был подписан в 1951 году в Сан-Франциско. Поскольку в тот момент шла Корейская война, и отношения между Советским Союзом и Соединенными Государствами Америки были на грани взрыва, то Советский Союз не направил своих представителей на церемонию подписания мирного договора.
Таким образом, под мирным договором, в котором в очередной раз закреплено отсутствие у Японии каких бы то ни было прав на всю Курильскую гряду, включая ее южную часть, не стоит подпись СССР. Таким образом, создается впечатление, что СССР не утвердил эту потерю Японией Курильских островов. Поэтому Япония сосредоточилась на этом документе, забыв о существовании более ранних документов, подписанных Советским Союзом (точнее, сделав вид, что забыла о существовании этих документов), и настаивает на том, чтобы Советский Союз и Россия как его правопреемница отказалась от юрисдикции над южной частью Курильской гряды.
Чем дальше изучаю деятельность Хрущева, тем больше диву даюсь
Помог в этом и Хрущев. Вообще чем дальше изучаю деятельность Хрущева, тем больше диву даюсь, ибо так и не нашел ни одного действия Хрущева, которое бы не принесло стране явного и бесспорного ущерба, в т. ч. и во взаимоотношениях с Японией. Ибо Хрущев в 1956 году пообещал, что после заключения мирного договора с Японией передаст ей самую южную оконечность Курильской гряды, а именно остров Шикотан и группу мелких скал Хабомаи. Хотя он обещал сделать это только после заключения мирного договора и только в порядке подарка Японии, Япония зацепилась и за это. Она стала настаивать на том, чтобы эти острова были переданы до заключения мирного договора, как одно из условий его заключения. А после договора, естественно, она намерена потребовать также Кунашир и Итуруп.
Таким образом, Япония, не имея на то никаких правовых оснований, кроме обещания Хрущева что-то сделать после заключения мирного договора, сейчас ставит передачу островов условием для этого заключения. В связи с этим позиция России юридически безупречна, но, к сожалению, наше министерство иностранных дел сосредоточилось на анализе Советско-японской декларации 1956 года и вообще перестало упоминать более ранние документы, хотя их юридическая сила совершенно неоспорима и по сей день. По этим документам у Японии нет никаких прав на эти острова. Все, на что Япония может надеяться, – это на подарки со стороны России. А вымогать подарки, как известно, по меньшей мере непристойно, а главное – бессмысленно. Чем активнее ты вымогаешь подарок, тем меньше желания его делать. Что касается позиции Медведева, то она совершенно неоспорима. Более того, я думаю, что это – позиция не только Медведева.
Японии мирный договор нужен гораздо больше, чем нам. Японский бизнес в любом случае с нами работает, и ни один японский политик не рискнет ставить препятствия японскому бизнесу. Понятно, что мирный договор нужен только японским политикам для укрепления собственного престижа, но Россия вовсе не обязана укреплять престиж японских политиков.