Больше половины опрошенных в 19 странах респондентов убеждены, что к мошенничеству все чаще прибегают бизнесмены, в том числе при уплате налогов. Больше всего (71—74%) на это жалуются в Греции, Венгрии и Турции, но отмечают также в Германии, Италии, Португалии, Румынии. На рост обмана в «любви и отношениях», «школе и университетах» эти страны указывают гораздо реже. Рейтинги сфер жизни, подверженных обману, в Западной и Восточной Европе примерно одинаковы, чего не скажешь о США: там жалуются на рост мошенничества во всех сферах. Экспертов такой вывод не удивляет: североамериканские СМИ полны сообщений об аферах. «Америка переживает сильный кризис духовности, — комментирует директор Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. — Американцы чувствуют, что их общество построено не так, как это нужно для будущего. Неудивительна популярность Барака Обамы с лозунгами «Америке нужны перемены».
Статистика по России также отличается от среднеевропейской. Системная работа налоговых органов, показательные «порки» неплательщиков в казну сделали свое дело: лишь 39% россиян (против 53% в Восточной Европе) говорят, что мошенничество при уплате налогов сейчас встречается чаще, чем десять лет назад. Об обмане в «любви и отношениях» высказались всего 25% против 36% по Восточной Европе. «В России значительную часть общества гложет бедность, — отмечает г-н Гонтмахер, — Люди пока озадачены удовлетворением первичных потребностей».
Возможно, поэтому 62% россиян указали на мошенничество, происходящее в сфере бизнеса. Однако, порицая обман, люди остаются частью общества и обманывают сами. «Радикальные нравственные перемены сделали сознание россиян очень неустойчивым, — комментирует глава Социологического центра Российской академии государственной службы Владимир Бойков. — Люди хотят порядка, но, видя беспорядок, сами его продолжают. Люди не любят взяток, но дают их, чтобы облегчить решение проблем».
Здоровая экономика не может сложиться в нездоровом обществе. «Все думают только о деньгах, — констатирует г-н Бойков. — Именно поэтому люди могут позволить себе продать гнилой сыр и контрафактную продукцию под видом настоящей». Тенденция роста обмана глобальная, но в России, по мнению экспертов, она проявляется острее. «Возможность заработать у нас мало связана с качествами, талантами человека, — говорит эксперт. — Врачи, учителя, которые должны быть средним классом и жить хорошо, оказались социальными аутсайдерами».
«Мошенничество и обман сегодня встречаются чаще, чем десять лет назад?» ( респонденты, ответившие «да », %)
| Бизнес | Налоги | Спорт/игры | Любовь и отношения | Школа/ университет | Коллеги |
Средний показатель |
|
|
|
|
|
|
в мире | 55 | 48 | 48 | 42 | 42 | 35 |
США | 65 | 46 | 58 | 58 | 53 | 44 |
Средний показатель |
|
|
|
|
|
|
в Западной Европе | 54 | 51 | 52 | 38 | 34 | 31 |
Греция | 71 | 71 | 66 | 69 | 51 | 59 |
Италия | 68 | 65 | 59 | 44 | 44 | 32 |
Нидерланды | 42 | 31 | 41 | 27 | 34 | 28 |
Португалия | 60 | 65 | 67 | 49 | 41 | 48 |
Швеция | 57 | 61 | 68 | 45 | 70 | 19 |
Средний показатель |
|
|
|
|
|
|
Восточная Европа | 55 | 53 | 46 | 36 | 38 | 32 |
Венгрия | 74 | 76 | 52 | 53 | 43 | 42 |
Польша | 55 | 43 | 51 | 36 | 41 | 36 |
Румыния | 56 | 65 | 45 | 34 | 38 | 28 |
Россия | 44 | 39 | 32 | 25 | 37 | 24 |
Источник: исследование GfK по обманам, GfK Custom Research 2008