Заболевшие согласны на всё, лишь бы поправиться. Взять вирус под контроль пока не удается. Российские эксперты, которые только что вернулись из зоны заражения, говорят, что это особая разновидность – распространяться способна даже воздушно-капельным путем. В списке погибших – свыше тысячи человек. Зараза проникла в Нигерию, страну с почти 200-миллионным населением.
Лихорадка Эбола перестала быть исключительно африканской проблемой. Страшная болезнь перешагнула границы черного континента. В Европе умер первый человек – священник из Мадрида, который заразился смертельно опасной болезнью в Либерии. Мигеля Пахареса лечили экспериментальными средствами из США, но тщетно – мужчина скончался. В Турции в карантин поместили женщину с ребенком, которая приехала из Нигерии — диагноз пока не подтвержден, но в трех африканских странах из-за лихорадки введено чрезвычайное положение — сегодня в Гвинее, а чуть ранее в Либерии, Нигерии и в Сьерра-Лионе
“Два фундаментальных фактора способствуют распространению вируса на территории Западной Африки. Первый – природная очаговость этого вируса, второе, это социально-экономическая обстановка не территории Западной Африки: крайняя бедность основных масс населения, отсутствие развитой системы медицинской помощи, отсутствие санитарно-эпидемиологической службы в нашем понимании вообще”, – считает заведующий лабораторией экологии вирусов Института вирусологии им. Ивановского Михаил Щелканов.
Высокая смертность и отсутствие действенной вакцины — вот что отличает лихорадку Эбола. От неё умирают 9 человек из 10. Вирусологи говорят, что распространению болезни способствует особый вид вируса.
“Эта разновидность передается даже воздушно-капельным путем, обычно остальные модификации вируса передаются контактно, а именно этот очень опасен”, – отмечает вирусолог Лариса Попович.
Врачи обещают, что вакцина появится только к 2015 году. А пока Всемирная организация здравоохранения разрешила использовать препараты, которые не прошли клинических испытаний на добровольцах. Заговорили о медицинской этике, но больные готовы на любое лечение. Кстати первыми испытают на себе новую сыворотку, которую уже доставили в Либерию, медики, заразившиеся лихорадкой Эбола. Врачи считают, что в условиях чрезвычайно ситуации это вполне оправданно.
“У нас есть многие болезни, где нам приходится испытывать различные препараты, есть очень много неизлечимых болезней: рак, ВИЧ. Если мы видим, что летальность достигает 90%, здесь любая мера, даже если она не этична, была бы целесообразна”, – считает замдиректора по научной работе института эпидемиологии Роспотребнадзора Виктор Малеев.
Вспышки лихорадки Эбола никто не мог предсказать — они то появлялись, то на несколько лет затихали. Это затрудняло испытание вакцины. В России нет условий для распространения смертельной болезни — медики уверяют, что нашей стране лихорадка не угрожает.
“Даже если предположить, что вирус будет занесен инфицированным человеком в инкубационном периоде, когда вирус засечь невозможно, эти случаи будут купированы кратчайшие сроки”, – заверил завлабораторией экологии вирусов института вирусологии им. Ивановского Михаил Щелканов.
Между тем граждане России не спешат отказываться от туристических поездок в Африку. Правда, наши сограждане чаще посещаю не Запад, а юг и восток континента: ЮАР, Танзанию и Кению. А вот некоторые авиакомпании уже отказываются от полетов в Нигерию. Так, “Кориан эйр” приостановила полеты в столицу страны Найроби. На лихорадку отреагировала даже нигерийская католическая церковь. Тысячелетний обряд причастия теперь изменен — облатку с “телом Христовым” будут давать верующим в руки, а не класть в рот, как это было принято, и традиционные рукопожатия во время мессы теперь тоже временно отменены.