ВОЗВРАЩЕНИЕ ХРИСТОФОРА ВОЗМОЖНО
С тем, чтобы узнать так ли это на самом деле, мы обратились к советнику митрополита Христофора по юридическим вопросам иподъякону Алексею Вострикову.
– Конечно, это не так. Церковь – это не священники, не администрация. Церковь – это люди, это верующие, это прихожане. И, согласно церковному уставу, народ имеет право писать на адрес Синода письма, обращения, собирать подписи. Это – способ волеизъявления верующих. И это ни в коей мере не свидетельство неуважения православных к решениям Синода, напротив, то, что верующие обращаются именно в Синод, свидетельствует о том, что они уважают и чтут этот орган, надеясь, что он примет мудрое решение и восстановит в правах любимого многими владыку.
– Насколько я понимаю, возвращение владыки Христофора не рассматривается Синодом только потому, что он сам отрекся от своего поста?
– Это то, что для противников Христофора является основной зацепкой. Но никто не говорит о том, что он ушел именно для того, чтобы избежать раскола в церкви, и что самое существенное, с оговоркой, которая официально задокументирована и о которой архимандриту Марку тоже прекрасно известно, а именно, что владыка готов вернуться на покидаемый им пост, да будет на то воля Церкви и верующих.
– Владыку, архимандрит Марк обвиняет в том, что он обещал предоставить тесты ДНК, но не сделал этого…
– То, что отец Марк написал про тесты ДНК. Он не говорит о том, как проходит эта процедура. Для того, чтобы пройти тест владыке сначала должны предъявить ребёнка, отцом которого он якобы является. И по закону он сначала обязан заявить в суде, что это не его ребенок, и лишь после этого, с согласия матери он может пройти такой тест. Но ему до сих пор ни одного из его вымышленных детей не предъявили.
– Понятно, что вся кампания против митрополита Христофора строится на лживых обвинениях, тем не менее, владыка уже отрекся. Возможно ли его возвращение после этого? Насколько это будет согласовываться с канонами церкви?
– Да, такой прецедент уже был в Румынии. В 1989 году патриарха Феоктиста епископы обвинили в том, что он был другом Чаушеску и пособником коммунистов. Под их давлением, он отрёкся. Но вскоре выяснилось, что те, кто требовал его отречения, сами все были сотрудниками «секуритате» – румынского КГБ. Тогда народ собрался там где заседал Синод и скандировал, требовал возвращения Феоктиста. И его вернули. Это канонический способ.
Однако, учитывая, что позиция тех, кто сейчас находится у кормила чешского и словацкого православия ясно демонстрирует нежелание считаться с гласом народа, трудно рассчитывать, что петиции и воззвания возымеют на них какое-либо действие. Более того, верующие сознательно вводятся в заблуждение по поводу места заседания Синода, которое должно состояться 13 мая и на котором будет избираться архиепископ Пражский. Согласно одним данным, оно пройдет в Оломоуце, где сейчас находится ИО митрополита владыка Симеон, однако, согласно информации, распространяемой тем же архимандритом Марком, Синод будет заседать в Праге.
«Это делается специально, – говорит секретарь по внешним связям митрополичьего совета Андрей Храст. – Мы знаем, что свержение владыки Христофора готовилось минимально полгода. Те, кто рвутся к власти, очень боятся, что Синод, все же, проявит мудрость и пойдет навстречу верующим. Поэтому они и пытаются всячески скрыть настоящее место заседания Синода».
Учитывая, что архимандрит Марк в настоящее время является управляющим пражской православной епархии он, очевидно, рассчитывает, что 13 мая архиепископом выберут именно его. Это ему откроет прямую дорогу в митрополиты. Так что его желание запутать и ввести в заблуждение верующих весьма понятно.
3 мая во время подготовки материала мы неоднократно пытались дозвониться до архимандрита Марка, но, к сожалению, безуспешно.
Как стало известно «Пражскому Экспрессу», в ближайшие дни на сайте: www.christofor.cz появится возможность зарегистрироваться всем, кто хочет принять личное участие в митинге за возвращение владыки Христофора непосредственно у места заседания Синода.