Site icon ИА Русские новости

Вопрос Президенту России: Быть или не быть ВДВ?

Вопрос Президенту России: Быть или не быть ВДВ?


80-летний юбилей Воздушно-десантных войск проигнорирован Президентом и Министром Обороны. Они не пожелали встретиться с десантниками и даже не прислали обычное в таких случаях дежурное приветствие участникам юбилейного концерта в Кремлевском дворце, где 31 июля с.г. присутствовало около 5000 человек, в том числе 28 Героев России, защитивших в свое время Отечество от распада (в чеченских кампаниях) и от унижения (в операции по принуждению грузинского президента к миру).


Юбилей каждого уважаемого, заслуженного артиста России удостаивается большего внимания, чем юбилей тридцатитысячного рода войск, заслужившего уважение народа России. Оказывается, есть причина такой «забывчивости» – слухи о реформировании, а фактическом расформировании и переподчинении ВДВ, подтверждаются и конкретизируются. Это обстоятельство объясняет многое.


Верховного Главнокомандующего ВС РФ Д.А. Медведева, наконец-то, избавляют от Воздушно-десантных войск и вместе с этим избавляют от ответственности за применение его оперативно-стратегического резерва вследствие отсутствия такового. При этом у инициаторов этого «избавления» еще и появляется шанс убедить руководство страны в полезности военной реформы в исполнении начальника Генерального штаба Н. Макарова.


Действительно, у вновь создаваемых стратегических командований «вдруг, откуда ни возьмись» появляются боеспособные группировки войск, которыми можно и противнику грозить, и старшему воинскому начальнику демонстрировать хотя бы на то короткое время, пока десантные соединения не опустятся до уровня общей стратегической импотенции.


Мы понимали объективность военной реформы и изначально поддерживали её замысел. Ликвидация излишних управленческих звеньев и оптимизация всей структуры управления при понижении порога тактической самостоятельности подразделений были неизбежны. Однако, от замысла до исполнения дистанция огромного размера. До сего времени г-н Н. Макаров не мог предъявить ни одного видимого положительного результата из целей, заявленных вначале реформы ВС РФ, в том числе:


вопреки ожиданиям снизилась эффективность и оперативность управления соединениями, частями и подразделениями. Причинами этого являются очень низкая оперативная и техническая подготовка, а также и неслаженность органов управления сверху донизу. Да и откуда сим слагаемым взяться, если эти органы управления перетряхивают ежегодно в течение последних трех лет. При этом количество иерархических инстанций отнюдь не сократилось, как об этом заявлено господином Н. Макаровым, а в случае с воздушно-десантными соединениями существенно возрастает, размывая ответственность за конечный результат;


из всех вновь сформированных бригад постоянной готовности не найдется ни одной по-настоящему подготовленной и боеспособной. Главная причина этого – крайне слабая подготовка личного состава большинства подразделений. Министерство обороны оказалось неподготовленным к переходу на год службы солдат по призыву: отсутствуют соответствующие методики и программы боевой подготовки и современная учебно-материальная база, нет внутренних нормативно-правовых организационных и регламентирующих документов, адекватных новым реалиям и условиям службы;


в ВС РФ нет ни одной профессионально укомплектованной воинской части. Планы контрактной службы провалилась из-за неготовности, неумения и нежелания руководства ГОМУ ГШ, ГУВР, ГУК организовать подготовку и набор граждан на контрактную службу (Смирнов В.В. и Панков Н.А.), обеспечить нормальную боевую подготовку, а также службу войск в гарнизонах и частях (Н. Макаров). Экономические соображения тут не причем – в стране достаточно средств и граждан, желающих за те же деньги служить Отечеству, только в нормальных правовых и бытовых условиях;


не появилось и в ближайшее время не ожидается, заявленного министром обороны, эффективного института младших командиров. Разрушенная система подготовки военных кадров в Министерстве Обороны никак не хочет восстанавливаться «по щучьему велению» Н. Макарова и Н. Панкова. При этом в Министерстве Обороны никто не занимается организацией допризывной подготовки в гражданских вузах студентов, то есть тех же призывников – потенциальных младших командиров, только возмужавших за время учебы и профессионально подготовленных по профильным военно-учетным специальностям;


казарменное хулиганство и дедовщина стали еще изощреннее и злее. Контрактники и срочники разных призывов оказываются в одном подразделении, зачастую, в одной казарме. К «неуставным» прибавились межнациональные конфликты в воинских частях. Офицеров-воспитателей, функции которых заключались в формировании здорового морально-психологического климата в казарме, сократили первыми. При отсутствии плановой боевой подготовки в подразделении неизбежно и отсутствие критериев объективной оценки места, роли солдат и сержантов в коллективе, готовности этого коллектива и его членов к защите Отечества. Вот тогда основным критерием оценки и самооценки становится срок службы со всеми вытекающими последствиями;


не удалось восстановить систему военно-патриотического воспитания молодёжи и её подготовки к военной службе, в т.ч. по военно-учетным специальностям. ГОМУ ГШ не были (при переходе к годичному сроку службы) разработаны и объявлены образовательные нормативы и стандарты призывника по ВУС. Эти стандарты не известны и сегодня. Соответственно, отсутствует правовая база лицензирования учреждений дополнительного образования, осуществляющих допризывную подготовку (за это отвечает В. В. Смирнов). Заявленное создание межведомственной комиссии (ответственный А. Сердюков) 22 апреля 2009г. на заседании Госсовета в г. Рязани и в поручениях Президента так и осталось поручением – ни одного заседания комиссии, как таковой, не проведено и ни одного нормативного документа непосредственно из-под пера этой комиссии не появилось. Плод бесплодных усилий, отнюдь не Министерства Обороны и не межведомственной комиссии, а неуполномоченного на то Центрального совета ДОСААФ России – «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» (распоряжение Правительства №134Р от 03.02.2010г.) – не по чину согласованная с незаинтересованными федеральными министерствами, не создает организационных и финансовых механизмов для этой работы.


Положение с подготовкой граждан к военной службе продолжает ухудшаться, так как подобные заявления и документы, плодя безответственность и упование на центр, только расхолаживают чиновный люд на местах.


В Российских Вооруженных Силах в резерве Верховного Главнокомандующего до сего времени оставалась группировка (род войск) – Воздушно-десантные войска, которые сохраняли боеготовность и боеспособность, достаточную для быстрого реагирования на локальные, внезапно возникающие угрозы национальной безопасности. И мы надеялись, что Воздушно-десантные войска будут оставаться в руках военно-политического руководства страны тем инструментом, который позволил бы адекватно и оперативно реагировать на эти вызовы до появления положительных результатов и анализа недостатков военной реформы. Повторюсь, что стратегия и замысел реформы нами всегда поддерживались, так как они соответствует современным реалиям, вызовам и угрозам, но исполняется крайне неумело и безответственно. Соединения и части ВДВ, благодаря решениям Президента и Министра Обороны, заявленным в 2007 и 2008гг. в меньшей мере, чем другие виды и рода войск были затронуты разрушающими мероприятиями буксующей военной реформы. Но видимо именно это обстоятельство служит живым укором авторам и исполнителям создания «нового облика Вооруженных Сил» и они решают исправить такое положение. Подготовлена Директива, согласно которой Командование ВДВ становится подразделением Главного Командования Сухопутных войск (органа административного управления, не обладающего оперативными функциями), а соединения и части ВДВ фактически выводятся из резерва и непосредственного подчинения Верховного Главнокомандующего (Генерального штаба) ВС РФ и передаются в оперативное подчинение Командованиям стратегических направлений «Север», «Запад», «Юг», «Восток».


От такой «рокировки» Россия получает следующие результаты.


1.Военные. ВС РФ лишаются высокомобильной, боеготовой, оперативной группировки войск, способной самостоятельно, при поддержке ВВС, решать внезапно возникающие оперативные задачи в локальных конфликтах за пределами Российской Федерации, либо на удаленных изолированных территориях, где собственно сегодня (и в ближайшем будущем) богатеет Российское государство, его чиновники и олигархи. Верховный Главнокомандующий и Генеральный Штаб теряют возможность усиливать и закрывать опасные направления своим оперативно-стратегическим резервом. Утверждение, что стратегические командования будут способны самостоятельно решать эти задачи при наличии в их составе отдельных соединений ВДВ и армейской авиации (в будущем предусматривается формирование мощных вертолетных соединений) спорно и безосновательно. Во-первых, пока нет и неизвестно, когда будут сформированы мощные вертолетные соединения, способные перебросить и поддержать боевые действия оперативного десанта, хотя бы в составе одной бригады или воздушно-десантной дивизии. Во-вторых, у стратегических командований нет мобильных средств и штатных командных пунктов, подготовленных к переброске и развертыванию в районах применения десанта за пределами РФ или на удаленных изолированных территориях для управления действиями частей и подразделений десанта. В-третьих, у стратегических командований нет средств и органов для подачи запасов (боеприпасов, продовольствия, ГСМ), необходимых десанту для ведения боевых действий за пределами РФ или в удаленных и изолированных районах. В-четвертых, сегодня нет ни знаний, ни опыта (и не скоро будут) планирования, переброски, управления и обеспечения боевых действий оперативных десантов – а это цельный и самодостаточный раздел военного искусства. В-пятых, если появится в обозримом будущем достаточное количество транспортных и боевых вертолетов, то почему бы стратегическому командованию одну-две бригады постоянной готовности не готовить к применению в качестве вертолетного оперативного или тактического десанта, исходя из конкретных условий, оценки развития обстановки и потенциальных угроз на том или ином ТВД.


2. Военно-политические. Для кого и для чего Советом Безопасности РФ созданы и Президентом в 2010г. подписаны Концепция национальной безопасности и Военная Доктрина Российской Федерации? Ст.11 Концепции: «Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове». И далее ст.12 «В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы – может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников» . При этом Военная Доктрина требует от Генерального штаба «выбирать оптимальные направления строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, формы и способы их применения, исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки, военных опасностей и военных угроз…». А далее Доктриной определено, что «…формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством».


Зная состояние частей и соединений постоянной готовности, хочется попросить Н. Макарова: какими силами и средствами, какими оперативными формированиями предусматривается сегодня реагировать на эти угрозы и вызовы? Или не предусматривается вовсе? Тогда зачем и для кого Российским Президентом утверждаются «Концепции» и «Доктрины»?


3. Геостратегические. Если нет пророков в своем Отечестве, так присмотритесь, господа, как строятся Вооруженные Силы у наших партнеров. Через военные реформы в последние 20 лет прошли армии большинства стран НАТО, США. Китая, постсоветских республик. Везде наблюдается формирование мобильного компонента – непосредственно подчиненного военно-политическому руководству самостоятельной оперативной группировки, усиление её роли и веса в общей структуре Вооруженных Сил.
Нынешний (Обамовский) оборонный бюджет США ясно дает понять, что военное будущее Америки лежит в “экспедиционных боевых операциях”. Части американского корпуса морской пехоты (175 тыс. чел.), дислоцированные на заморских базах и судах, готовы в любой момент принять в них участие. Для операций на Ближнем и Среднем Востоке Пентагон содержит 18-й воздушно-десантный корпус, в который входит четыре дивизии, три бригады, отд. полк и части обеспечения. Его общая численность 90 тыс. чел. Эти объединения войск обладают административной и оперативной самостоятельностью.
В НАТО сформированы силы быстрого реагирования численностью 25 тыс. чел. Цель нового оперативного объединения, подчиненного непосредственно главнокомандующему войсками НАТО, по словам генсека НАТО: «Успокоить страны, которые испытывают нарастающие опасения по поводу России».


Однако, у нашего Генерального штаба, как всегда в России, свой особый путь – показать всему миру пример того, как нельзя проводить реформы. Россия сегодня теряет своё национальное достояние – боеготовые и уникальные по своей стратегической и тактической мобильности войска, каких не имела, и еще долго не будет иметь, ни одна армия мира. Кроме Воздушно-десантных войск для реагирования на удаленные локальные вызовы у России нет другого военного инструмента


Полтора десятилетия назад (Россия тогда переживала «смутное время»), играя в «шахматную Евразию» Збигнев Бжезинский писал, что “не располагая возможностями по переброске войск на большие расстояния для навязывания своей политической воли и сильно отставая в технологическом отношении от Америки, Россия и Китай не имеют средств, чтобы постоянно оказывать политическое влияние в мире…”. Сегодня Китай уже имеет такую возможность, и России пора её восстановить, в том числе наращиванием группировки ВТА. Напомню о том, что всего лишь сутки понадобились двум соединениям ВДВ в 1968 году, чтобы десантироваться и занять намеченные объекты в гг. Прага и Брно. В 1979г. 103 гв. вдд и 345 гв. пдп за сутки заняли все правительственные и административные учреждения в столице Афганистана г. Кабул и обеспечили плановый ввод войск в эту страну. Не вникая в политический смысл, в военно-техническом и оперативном отношении это были блестящие военные операции. Ни 18 ВДК, ни КМП США не могут похвастать чем-либо подобным. Весьма оперативно, решительно и эффективно действовали части ВДВ, защищая целостность и интересы России при локализации всех вооруженных конфликтов на протяжении последних двух десятилетий.


Бесспорно, что при всех прочих равных условиях десантные соединения и части на порядок мобильнее других как при перебросках на театры военных действий, так и на поле боя, их тактические приемы и способы более современны и в наибольшей мере отвечают условиям локальных конфликтов. Эти преимущества будут неизбежно утрачены, если проекты начальника ГШ ВС РФ будут реализованы.


4. Общественно-политические. Десантники, ветераны ВДВ, общественные организации ветеранов ВДВ всегда были и есть лояльны к государственной власти, полагая себя частью государства, его защитниками. В Уставе «Союза десантников России» записано положение о запрете на вступление «Союза» в политические партии и о невозможности приема в «Союз» организаций преследующих политические цели при сводном выборе партий физическими лицами – членами «Союза». Это позволило «Союзу десантников России» сохранить единство, корпоративную сплоченность и стать по-настоящему массовой и дееспособной всероссийской организацией, могущей защищать своих членов и отстаивать интересы своей корпорации. Однако следует учитывать, что практическое воплощение решения о расформировании Воздушно-десантных войск и передаче их соединений и частей в подчинение сухопутных начальников вызовет отрицательную реакцию, не только 30 000 военнослужащих ВДВ и тридцатитысячной армии членов «Союза десантников России», но и всей двухмиллионной аудитории дееспособных мужчин в возрасте от 20 до 50-60 лет, когда либо служивших в ВДВ. Этот протест уже материализуется в интернете. Некоторые воспринимают эту «раздачу», как признак попытки «слить Россию», понимая её беззащитность перед лицом «воинствующих Саакашвилей». Следует ожидать существенный рост рядов «Союза десантников России» и сплоченности десантных организаций при резком и устойчивом всплеске оппозиционных настроений по отношению к властным государственным и военным органам: Президенту, Правительству, Министерству Обороны. А им это надо…?


5. Морально-психологические. Передача разрозненных соединений и частей ВДВ в подчинение нескольким, безусловно ответственным и самодостаточным начальникам, объективно разрушит десятилетиями складывающуюся и доказавшую высочайшую эффективность систему воспитания и подготовки личного состава этих войск. Этот фактор вообще никогда не учитывался Генеральным Штабом. Но, эта объективная реальность, данная Генеральному Штабу в ощущениях, не вечна. Если с военно-технической и оперативной точек зрения еще можно найти спорные и безосновательные аргументы в пользу «раздачи» соединений и частей ВДВ разным командованиям, то аргументы такой «раздачи» теряют всякий смысл при учете ущерба морально-психологическому состоянию и боеспособности личного состава парашютно-десантных частей и подразделений. Именно благодаря этому фактору, Россия имеет возможность гордиться победами и достижениями своей армией.


Науке известно, что человек использует возможности своего мозга только на 3-4%, остальные его нервные клетки «спят». Ученые утверждают, что самый большой подарок своему ребенку родители могут сделать, если сумеют его сознанию, его мозгу придать уверенность: «Я могу…!». В таком состоянии у ребенка (у взрослого тоже, но меньше) включаются в работу еще какая-то дополнительная часть его нервных клеток, увеличивая интеллектуальные, волевые и физические возможности. В Воздушно-десантных войсках РФ еще со времен СССР во многом благодаря интуиции В.Ф. Маргелова, сложился и прижился уникальный метод появления в мозгах молодых офицеров и молодых солдат (фактически тех же детей – пацанов со школьной скамьи) этого самого осознания «Я могу…!!!». Этот метод, ставший системой, передается в традициях войск, в программах «боевой и политической подготовки», через выпускников Рязанского Воздушно-десантного училища, через преодоление страха парашютных прыжков, через корпоративную сплоченность и ответственность не только за себя, но и «за десант», через символы десантных соединений, через девиз «Никто, кроме нас!» и через многое-многое другое, порой не поддающееся объяснению: атмосферу десантного комплекса, полигона, класса, казармы. Пусть это осознание дается не каждому десантнику, но даже четверть личного состава подразделения с такой установкой ведет за собой остальных. Последние десятилетия явили тому немало наглядных примеров: Афганистан, Чечня, Югославия, Грузия – вот далеко неполный перечень горячих военных конфликтов, в которых десантники меньшим числом вынесли основную тяжесть наиболее острых и ответственных операций и боев. Только за последнее десятилетие, уже после вывода из Афганистана, более 100 из них стали Героями Российской Федерации (50% посмертно). Эта система подготовки и воспитания объективно разрушится. Её невозможно сохранить без Командования ВДВ, без своего училища, без кадрового и организационно-мобилизационного органов, без системы воспитания, без традиций боевой и воздушно-десантной подготовки, без традиций десантного братства военнослужащих и ветеранов.


Напомню слова спартанского царя Леонида (предводителя 300 спартанцев), сказанные одному из македонских царей перед битвой с персами при Фермопилах: «…у меня воины, а у тебя пастухи – тебе не выстоять» (речь о 300 воинах и 10000 войске). Так и с десантными соединениями через год-два после реализации этой директивы: воины, стоящие в бою стотысячной армии, неизбежно превратятся в 30000 «пастухов». Объективно всё идет к тому.


Сегодня Рязанское Воздушно-десантное училище уже не подчинено Командованию ВДВ. Оно стало десантным факультетом в составе некоего аморфного учебного центра Сухопутных войск (Общевойсковой Академии). Командование ВДВ отстранено от допризывной подготовки молодёжи и от призыва в ВДВ – это теперь функция ОМУ военных округов. Неформально «Союзу десантников России» с трудом удается согласовывать, чтобы выпускников молодёжных клубов десантного профиля, подготовленных и желающих служить в ВДВ, призвали в эти войска. Теперь же оперативной и боевой подготовкой десантников займутся те, кто довёл свои соединения и части до «ограниченно-боеготового» состояния.


Первый и второй шаги до «Я не могу…!» уже сделаны согласно директив Генерального Штаба, которые для командования Воздушно-десантными войсками имеют силу закона. Пойдём дальше или остановимся? Еще не поздно сделать и шаг назад. Нужна лишь воля военно-политического руководства страны.


Не только расформирование, но и ослабление ВДВ ослабляет Россию, лишает её возможности «навязывать другим свою политическую волю» и защищать свои национальные интересы. ВДВ должны содержаться в постоянной готовности именно как резерв Верховного Главнокомандующего, в его непосредственном подчинении при минимуме иерархических инстанций, передающих его указы и приказы, как мобильная многофункциональная оперативная группировка войск под единым командованием, обладающим административными (формирование, содержание и подготовка войск), так и оперативными (планирование, боевое применение и управление войсками в ходе операции) функциями.


Надеемся, что есть еще время остановиться и подвергнуть серьёзному анализу все факторы военной реформы с участием ВДВ, в том числе и вышеизложенные.



Павел Поповских – председатель Центрального совета «Союза десантников России», начальник разведки ВДВ 1990-1997г.г.


 

Exit mobile version