Site icon ИА Русские новости

Война за никель продолжается

Война за никель продолжается


Градус противостояния вокруг “Норильского никеля” вплотную приблизился к эталонной отметке “Конфликт акционеров ТНК-ВР”


 

 


 

Москва. 8 августа. INTERFAX.RU – Наблюдатели, которые сочли неожиданного претендента на пост генерального директора “Норильского никеля” Владимира Стржалковского компромиссной фигурой, чуть ли не посаженной в компанию с “самого верха” в рамках урегулирования конфликта между “Интерросом” Владимира Потанина и “Российским алюминием” Олега Дерипаски, ошибались. Боевые действия на “Норильском фронте” продолжаются и даже активизируются.



Как выяснилось в четверг, кто бы ни был инициатором назначения Стржалковского в “Норникель”, “РусАл” его не поддерживает, более того – в меру своих возможностей будет ему противиться.



Так была ли оферта?



Первый камень в огород “Интерроса” “РусАл” бросил в четверг днем. Заявление алюминиевой компании было посвящено странной ситуации вокруг сделок между Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым, в реальность которых верит только один участник из двух.



Группа “Онэксим” в минувший вторник сообщила, что завершает консолидацию 16,66%-ного пакета акций ГМК “Норильский никель” для его дальнейшей продажи структурам Потанина в рамках оферты, сделанной им Прохорову. Сообщалось, что в соответствии с условиями безотзывной оферты структуры Потанина готовы приобрести этот пакет за $10 млрд, или $315 за акцию. Оплата должна производиться денежными средствами ($6,5 млрд) и 35,2%-ным пакетом акций ОАО “Полюс Золото” ($3,5 млрд), сделка закроется до 15 ноября, сообщал “Онэксим”.



“Интеррос” контролирует около 30% акций “Норникеля” и приобретение еще 16,6% сделало бы его позиции в компании практически незыблемыми. В свою очередь, “Полюс Золото”, и без того фактически подконтрольный “Онэксиму”, в результате реализации сделки в том виде, в котором она описывалась в сообщении, оказывается в полной власти Прохорова. Именно о такой конфигурации развода партнеры когда-то и договаривались.



Заявление в целом выглядело достаточно логичным, однако вопросы все же оставались. Откуда у “Онэксима”, продавшего весной блокпакет “Норникеля” “РусАлу”, может вновь появиться такая большая доля? Откуда у “Интерроса” 35% в “Полюсе”? История развода Потанина и Прохорова уже почти два года учит журналистов сомневаться во всем, и не напрасно: вскоре “Интеррос” заявил, что никаких предложений от “Онэксима” не получал и о какой оферте идет речь – не знает.



Между тем, “РусАл” в четверг обратился к “Интерросу” и Потанину с призывом разъяснить ситуацию вокруг сделки с группой “Онэксим”, а также попросил вмешательства Федеральной службы по финансовым рынкам.


“Согласно появившейся информации, компания “Интеррос” Владимира Потанина намерена приобрести у группы “Онэксим” пакет акций размером 16,66% акций “Норильского никеля”. После завершения этой сделки “Интеррос” может получить контроль над пакетом акций, превышающим 30%, и по российскому законодательству обязан сделать предложение и осуществить выкуп акций у других акционеров “Норильского никеля”, – заявил “РусАл”.



Более того, продолжил “РусАл”, “целый ряд факторов, в том числе результаты голосования на общем собрании акционеров “Норникеля”, указывает на то, что компания “Интеррос” уже контролирует пакет акций, превышающий 30%, не сделав обязательного предложения о выкупе миноритарным акционерам и тем самым нарушив российское законодательство и права миноритарных акционеров”. “Мы считаем необходимым, чтобы ФСФР провела детальную проверку акционерной структуры “Норильского никеля” для выявления вышеуказанных нарушений законодательства и с целью защиты прав миноритарных акционеров”, – заявил “РусАл”.



“В этой связи “РусАл” как акционер “Норильского никеля” считает, что компания “Интеррос” и Владимир Потанин должны прояснить сложившуюся ситуацию, а также предоставить подробную информацию об условиях, которые будут предложены миноритарным акционерам в процессе обязательного выкупа акций”, – заключила алюминиевая компания.



“Интеррос” свою позицию относительно заявлений “Онэксима” окончательно прояснил только в четверг вечером.



“Михаил Прохоров в апреле-мае 2008 года не выполнил обязательства перед Владимиром Потаниным по заключению ряда сделок с акциями “Норильского никеля” и “Полюса”. В этой связи Потанин и “Интеррос” никаких новых сделок с ним не готовят и не совершают”, – говорилось в заявлении “Интерроса”.


“Считаем, что публичные заявления группы “Онэксим” вводят в заблуждение рынок и направлены на манипулирование акциями. В свою очередь “Интеррос” как акционер “Норильского никеля” предложил компании сделать соответствующий запрос в регулирующие органы, чтобы получить официальную оценку действиям Прохорова как члена совета директоров “Норильского никеля”.



Ничего общего



Совет директоров “Норильского никеля” рассмотрит вопрос об избрании нового генерального директора компании на заседании в пятницу. На место бывшего замглавы “Интерроса” Сергея Батехина, возглавляющего ГМК меньше трех недель, Потанин предложил руководителя Ростуризма, в прошлом – сотрудника Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, президента турфирмы “Нева” и заместителя министра экономического развития и торговли РФ Владимира Стржалковского.



Несмотря на то, что биография Стржалковского содержит еще меньше параллелей с металлургией, чем биография Сергея Батехина, которой до назначения главой “Норникеля” успел поруководить советом директоров “Полюс Золота”, наблюдатели заговорили о том, что акционеры нашли (или акционерам нашли?) компромиссную фигуру, и она может устроить всех основных игроков в этой истории. При этом аналитики кивали в первую очередь на особый “ленинградский бэкграунд” новоявленного металлурга.



Позиция подконтрольного Олегу Дерипаске “Российского алюминия”, который весной этого года купил блокирующий пакет акций ГМК у Прохорова и уже ввел в совет директоров “Норникеля” своих представителей, до поры до времени не озвучивалась, что давало дополнительные основания для предположений о скором перемирии.



Однако за день до заседания совета все иллюзии были разбиты в пух и прах.



“В середине прошлой недели появилась информация о намерении Владимира Потанина произвести замену генерального директора и назначить на эту должность Владимира Стржалковского, до последнего времени возглавлявшего Федеральное агентство по туризму. Это будет вторая смена генерального директора за прошедший месяц. “РусАл” считает, что подобная практика частой смены гендиректора и назначения на эту должность людей, не имеющих ничего общего ни с металлургией, ни с управлением крупным промышленным холдингом, чьи акции торгуются на международных биржах, противоречит принципам корпоративного управления и наносит серьезный экономический и репутационный ущерб компании и ее акционерам. Кроме того, нам непонятны причины и цели назначения, планируемого Владимиром Потаниным”, – говорилось в заявлении “РусАла”, распространенном в четверг вечером.



“В этой связи ОК “РусАл” намерена на предстоящем заседании совета директоров голосовать против избрания Владимира Стржалковского генеральным директором “Норильского никеля”, – заключил алюминиевый гигант.


Избрание Стржалковского, который уже подал заявление об отставке с поста главы Ростуризма и обсудил свое возможное назначение с премьер-министром Владимиром Путиным, будет для “Интерроса” “делом техники”: помешать ему, как и в случае с Батехиным, “РусАл” не может. Однако тот факт, что уже второй гендиректор крупнейшего в мире производителя никеля и палладия назначается в обстановке острого корпоративного конфликта, на пользу “Норникелю” явно не пойдет.



Письмо съезду



“Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью”. Замените Сталина на Потанина, генсека – на председателя совета директоров “Норникеля” – и перед вами вместо знаменитого ленинского “Письма съезду” практически готовый текст заявления “РусАла”.



“На протяжении последних нескольких лет компания “Интеррос” Владимира Потанина практически бесконтрольно управляет ГМК “Норильский никель”. Сегодня ГМК демонстрирует негативные производственные и финансовые результаты, что стало следствием проводимой Владимиром Потанином политики управления и отсутствия его заинтересованности в развитии компании. Мы рассчитывали, что ситуация изменится после проведения в июне этого года очередного собрания акционеров и избрания нового совета директоров. К сожалению, этого не произошло, и вся власть в ГМК по-прежнему находится в руках Владимира Потанина”, – заявил в четверг вечером “РусАл”.



“РусАл” критикует корпоративное управление в “Норникеле” и роль “Интерроса” уже несколько месяцев, но настолько жесткое заявление сделал впервые. “Интеррос”, как правило, воздерживающийся от официальных комментариев в подобных случаях, на этот раз все же решил ответить.



“Рассматриваем высказывания “РусАла” о “Норильском никеле” и “Интерросе” как недопустимые для акционера публичной компании. “РусАл”, так и не подписав соглашение о конфиденциальности, которое ему несколько месяцев назад направил “Норильский никель”, избрал тактику публичной дискредитации компании. Подобные действия ведут к снижению капитализации “Норильского никеля” и наносят ущерб его акционерам”, – заявил “Интеррос”.



Градус противостояния вокруг “Норильского никеля”, которое разворачивается не только на фронте “Интеррос – РусАл”, но и “Норникель – Интергео & Михаил Прохоров”, вплотную приблизился к эталонной отметке “Конфликт акционеров ТНК-ВР”. Успокаивает только то, что единственный топ-менеджер ГМК, который мог бы стать объектом интереса Федеральной миграционной службы – зампредправления Тав Морган – покинул “Норникель” вслед за своим начальником Денисом Морозовым.

Exit mobile version