Война кланов за места в правительстве заметно затянулась
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. 2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров» (Конституция Российской Федерации, ст. 112).
По словам эксперта, именно с их борьбой связан слух об отказе Кириенко и Прохорова работать в кабинете Медведева
Правительства Дмитрия Медведева как такового еще нет, а скандалов и интриг вокруг этого фантома уже хоть отбавляй. Пожалуй, никогда еще раньше формирование столь важного и серьезного органа исполнительной власти не вызывало в Кремле такой головной боли, а в народе – веселья.
Издание «Ведомости» со ссылкой на собственные источники приводит целый перечень тех власть имущих персон, которые якобы уже отказались от предварительно предложенных портфелей. Среди отказников – нынешний глава Росатома Сергей Кириенко, олигарх и экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и ее супруг, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов (ему, по слухам, предлагался пост министра не то просвещения, не то науки в разделенном Минобрнауки).
Но, пожалуй, интереснее всего выглядит отказ от министерского портфеля со стороны генерального директора «Сибирской угольной энергетической компании» Владимира Рашевского. Если Кириенко и Набиуллина, как говорится, «плавали – знают», Кузьминову просто неохота идти на расстрельную должность, а положению Михаила Прохорова однозначно позавидует любой вице-премьер медведевского призыва, то молодому перспективному топ-менеджеру наверняка есть куда расти. Однако Рашевский «даже резюме не прислал» куда надо, поведал «Ведомостям» его знакомый.
Сообщение «Ведомостей», впрочем, поспешила опровергнуть Наталья Тимакова, заявившая: «Дмитрий Медведев никогда не предлагал войти в свое правительство ни Сергею Кириенко, ни Михаилу Прохорову». Однако даже если это на самом деле так, то это отнюдь не означает того, что такие предложения вышеупомянутым персонажам все-таки поступали, но не от Медведева, а от его «старшего партнера» по тандему. Или вы думаете, что Дмитрий Анатольевич формирует «свое» правительство самостоятельно?..
Чрезвычайно умилителен уже, конечно, сам факт того, что спустя 10 дней после официального назначения Дмитрия Анатольевича Медведева премьер-министром России нам приходится пока что довольствоваться одними лишь кадровыми слухами. Случай, конечно, вопиюще беспрецедентный, однако тандем сохраняет завидное олимпийское спокойствие. Сам назначенный премьер-министр едет вместо избранного президента Владимира Путина в Кэмп-Дэвид, а избранный президент Владимир Путин вместо назначенного премьер-министра Дмитрия Медведева окончательно утрясет все вопросы по структуре и персоналиям правительства. Пусть слегка отдает политическим извращением… ну а много ли в нашем грешном мире осталось нормального?
Поэтому, наверное, не стоит удивляться и время от времени проявляющимся явным нарушениям корпоративной субординации, когда ряд нынешних «и. о.» находят возможным давать прессе нескромные прогнозы по своим скромным персонам. Так, исполняющий обязанности главы Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью «Коммерсанту» ничтоже сумняшеся заявил: «Мы встречались (с Путиным. – Прим. KM.RU), я докладывал много вопросов о нашей работе, и из общего контекста я понимал, что, вполне возможно, с большой долей вероятности мне будет оказана честь продолжать работу. Вы же помните, что председатель правительства еще перед выборами президента сказал, что ФАС работает нормально, поэтому мне кажется, что еще тогда все было решено».
Ну, хотя бы по одному вопросу минимум все было решено в срок.
Слухи, плодящиеся вокруг никак не сформировывающегося правительства, в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал член редколлегии журнала «Полис», доцент философского факультета МГУ, политолог Борис Межуев:
– Мне кажется, что объяснение этому лежит на поверхности, об этом говорят практически все. Имеет место война кланов, которая заметно затянулась. Имена тех, кто, по предварительной информации, откажутся от работы в правительстве, в общем, лично мной вполне ожидаемы. Разве что отказ Эльвиры Набиуллиной меня на самом деле удивил: ее-то я как раз ожидал увидеть в числе тех, кто войдет в новый состав правительства. Ее решение – серьезный удар по Медведеву.
Если судить по имеющимся сведениям, Владимир Владимирович стремится укрепить силовой блок в правительстве своими людьми, и вполне вероятно, что линия их работы будет противоречить той идеологической платформе, на основе которой Дмитрий Анатольевич собирается работать в качестве премьера. Само их появление в составе нового правительства может противоречить тому либеральному курсу развития, к которому тяготеет Медведев. И, очевидно, видная часть либерального крыла, прежде имевшая виды на места в кабинете Медведева, узнав о таком раскладе, просто отказались работать «на вторых ролях», на побегушках. Как мне кажется, именно в этом можно усмотреть основную причину. Очевидно, что война кланов вступила в ту фазу, когда не считаться с ней становится уже невозможно; она становится серьезным фактором в формировании новой конфигурации власти.
Такой расклад сегодня был бы очень нежелательным. Негласная нагрузка Администрации Президента сверхфункциями при действующем правительстве приведет к пробуксовыванию всех вопросов, даже совершенно простых, к бесконечным конфликтам между всеми ветвями власти. При таком развитии возможен и серьезный правительственный кризис, что стало бы, на мой взгляд, даже лучшим решением проблемы, поскольку привело бы в итоге к формированию нового кабинета.
Сегодня даже слепому видно, что политическая система, вращающаяся исключительно вокруг президента, терпит полное фиаско. Она не способна справиться с войной различных группировок внутри власти. Конечно, борьба есть всегда и везде, но в данном случае ее никак не удается вывести в нормальное политическое русло. Очевидно, что кабинет, не основанный на парламентском большинстве и всецело зависящий от Кремля, просто не может нормально функционировать. Фактически наблюдается возвращение к старой ельцинской схеме, когда кабинеты формировались из абсолютно противоположных групп, занимающихся в итоге лишь подковерной борьбой, а не реальной работой. И к чему это в итоге привело, мы все тоже прекрасно знаем.