Власть от блога. Итоги 2011 года
Предлагаем вашему вниманию результаты очередного исследования интернет-библиотеки Public.Ru.
ЖЖ-изация всей страны
На площадках социальных медиа и сервисов общения поднимаются настоящие серьезные проблемы, блогеры привлекают внимание к фактам коррупции, не дают замолчать проявления вандализма и разрушения памятников истории, обращают внимание на бесхозяйственность и стяжательство властей, обсуждают принятие антинародных законов, объединяются для помощи и поддержки нуждающимся.
Второй год подряд интернет-библиотека СМИ Public.Ru составляет рейтинг самых значимых событий, берущих начало в блогосфере и подхваченных электронными СМИ и печатными газетами и журналами. События в рейтинге ранжированы по степени интереса печатных СМИ к теме поднятой блогерами, выраженного в количестве публикаций в течение 2011 года.
Первое место в рейтинге принадлежит движению, выступающему в защиту Химкинского леса – более 7 000 упоминаний в СМИ в 2011 году. Надо особенно отметить, что тема Химкинского леса лидирует в рейтинге Public.Ru уже во второй раз, а количество публикаций увеличилось более, чем в 4 раза. За два года борьбы понятие “Химкинский лес” стало уже нарицательным и получило статус “колыбели российского гражданского общества”. В 2011 году дополнительное внимание к проблеме было привлечено форумом “Антиселигер”.
На второй позиции по количеству упоминаний в прессе многочисленные акции против “мигалок” и беспредела на дорогах проводимые “Обществом синих ведерок” – около 3 247 упоминаний в СМИ за 2011 год. Это гражданское объединение, также вторично выходит в лидеры рейтинга (количество публикаций увеличилось более чем в 6 раз, по сравнению с 2010 годом). Второй год работы “Общества Синих ведерок” ознаменовался небывалой активностью. В блоге движения выкладывались материалы о вопиющих нарушениях ПДД с видеорегистраторов, фото, свидетельства очевидцев. Блогеры сами отыскивали нарушителей или сообщали ГИБДД, проводились многочисленные гражданские акции.
Третье место рейтинга упоминаемости занимает запущенный в декабре 2010 года антикоррупционный проект А. Навального “РосПил”- порядка 2 242 упоминаний в СМИ в 2011 году. На протяжении года в прессе с РосПила публиковались разоблачения коррупционных проявлений в среде государственных чиновников и отслеживались сомнительные тендеры по госзакупкам.
Антикоррупционные начинания А. Навального нашли горячих последователей по всей стране. Блогеры на периферии взяли под пристальный контроль заявки на неоправданно дорогие закупки чиновников и руководителей госучреждений, тендеры с невыполнимыми условиями или под конкретного исполнителя, аукционные заявки на дорогостоящие автомобили и роскошную мебель и начали публиковать особенно вопиющие факты растрат государственных средств и злоупотреблений чиновников по всей России. Четвертая позиция по цитированию в СМИ принадлежит теме государственных закупок – 1550 упоминаний материалов блогов в СМИ в 2011 году.
Например, в блогосфере широкий резонанс вызвало размещение Центральной базовой таможней на сайте госзакупок заказа автомобиля Audi A8 в самой дорогой комплектации почти за 9 млн. рублей. Бдительность блогеров сорвала гламурные планы Администрации Краснодарского края, чиновники которой намеревалась приобрести спутниковую систему НТВ-плюс с пакетом эротических каналов за 495 тысяч рублей. Протестную волну инициировала блогер Марина Литвинович, которая обнародовала информацию о том, что администрация Моргаушского района Чувашии на объявила конкурс на покупку автомобиля с начальной ценой 1 млн 150 тыс. руб, при дефиците районного бюджета на 2011 год в размере 7,3 млн руб.
Пример гражданской сознательности и бдительности блогеры со всей страны берут с “Общества синих ведерок”. Темы ДТП, поднятые блогерами, занимают пятую позицию рейтинга по количеству упоминаний в СМИ – 1520. Активисты Интернета не дают замолчать аварии с участием высокопоставленных чиновников, судей и госслужащих, на машинах со спецсигналами в том числе, выкладывают в сеть видеозаписи о манере езды водителей чиновников, помогают в раскрытии ДТП, ловят “беспредельщиков” на дорогах и нетрезвых водителей. Например, блогеры и автовладельцы помогли ГИБДД в расследовании дорожной аварии, при которой водитель сбил насмерть девочку в Екатеринбурге.
Одно из самых значительных событий 2011 – декабрьские выборы в Государственную думу. Тема немного не дотянула до пятерки лидеров и разместилась на шестой позиции – 1519 упоминаний материалов блогосферы в СМИ. Очень активно обсуждалось в блогах идти или нет на выборы, как голосовать, отчеты наблюдателей, фальсификации результатов, незаконная агитация. В Петербурге “Единая Россия” решила использовать портреты Пушкина, Достоевского, чтобы нанести свой логотип. Волну недовольства подняли блогеры, партии пришлось отказаться от планов.
Таким образом, по совокупности фактов, можно сказать, что основными тренд-темами прошедшего 2011 года, вышедшими из блогосферы в СМИ стали: деятельность “Движения в защиту Химкинского леса”, борьба с “мигалками” и аварийностью на дорогах, а также гражданский контроль над расходованием бюджетных денег.
Блогеры всея Руси
Роли производителя, транслятора и интерпретатора новостей, примеряет на себя все большее количество людей. Аудитория некоторых авторских блогов превышает тиражи многих традиционных периодических изданий и Интернет-СМИ. Появившись в блоге одного человека сенсационное сообщение (как вариант сообщение в Твиттере) в течение нескольких часов становится темой значительной части блогосферы, и только затем информацию подхватывают электронные, печатные СМИ, телевидение и радио.
Как и в прошлогоднем рейтинге интернет-библиотеки СМИ Public.Ru первое место в 2011 году по-прежнему принадлежит непримиримому борцу с коррупцией Алексею Навальному (Navalny) – около 8 000 упоминаний в СМИ.
Вторую позицию рейтинга самых цитируемых в СМИ блогеров, занимает Антон Носик. Этого блогера с ником dolboeb СМИ цитируют 950 раз.
Третьим героем рейтинга стала представительница прекрасного, балерина, общественный деятель Анастасия Волочкова (Anastasia Volochkova), смелые заявления которой в личном блоге, весь год с удовольствием цитировали многие СМИ – 695 упоминаний.
Четвертое место занимает скандальный финансист, ведущий всю свою нынешнюю коммерческую деятельность посредством личного блога Сергей Мавроди (sergeymavrodi). Его СМИ цитировали на протяжении 2011 года 615 раз.
Далее, на пятой позиции расположился герой прошлогоднего рейтинга – Рустем Адагамов (drugoi).
В ТОП-20 самых цитируемых в СМИ блогеров в 2011 году вошли также Илья Варламов, Никита Михалков, Евгений Ройзман, Борис Акунин (предложивший план освобождения Ходорковского и придумавший новый термин “ампутинация”) и Станислав Садальский – единственный, имеющий в СМИ почетное звание “народный блогер”.
Трудно быть блогом
Еще в 2008 году начав вести свой блог на президентском сайте, глава страны Дмитрий Медведев, настоятельно порекомендовал российским чиновникам стать более открытыми для граждан страны, повышать уровень компьютерной грамотности, наладить обратную связь посредством блогов и содействовать развитию интернет-СМИ в регионах.
Следуя заветам президента страны, российские чиновники и политики всех уровней и в 2011 году продолжили активное освоение новых коммуникационных каналов.
В правительстве Ульяновской области, например процесс обложивания идет ударными темпами: свои блоги завели практически все региональные министры, а также заместители губернатора. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, сам активный блогер отчитал министров, которые не проявляют активности при ведении блогов в интернете, и пригрозил им увольнением.
В Пензенской области чиновники общаются с населением с помощью разделов обращений на официальных сайтах, а в последнее время – и в личных блогах. Задание всем крупным чиновникам региона открыть свои Интернет-дневники губернатор региона и блогер Василий Бочкарев дал в конце 2010 года. На настоящий момент ведут дневниковые записи порядка 20 областных чиновников “первого эшелона”.
Однако, как отмечают эксперты, массовый, набирающий темпы выход чиновников в виртуальную реальность – это всего лишь следование указанию “свыше”, а не попытка расширить круг своих возможностей. Несмотря на то, что для овладения мастерством блоготворчества для чиновников проводятся спец. курсы, эффективность подобных инструментов взаимодействия представителей власти с гражданами обсуждается на специальном заседании “Чиновники и блоги”, большинство блогов чиновников имеют серьезные системные недостатки. За редким исключением блоги превращаются в транслятора официальных документов и пресс-релизов. Есть и другие проблемы. Например, заместитель министра культуры Прикамья Александр Протасевич в корпоративном блоге пермских чиновников сетует на безграмотность коллег.
С приходом на пост президента Башкирии Рустэма Хамитова началась работа по созданию блогов республиканских чиновников. Но, как рассказывает политолог Мифтахов – региональные чиновники из рук вон плохо владеют русским языком, многие из чиновников не умеют даже включать компьютеры, поэтому блоги не работают как система обратной связи. Еще одна проблема чиновничьих блогов – это неумение вести диалог с гражданами. Например, первый заместитель губернатора Омской области Андрей Бесштанько, заработал себе репутацию блоггера, который скорее переругается со всеми, но не ответит на корректный вопрос, а если и ответит, то лучше бы не отвечал.
Несмотря на справедливые упреки чиновникам и политикам в заведении блогов “для галочки”, они, все же, являются каким-никаким проводником в дебри закрытого мира чиновников, и без внимания журналистов и общественности блоги руководителей не остаются.
В ТОП-15 рейтинга цитируемости блогов чиновников и политиков от интернет-библиотеки СМИ Public.Ru в 2011 году первое место занял Михаил Прохоров (md_prokhorov). Блого-речи начинающего политика, баллотирующийся в Президенты России, СМИ цитировали порядка – 1100 раз.
На второй позиции Олег Чиркунов (chirkunov), губернатор Пермского края – его блог цитировали около 700 раз. Никита Белых (belyh), губернатор Кировской области на третьей позиции – около 400 упоминаний материалов его блога. Блогодеятельность политика Эдуарда Лимонова (limonov_eduard) привлекла внимание СМИ и материалы его блога цитировали 250 раз – четвертое место рейтинга. Пятое место принадлежит губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву – как блогера его упоминали около 234 раз.
Это ЖЖ – неспроста
По результатам исследования однозначно можно констатировать, что многолетняя монополия СМИ на формирование, распространение, фильтрацию контента и анализ информации окончательно разрушена. Социальные сети, блогосфера, сервисы общения продолжают задавать высокие темпы обновления информационного потока. Важная и актуальная информация от очевидцев и непосредственных участников событий поступает туда гораздо быстрей, чем по традиционным каналам.
Например, самые первые шокирующие подробности о взрыве в аэропорту “Домодедово” в 2011 году сообщали очевидцы теракта и работники аэропорта в Интернете. Главные телеканалы страны молчали около полутора часов и первыми сообщениями стали твитты очевидцев, которые зачитывали в телеэфире ведущие новостных выпусков.
Возникшая в последние годы новая информационная вертикаль – “общество-блогосфера-СМИ-власть” укрепилась, и начался процесс замыкания в кольцо. Все свободней начинают циркулировать информационные потоки от общества к властным структурам. Власть не только получает сигнал “снизу”, на записи в блогах самых обычных людей реагируют самые высокопоставленные чиновники и сам президент страны. Не только реагируют, но и привлекают к совместной деятельности.
Например, Смольный взял на работу блогера, который критиковал чиновников за ремонт кровли, студент Петербургского университета будет теперь контролировать труд петербургских кровельщиков. Антикоррупционная деятельность блогеров, отслеживающих нерачительные госзакупки, получила положительную оценку одного из самых видных чиновников в правительстве 2011 – министра финансов Алексея Кудрина. Столичному градоначальнику Сергею Собянину Дмитрий Медведев поручил построить подземные переходы у всех московских вузов, после того, как с соответствующей просьбой к нему обратился пользователь Twitter.
Интернет продолжает сокращать дистанцию между властью и обществом и рассеивает туман административной и социальной недоступности. Под гражданский контроль сегодня поставлены почти все сферы общественной и политической жизни, деятельность государственных чиновников, политиков, организаций. Социальные сети, сервисы общения, блогосфера обретают все большую силу и влияние.