Власть наконец-то признала: членство в ВТО представляет угрозу для страны

Власть наконец-то признала: членство в ВТО представляет угрозу для страны


Вот только отвечать за это решение, как обычно, никто не будет


ВТО – это благо и путь к процветанию, говорят российские власти. Не единственный, конечно, но один из них. Правда, даже они констатируют, что полезность этой организации, в которую они недавно затащили Россию, мы почувствуем не сразу, а через время – от пяти до десяти лет и более. Это положительные последствия. Зато отрицательные, можно не сомневаться, наступят гораздо раньше.


Если судить по тому, что ожидаемые последствия вступления страны в ВТО обсуждались в среду в Кремле на Совете безопасности, напрашивается вывод – членство во Всемирной торговой организации представляет для нас серьезную угрозу. Теперь это уже не скрывается, хотя и подчеркивается, что горькую пилюлю, которую нам придется проглотить сейчас, лет через десять дадут запить приятным напитком. Следовательно, до тех пор придется терпеть скверный привкус во рту.


На заседании Совета, где присутствовали премьер Дмитрий Медведев, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также силовики, министры, глава администрации и представители президента в округах, Владимир Путин заявил, что российскую экономику ждут серьезные испытания на первом этапе членства в ВТО, а позитивных результатов добиться получится не сразу.


Год с небольшим назад, помнится, нам говорили прямо противоположное – переговорщики, мол, так опытны и мудры, что добьются для страны наилучших условий, и мы ничего не почувствуем. Теперь же президент заявляет, что необходимы дополнительные меры защиты экономики со стороны государства, а правительство должно поддерживать отечественного производителя.


Здесь хочется заметить, что легче всего его было бы поддержать, не вступая в ВТО, но обратного хода уже нет. Чиновникам, кстати, тоже придется нелегко: им придется с ближайшего понедельника ходить на специальные недельные курсы переподготовки, ибо они, оказывается, не представляют себе, как работает механизм ВТО. «В России не более двух десятков человек, которые знают, как устроен механизм Женевы», – признался глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Не правда ли, в таких условиях вступление в ВТО очень похоже на авантюру с непредсказуемым итогом? И ведь никто не ответит за подобные эксперименты…


О том, что президент испытывает тревогу по поводу нашего членства в этой организации, можно судить еще по одной детали – он оговорился «по Фрейду». Такого типа оговорки случаются, когда в речь в виде ошибки прорывается то, что действительно заботит человека в данный момент. Вместо «мы отстаивали и будем отстаивать наши интересы», Путин сказал «мы отставали и будем отставать», пишет «РБК daily». Означает ли это, что Путин в глубине души не верит в наши перспективы?


А что касается отстаивания интересов, то оно необходимо в следующих отраслях: животноводство, сельхоз- и обычном машиностроении, пищевой и легкой промышленность. Все это, по определению президента, находится в зоне риска.


Но больнее всего может ударить ВТО по моногородам – поселениям, созданным вокруг единственного предприятия. Если предприятие не выдержит конкуренции с ВТО, пиши пропало – цеха закрываются, рабочие места сокращаются, наступает безработица.
Странно, впрочем, что проблему в этом ракурсе раньше не рассматривал никто, о моногородах заговорили лишь сейчас. То ли раньше об этом не думали, то ли не хотели пугать общественность и давать в руки противников дополнительные козыри.


«В условиях глобального кризиса участие России в ВТО может создать дополнительные сложности в отдельных регионах со слабо диверсифицированной экономикой, например, в моногородах, – сказал Путин. – Закрытие убыточных, неэффективных предприятий, особенно крупных, способно увеличить безработицу, а это уже социальные риски».


В моногородах Минтруду поручено разработать дополнительные меры по борьбе с безработицей. Наверное, опять будут говорить о переучивании высвобождаемых работников и малом бизнесе в сфере сервиса. Беда только в том, что они чахнут, если нет бизнеса большого и людям нечего тратить в малом.


Но и это еще не все. Угрозу представляет и снижение Россией импортных пошлин на ряд товаров: обязались же при вступлении, теперь надо выполнять. За три года пошлины снизятся с 9,5 до 6% и из-за этого бюджет недосчитается в 2013 году 188 миллиардов рублей и в 2014 году- 257 миллиардов рублей. Иными словами, плюсы маячат еще где-то на горизонте, а минусы – вот они, здесь.


Правда, возможны другие меры поддержки отраслей, пояснили «Ведомостям» информированные источники. Например, правительство рассматривает возможность введения с 2013 года антидемпинговой пошлины на импорт сельхозтехники, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Минэкономразвития. Дело осталось за малым – доказать факт демпинга, для чего Евразийская экономическая комиссия затеяла антидемпинговое расследование, длящееся с июля по заявлениям «Ростсельмаша» и Красноярского завода комбайнов. Скоро ему будет полгода, а результата пока нет.


Еще одна опасность ВТО – мировая рецессия. «Когда мы вели переговорный процесс, мы прекрасно отдавали себе отчет в том, в какую стадию, в какую рецессию может вползти мировая экономика, – сказал Путин. – И мы прекрасно понимали, что наши партнеры по многим позициям отступили, идя нам навстречу, стараясь гарантированно выйти на наши рынки. Мы сознательно пошли на эти риски. И в целом, хочу отметить, мы вступили в ВТО на гораздо более привлекательных условиях, чем многие наши соседи и партнеры, но от этого риски, связанные с мировой рецессией, не уменьшились».


Тем не менее, в правительстве убеждены, что плюсов от членства в ВТО для России больше, чем минусов. По словам Владимира Путина, вступление страны в ВТО «без преувеличения – событие года». «Восемнадцать лет шел процесс вступления. По-моему, даже Китай и то меньше добивался вступления», – заметил он, добавив, что вступление без спешки позволило добиться неких особых условий.


Власти считают, что ВТО взбодрит экономику и придаст ей импульс для развития. «Россия все еще уступает развитым экономикам и по производительности труда, и по энергоэффективности. Зачастую наш товар ни по цене, ни по качеству не соответствует критериям. Вступление в ВТО – серьезный вызов, и именно поэтому мы рассчитываем, что это станет серьезным стимулом для модернизации экономики и улучшения делового климата в России».


Кажется, они путают обычную торговую организацию, не преследующую ничего, кроме свободы перемещения товаров, с добрым доктором или Дедом Морозом, раздающим некие дополнительные бонусы.


Всемирный банк поддерживает эту иллюзию, по принципу «нет худа без добра». Бюджет проигрывает, а «экономика в целом» выигрывает, заявляют его специалисты и обещают России лучезарное будущее. По их расчетам, членство в ВТО ускорит рост ВВП страны на 3,3% прямо сейчас, а к 2020 году – аж на 11%, что принесет экономике 162 миллиарда долларов. Плюс в Минэкономразвитии посчитали, что вступление в ВТО принесет стране 40 тысяч рабочих мест. Интересно только, каких? Не в малом ли бизнесе, куда будут вынуждены уйти уволенные из крупного?

Источникkm.ru

Ещё похожие новости