Владыка Викентий: “Император Николай II должен послужить образцом для современных политиков”
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский считает, что опыт Царя-Страстотерпца как государственного деятеля заслуживает самого пристального внимания…

“Он надеялся, – добавил владыка, – что ему удастся склонить разных людей к осознанию единства, братолюбию, уважению друг к другу, в том числе к уважению между политиками, между государственными деятелями, между народами, государствами и т.д. Когда мы изучаем его государственную деятельность, то видим в нем человека, применяющего в своей политике те христианские ценности, в которых он был воспитан. К этим ценностям он старался привлекать глав иных государств, с которыми общался”.
Ярким плодом воли Государя, напомнил архиепископ Викентий, стала организация международного Гаагского суда, “который, по замыслу Царя, был предназначен предотвращать всякие конфликты между государствами, между народами, не допускать до вооруженных столкновений, а решать спорные вопросы мирным путем”: “Этой его доброй идеей сейчас пользуются многие государства мира, на основе этой идеи позднее возникли другие международные институты, такие как ООН. Из этого видно, что Император Николай II имел огромное значение как мировой политический деятель, как умиротворитель всех государств, как миротворец”.
Опровергая расхожий стереотип о том, что дореволюционная Россия якобы была “тюрьмой народов”, владыка Викентий сказал: “Что касается отношений с другими религиозными конфессиями, то Император Николай II относился к ним со всем уважением. И бывали случаи, когда он посещал те или иные места нашей страны, где проживало много подданных, принадлежащих к мусульманам, то он заходил даже в мечеть, почитая их веру, поздравлял их с религиозными праздниками. В общем, отношение его было очень доброе, и мусульмане к нему относились с любовью, уважали его, ценили и чтили. Это пример того, как в России складывалась атмосфера братства и самых добрых взаимоотношений между религиозными традициями. У нас не было религиозных конфликтов”.

Владыка Викентий также подчеркнул, что “Царская семья являлась, и является до сих пор примером высокой нравственности, высокой духовности, примером настоящей христианской семьи”: “Во-первых, пронизанная взаимной любовью своих членов, во-вторых, многодетная и такая, где дети очень были хорошо воспитаны. Несмотря на то, что Царь управлял страной и имел много обязанностей по своей государственной деятельности, но он не забывал в то же время и свою семью, и помогал своим детям в их воспитании. Очень большое имеет значение, что он находил время с ними посидеть, почитать духовную литературу, рассказать что-то интересное из жизни православных святых. Вместе ходили в церковь на молитву, Государь способствовал тому, чтобы дети беседовали с Богом, имели живую связь с Богом, и чувствовали от Бога помощь в своих молитвах. Часто бывало, что Цесаревич болел и, конечно, вся семья тогда становилась на горячую молитву, – они чувствовали, что Господь слышит их молитвы, помогает и облегчает страдания их брата и сына”.
Особо владыка отметил глубокую молитву Царственных Страстотерпцев, когда они были в заточении в Тобольске и Екатеринбурге: “По их письмам мы чувствуем их молитвенное предстательство пред Богом, их надежду на Бога и глубокую веру. Несомненно, все это плоды воспитания, которые родители взращивали в своих детях с самого младенчества. Что касается Государя, конечно, это большое терпение, большое смирение, вот эти качества души, как терпеливого христианина, которые он имел в себе в течение всей своей жизни, проявились очень глубоко именно в месяцы заточения”.
“О подлинной вере Царя свидетельствует и то, как приняла Православие его супруга, царица Александра. Для того, чтобы убедить такого человека как Александра, которая уже имеет глубокие убеждения, корни в другой религии и в другой вере, нужно очень хорошо знать Православие, знать различие между Православием и протестантизмом. Государь смог показать красоту Православия в словах своих и в поступках. И это все императрица восприняла с любовью, потому что она была честный, прямой человек и не любила фальши. Поэтому, когда она увидела, что в Императоре Николае не есть только одни слова о Православии, а есть глубокая вера, то она восприняла в своем сердце православие и полюбила его всем сердцем и всей душой своей. И, конечно, она старалась передавать свой опыт, который восприняла от Императора Николая, своим детям”, – добавил архиепископ Викентий.

“Для России прославление Царской семьи имеет очень большое значение, хотя бы потому что Императора Николая II обвиняли во всех тяжких грехах, которые есть на земле и все свалили на него. Долгое время повторяли, что революция свершилась из-за него, из-за того, что он был человеком слабым и неспособным. На самом же деле есть совсем другие причины того, что совершилась такая катастрофа. Благодаря канонизации мы сейчас лучше, внимательнее изучаем историю нашего государства в период правления Императора и расчищаем накопившуюся ложь. Мы все больше понимаем его способность управлять страной, его достижения, то, что он сделал страну нашу величавой и могущественной (…) Сейчас для нас очень важно, чтобы мы, изучая жизнь и деятельность нашего Императора Николая II, могли бы применить в нашей сегодняшней жизни опыт его как государственного деятеля”, – особо подчеркнул владыка.
В заключение беседы архиепископ Викентий также отметил, что отношение к Императору Николаю II в народе меняется к лучшему. “И если в прошлые годы, особенно в годы советского периода, люди порою гордились тем, что здесь, в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме “мы убили Царя”, то сейчас наоборот, люди сознают, что это страшная трагедия”. Однако “те мифы о Царе, которые засели глубоко в сознании нашего общества, те повторявшиеся изо дня в день лживые и неправильные исторические данные о его эпохе все еще тяготеют над нашим народом. И надо очень много еще рассказать, показать документально об этих событиях, чтоб люди это верно понимали”, – подытожил екатеринбургский архиерей.