ИНТЕРВЬЮ
МИТРОПОЛИТА ВЛАДИВОСТОКСКОГО И ПРИМОРСКОГО
ВЕНИАМИНА (ПУШКАРЯ) Игорю Евгеньевичу Смыкову для
ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЫ «РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ»
Игорь Смыков: Дорогой Владыко, недавно в Приморской митрополии находилась чудотворная икона святого Царя Николая II. Не за горами 2017 год – 100-летие лишения Престола святого Царя-Мученика и последовавшего за этим крушения Российской Империи. Но это и год 100-летия явления Державной иконы, теснейшим образом связанной с иконой Царя. И это год 10-летнего юбилея начала крестного хода “Под звездой Богородицы”, который вышел именно из Приморья, из Владивостока 20 мая 2007 года на другой день после дня рождения Николая II и именно с Державной иконой Божией Матери. Мы помним по фотографиям, какие сияющие лица были у приморцев на этом возглавляемом Вами крестном ходе. Владыка, совсем немного остается времени до этих круглых дат. Как православным, среди которых множество особых почитателей святого Царя Николая и Державной иконы, подготовиться к этим юбилеям? Каково значение крестного хода “Под звездой Богородицы”? Какое значение имеют наши молитвы Богородице и Царю для судеб Отечества и нашей земной Церкви?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Прошло сто лет. Оглядываясь назад, перед нами встает бурная история России, в ходе которой была разбита наша великая держава. Был разбит корабль России. Семьдесят лет мы прибывали в страшной темноте, которая появилась после небывалой смуты. Столько миллионов погибло! Наш народ-богоносец стал народом-цареубийцей. Страшное предательство – отступничество от Бога и от своего Царя. Когда стреляли в Царя, Помазанника Божьего – стреляли в самого Бога.
И сегодня мы еще живем с тяжелыми комплексами тех лет. Ведь мы живем еще с комплексами советскими. Многие люди, которые считают себя патриотами своей страны, до сих пор воспевают атеистические времена, поддерживают антихристианскую коммунистическую идею. Даже на Пасху в этом году в городах, за исключением Русского Крыма, были устроены первомайские демонстрации.
Сейчас главное – это покаяние. Покаяться, осознать великий грех всей безбожной жизни, грех всего нашего народа. Надо идти в храмы. Чем больше людей пойдет в храмы с покаянием, тем ближе Россия будет к Святой Руси.
В предстоящий год исполнится сто лет со дня уничтожения Российской империи. С чем прийдем мы к этой печальной дате? Вновь будем создавать баррикады, устраивать цветные революции или прийдем с искренним покаянием?
Сто лет как явлен на Руси Державный образ Божией Матери. В руках у Матери Божией скипетр и держава. И Она зовет своих детей ко Христу. В 2007 году по всей Руси прошел Крестный ход с Державной иконой Царицы Небесной. И лица участников Крестного хода были сияющими. Ведь сама Божия Матерь нас пробуждает и собирает ко Христу. Пробуждает от духовного сна – от безбожия и безнравственности. Ведь Россия спит глубоким сном духовным. Конечно, нужны Крестные ходы, которые освящают пространство, являют в соборной молитве силу Божию. Раньше на Руси были странники, многие люди пешим ходом паломничали к святыням, шли, молились, пели духовные стихи. Это было выражение любви к Богу, к святыням православным, к подвижникам. И крестные ходы были, как на картине Репина, крестный ход с Курской-Коренной иконой. Но до революции не было таких грандиозных крестных ходов, как в 2007 году «Под звездой Богородицы». В той России и не было столь великого греха.
Всегда имеют значение наши молитвы к Богу. Мы обращаемся и к Пречистой Божией Матери. И к Царю-мученику о спасении России. Россия сейчас не в очень хорошем состоянии.
Слава Богу, России Господь дал время укрепиться, собраться с силами – и святыни приносятся, и крестные ходы устраиваются. Скольких людей это духовно пробудило! Сколько людей собралось, когда Пояс Пресвятой Богородицы пронесли! Матерь Божия посещает нас своей благодатию…
Игорь Смыков: Отметив 1000-летие преставления Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира в истекшем году, мы празднуем ныне другой величайший юбилей: 1000-летие русского присутствия на Афоне. Что значит Святая Гора для России, для Русской Церкви, для нас, жителей XXI века?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: В трудные моменты нашей православной жизни мы обращаемся к Афону. Афонские монахи стоят на страже чистоты веры православной. В России всегда, когда возникали какие-то нерешаемые проблемы в церковной жизни, обращались к старцам Афона. Многие в России имели духовников на Афоне. У православных в нашей стране была традиция писать письма духовным наставникам на Святую Гору.
Велико духовное значение Святой Горы. Ведь она как маяк православной жизни. Мы равняемся на афонское монашество, которое твердо стоит в Вере Православной. Там глубочайшие тысячелетние традиции исихазма. Постоянная молитва за весь мир. Ведь Сама Пречистая Божия Матерь избрала этот удел. Преподобный Антоний Киево-Печерский – устроитель первой монашеской обители на Руси – пришел с Афона.
Святая гора – сокровищница христианского мира. Там из Византии сосредоточились святыни христианского мира, шедевры иконописи, древние книги. Для Руси она была тоже этой сокровищницей, из которой мы брали традиции, образцы иконописи, переводные богослужебные книги.
Слава Богу, наш президент побывал там. Он не напрасно туда поехал. Ведь какое прекрасное событие – государственный деятель едет к монахам. И это происходит на фоне нравственного разложения Европы. Нас очень радует, что Владимир Владимирович посетил духовный центр православия.
Игорь Смыков: Православные в ожидании грядущего Всеправославного Собора. Святейший Патриарх и Священный Синод месяц назад предоставили возможность собраться на конференцию, где можно было свободно высказать свое мнение по поводу предстоящего Собора. Вы не смогли тогда прибыть в Москву и принять участие в конференции.
Каково Ваше отношение к Собору, к тем вопросам, касающимся нашей веры, которые вынесены на решение Всеправославного Собора? Как быть православным, которых смущает предстоящее событие?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Конечно, этот собор следовало бы назвать совещанием. Ведь там не ставятся какие-то вселенские вопросы. Это все-таки не такое уж большое событие. И мы убеждаемся в этом, наблюдая, за тем, что происходит на острове Крит.
Мы видим, что там по сути своей никакого собора не получилось. Еще в январе о своем неучастии в этом съезде глав и представителей поместных церквей заявила Антиохийская Церковь. Позднее решили не ехать болгары, грузины. Засомневались сербы. Наконец, отказалась от поездки Русская Православная Церковь.
Кто-то уже говорит, что кроме Константинопольского патриарха Варфоломея эта затея никому не нужна.
Подготовка к этому собранию на острове Крит вызывала много несогласий среди участников – среди поместных церквей.
Ведь вопросы догматики уже решены на семи Вселенских соборах. В Православной церкви существует даже чин Торжества Православия. Есть подозрение, что подготовка встречи на Крите имеет не только церковные, но и политические интересы. Мы видим, какое сильное влияние оказывают на Константинопольский патриархат Соединенные Штаты Америки. И даже в проведении мероприятия на Крите помогают американские специалисты.
Наш Патриарх и Синод приняли очень мудрое решение, отказавшись от поездки делегации Русской Православной Церкви на Крит.
Но даже если в будущем это решение о неучастии в так называемом Всеправославном соборе переменится, для нас особенно важно быть благоразумными, терпеливыми и воздержанными, не быть категоричными и поспешными на суждения. Не разбрасывать анафемы. Никто ведь нас не заставляет принимать еретические отступления от Православной веры. Не будем выступать с призывами к непослушанию и расколу. Господь, да сохранит Свою Церковь от всеразрушающей религиозной смуты. Не дай Бог, чтобы на нашей многострадальной земле вновь начались раздоры, расколы, ереси. Ведь мы всё это знаем, всё это мы проходили, и совсем недавно, после революции семнадцатого года XX века. Сколько там было смутьянов: и обновленцы, и григорианство, и иосифлянство, и оппозиция митрополита Кирилла, и викторианство… Все они спорили между собой, все проклинали друг друга, все доказывали свою правоту, ссылаясь на одни и те же каноны, призывая одних и тех же святых, цитировали одних и тех же Отцов и Учителей Церкви, ссылаясь на одно и то же Святое Евангелие.
И мы, отцы, братья и сестры, если сегодня пойдем тем же путем, — нам просто не будет возможности выбраться из этой страшной воронки религиозной смуты, которая поглотит всех нас на радость и ликование врагов Святой Христовой Церкви и всего рода человеческого.
Не только простые верующие народа нашего, но и наша Церковная власть, архиереи Русской Православной Церкви, – все мы должны быть едины во Христе и непоколебимы в вере нашей, не предавать ее и не давать повода к соблазну и разделению верующих людей, Святой Христовой Церкви.
Игорь Смыков: Недавно Вы выступили с обращением за запрет абортов в нашей стране. Почему, на Ваш взгляд, эта инициатива тормозится нашими законодателями? И какие духовные последствия влечет за собой детоубийство?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Недавно Святейший Патриарх Кирилл призвал к сбору средств на помощь попавшим в трудное положение беременным женщинам и рожденным младенцам. И, конечно, этот призыв нужно поддержать. Ведь мы дошли до такой мерзости, что убиваем своих же детей в утробах матерей. Уже убито столько, сколько Россия не теряла во всех войнах за свою тысячелетнюю историю. Во чреве женщин-славянок не фашистами, а с помощью гинекологов было убито около миллиарда детей. Это великая катастрофа русского народа! Каковы же глубинные причины этой катастрофы?
Да, в первую очередь – отсутствие страха Божия. Ведь если Бога нет, то все дозволено. Антирелигиозная пропаганда привела именно к таким последствиям. Ведь для атеиста, материалиста человек – это всего-навсего биологический мешок, набитый атомами и молекулами, которого можно раздавить как дождевого червяка. А ведь человек – это богоподобная личность, живая душа, безценная в очах Божиих, за которую Господь на Кресте пролил Свою Кровь. А сейчас мы пребываем в забытье, а то и в безумии, докатившись до страшного греха. Мы сильно расслабились духовно, забыв, своего Творца и Создателя.
Сейчас много ведется компаний по борьбе с абортами. Но далеко не часто можно услышать, что аборты – это следствие безбожного образа жизни. Без призывов к истинно христианской жизни, без живых примеров благочестия все эти международные антиабортные движения могут превратиться в простую кампанейщину. Ведь нужно помнить и говорить о том, что аборты – это великое преступление перед Богом, который даровал человеку драгоценное сокровище – жизнь, и вложил в него Свой Божественный Образ! Господь даровал человеку любящее сердце и призвал свое творение к вечному совершенствованию до богоуподобления. Каждая человеческая личность – это тайна, коренящаяся в Любви Бога-Творца, и никто не имеет права покушаться на это Божественное создание.
Запрет детоубийства – это самое элементарное, естественное, что должно сделать сегодня правительство, чтобы остановить самоубийство российского общества.
Россия сейчас в большой опасности! Но мы еще можем остановить эту угрозу своим покаянием и праведной жизнью. Жизнью со Христом и во Христе!
Игорь Смыков: Во Владивостоке торжественно отметили 125–летие посещения Наследника Цесаревича Николая Александровича Дальней России. Какое значение имело это события для судеб края?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Да, мы постарались вспомнить о том великом событии, которое произошло 125 лет назад. Будущий Государь Николай Александрович Романов посетил наш город. У нас прошли праздничные торжества. Был молебен у Триумфальной арки, в которую 125 лет назад вошел Цесаревич, подымаясь по берегу бухты Золотой Рог. Тогда Государь Наследник пробыл во Владивостоке 11 дней. И вот сейчас в наши Царские торжества также 11 дней у нас в городе и в крае пребывала чтимая икона Царя-мученика, принесенная к нам из Москвы.
Посещение будущим Государем Владивостока имело огромное значение не только для нашего города и края. Это событие указало всей России, всему русскому народу путь на Восток. К Тихому океану. Наш народ шел на Восток еще со времен Иоанна Грозного. Но с посещения Государем Наследником Владивостока это движение получило державное благословение уже на берегах Тихого океана. Это движение стало более мощным и упорядоченным. Во Владивостоке Цесаревич заложил основание Великого сибирского рельсового пути. Пути, по которому Россия с новой силой устремилась на Восток. Это было одной из главных целей Восточного путешествия Цесаревича, которое он совершал по воле своего державного отца Александра III. Можно сказать, что путешествие Цесаревича на Восток стало началом нового этапа в обращении России с Евангельским словом к странам Азии. Государь открывал окно в Азию. И делал это для того, чтобы Россия смогла выполнить свою главную миссию – просвещение народов Светом Христовым. Как сказал священномученик Иоанн Восторгов: «мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой».
Когда Николай Александрович взошел на Престол, по его Указу в 1896 году была основана первая монастырская обитель на Дальнем Востоке – Свято-Троицкий мужской монастырь. Это был самый первый Указ Государя Николая II, касающийся монастырей в Российской империи. В 1899 году была открыта Владивостокская епархия.
Не только в Приморье, но и по всему Дальнему Востоку и Сибири, попечением Царя Николая II, расширялось и укреплялось Православие.
На православной идее начался тогда разворот на Восток. Государь воплощал Азиатскую программу. Построен Транссиб, Китайская Восточная железная дорога. Новые порты и города, миллионы переселенцев. Православная Россия прочно вставала на берегах Тихого океана. И вся эта Азиатская программа со всей своей политической и экономической мощью несла на Восток, к непросвещенным народам Азии Свет Христов. Тогда наша дальневосточная политика имела глубокий смысл, основывалась на духовной идее. В своей Азиатской программе Государь прикладывал все усилия, чтобы Россия выполняла свою миссию, миссию православной империи – просвещение народов Светом Христовым.
Игорь Смыков: Ваше Высокопреосвященство, какое значение для судеб Православной России имеет личность Царя Николая II и канонизация Святой Царской Семьи?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Царь Николай II Страстотерпец – светлая личность. Сам образ Царя, его любовь к своему народу, любовь к своей семье – это пример, который очень нужен сегодняшним людям. Личность Царя Николая Александровича Романова – это истинное благородство и аристократизм. Не так много сегодня правдивой литературы о Государе, хотя она очень нужна для воспитания общества. Даже сам портрет Царя Николая Александровича, его святой семьи, вызывает у любого православного человека радость и трепет. Трепет перед святостью. Трепет перед величием самодержавной власти. Мы часто с легкостью рассуждаем о том, какой был Царь Николай II. Даем оценку его личности. И при этом мы забываем, что Царь – это Помазанник Божий. Он несет ответ за свои деяния только перед Богом. А сейчас появляются какие-то люди, которые не просто судят о Государе, но клевещут на него. Недавно стало известно, что снят лживый фильм о Государе. Авторы этого фильма, который называется «Матильда», выносят на широкий экран грязные домысли и сплетни о нашем Царе. Святой Царь-страстотерпец принял мученическую кончину. Однако находятся те, кто продолжают совершать убийство нашего Царя. Это невероятное кощунство должно быть остановлено. Для этого у России есть правоохранительные органы. Ведь такие провокации, связанные с личностью Государя, вызывают гнев и возмущение всего православного народа.
Конечно, большая часть людей почитает Николая II. Даже неправославные люди, представители иных религий, часто с большим уважением отзываются о Царе. Ведь Государя называли Белый Царь. Он был Царем для представителей всех конфессий в Российской империи.
Православный царь, Помазанник Божий является удерживателем мира от зла. Он ведь покровитель и защитник всех христиан и всех добрых людей на Земле.
В 2000-х году Русская Православная Церковь канонизировала святого Царя Страстотерпца и его святую семью. Любая канонизация святого – это радость, это еще один молитвенник на Небе. Тем более канонизация Царя Николая II Страстотерпца. Святые в земле российской просиявшие молятся о нас, а святой Царь Николай II во главе этого сонма.
Игорь Смыков: Известны многие пророчества русских православных святых и духоносных старцев о восстановлении Православной Монархии в России. Верите ли Вы в это?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Я верю в Бога. Да будет Святая Его Воля над Россией, в ее повседневной жизни. И в ее историческом бытии.
Монархия не может быть восстановлена рукотворно. Нам нужно преобразиться, чтобы мы могли жить в православной монархии. Если мы в своей семье не способны жить, как подобает, о какой монархии можно рассуждать. Ведь православная семья – это тоже прообраз государственной монархии.
Монархия – самая лучшая форма правления на Земле. Дай Бог, чтобы мы были достойны ее.
Игорь Смыков: Какая по Вашему мнению, складывается обстановка на Дальнем Востоке России? Какие угрозы Вы видите?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Падение праведности, как и везде…
Дальний Восток, Приморье граничит с азиатскими странами. Здесь нам нужно помнить слова священномученика Иоанна Восторгова. Он высказывал мысль о том, что, если мы прейдем на берега Тихого океана с грозным оружием, то против нас азиатские народы поставят не менее грозное оружие. Если же мы прейдем с Крестом и Евангелием, то мы приобретем эти народы и станем братьями во Христе.
Игорь Смыков: Каковы особенности церковного служения в вверенной Вам митрополии?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Думаю, что Церковное служение Богу везде одинаковое, по всей великой Руси. Но есть, конечно, свои особенности в каждой епархии: в зависимости от ее удаленности от Центра, от количества верующего населения и оставшихся после революционных потрясений храмов, от количества добрых пастырей, включая и архиерея. И от количества сектантов. Все это и многое другое влияет на жизнь епархии и ее стояние во Христе.
На Дальнем Востоке власть Советов не могла установиться до 1922 года. Обозленные упорством белых, красные, когда пришли к власти, постарались уничтожить все церковное: монастыри, храмы, церковные школы… Жизнь церковная здесь угасла надолго. Только в 1991 году возобновилась деятельность Владивостокской и Приморской епархии. Поэтому судите сами, какова особенность церковного служения у нас, сравнивая с жизнью и служением Вашей епархии. Для того, чтобы приобрести церковную утварь в «Софрино» москвичам необходимо полдня, а нам ехать на поезде до «Софрино» семь дней или девять часов на самолете. Книги так же сложно доставлять, как и другие предметы. Вот Вам и особенность служения в нашей епархии.
Игорь Смыков: В современном, быстро меняющемся мире стремительно происходят процессы глобализации, описанные в Откровении Иоанна Богослова. «Сильные мира сего» готовят приход Антихриста. Как православным людям сохранить свою верность Христу?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: На Елеонской горе перед Крестными страданиями Господь Иисус Христос изложил ученикам признаки Своего Второго славного пришествия, нарисовав им словесную картину Страшного суда. В заключении Он сказал: «А что Вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13.37). После этого напутствия Он рассказал им притчу о десяти девах, о горящих светильниках у разумных дев и о потухших у неразумных. Таким образом, Сам Господь отвечает на ваш вопрос. В каких бы тяжелых обстоятельствах мы ни находились, нужно всегда бодрствовать, нужна твердая решимость, необходимо побуждать себя крепко стоять в вере Православной. Стремиться стяжать благодать Божию, чтобы светильник нашей веры не угас. А для этого нам нужно не унывать, горячо молиться и усердно трудиться, призывая на помощь Господа, Помощника и Покровителя. Как это делали тысячи и тысячи мучеников, исповедников, страстотерпцев во все дни жизни Церкви Христовой.
Игорь Смыков: Каково ныне историческое задание России от Бога?
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Формы жизни меняются, а суть ее остается прежней. Всегда во все века главная историческая задача России была одна и та же. Ее от Бога указал нам Великий Равноапостольный князь Владимир Красное солнышко. Крестив языческую Русь в Великой купели Днепра, он указал ей исторический путь и задачу на все времена: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».
Идеалом для Руси Православной всегда был Христос, а идеологией (если можно так сказать) было Православие. Жить во Христе и со Христом – вот наша задача. А спасаясь во Христе, Россия поможет и другим народам вернуться ко Христу.
Игорь Смыков: Дорогой Владыко, Вас очень любят и уважают верные чада Русской Православной Церкви. Просим Вас сказать слово духовного назидания для наших читателей.
ВЛАДЫКА ВЕНИАМИН: Благодарю я Вас, и искренне глаголю. Не заслужил я похвалы народной, ни любви его, ни добра его.
Я такой, как и все, даже хуже всех. Одного хочу, к одному стремлюсь, чтобы с Богом быть и Ему служить. Чтоб людей любить. Да, с пути не сойти и от прелести уйти.
А кто хочет спастись, помни батюшки Амвросия совет: «Живи, не тужи, ни кого ни осуждай, никому не досаждай и всем мое почтение!»
С любовь о Господе
+митрополит Вениамин
Опубликовано в июльском номере православной народной газеты «Русь Державная», Владивосток – Москва, 2016 г.