“ВИР — Уничтожение Русской науки продолжается…”
«Зарплата ведущего научного сотрудника около 8-и тысяч рублей. Зарплата лаборанта — всего 4 тысячи. Старые сотрудники выходят на пенсию или, что чаще, умирают, а новые не приходят. Кто же пойдет работать за такие деньги?!». Это слова ученых ВИРа, наследников тех 14-ти биологов, что спасли легендарную коллекцию от бомбежек, холода, мародеров и крыс в блокаду ценой собственной жизни. На глазах у некоторых из них слезы. Ныне, коллектив ВИРа — это 33 доктора и 105 кандидатов наук. При этом, почти 90% всех его сотрудников люди предпенсионного и пенсионного возраста. Смены практически нет. Время уходит, а ведь для того, чтобы подготовить знающего коллекцию ученого-селекционера нужны годы!
Фактически в отделах уже давно не было даже косметического ремонта. В помещениях, где работают ученые просто опасно садится на стул — может сломаться. Мебель тоже не менялась очень давно. «Нет денег» – говорят в администрации, находящейся в здании напротив. Там, кстати, интерьеры значительно лучше. Правда за счет того, что институт уже едва виден за «навороченными» офисами, коммерческих фирм. Случайно встреченный отдел гороха с коллекцией семян, смотрится настоящей экзотикой среди этого «бизнес-центра».
«Денег нет!» снова и снова слышат ученые от своего начальства. Их нет, на ремонт помещений, где хранится коллекция. Их нет и на ремонт кровли и на новые средства пожаротушения, их нет для того, чтобы хоть как то скрасить оскорбительно бедную жизнь хранителей Национального достояния. При этом прибыль о сдачи в аренду институтских помещений составляет до 9-и млн. рублей ежегодно! Наверное, поэтому, деньги сразу нашлись, когда, возникла идея о привлечении к обслуживанию института так называемой «управляющей компании». Ею стало ЗАО «Балтсервис». Фирма эта, в свою очередь, появилась в ВИРе явно не без помощи одного из основных арендаторов институтских площадей — «Системе-Галс», весьма известной компании, принадлежащей не менее известным московским олигархам, родственникам Лужкова — Евтушенковым. Отметим и то, что один из ее сотрудников — О.А.Горохов, между прочим, психолог или социолог по образованию, по совместительству еще и заместитель директора ВИРа. Что бы это значило? Согласно договору аренды между ВИРом и «Системой-Галс», заключенному в 2008 году, последняя получила в пользование — ни много ни мало — более половины всей площади института. Она же сдается «Галсом» субарендаторам. Вот такая вот наука.
Управляющая же компания, отныне будет обслуживать, как сами эти площади, здания и сооружения института стоимостью свыше 150 миллионов рублей, так и его легендарную коллекцию. Таким образом около 50-ти штатных сотрудников ВИРа — его технический персонал попадают под сокращение. Интересно, что за свою работу увольняемые ныне ВИРовцы получали совокупно около 3-х млн. рублей в год, тогда как, очевидно для «большей рентабельности», приглашенным специалистам ЗАО «Балтсервиса» за тот же срок будет выплачиваться сумма в 8,5 млн. рублей. Где же здесь логика? И, кроме всего прочего, если еще как то можно понять замену уборщиц, рабочих, охранников, то как обойтись без лаборантов — квалифицированных специалистов с университетским образованием. Откуда, в штате так называемой «клининговой» компании, найдутся биологи, способные правильно обращаться и вести работу с семенами растений?
Но и это еще не все. Долгое время не утихает и конфликт между сотрудниками и администрацией ВИРа, по поводу так называемого «Северного поля». А это целых 95 гектар в Царском Селе, которые должны быть отданы под элитное коттеджное строительство. Так решил Президиум Россельхозакадемии, которой принадлежит земля, как учредителю ВИРа
«Бывшие» сельхозугодья, тут же, с легкой руки вице-губернатора А.Вахмистрова внезапно стали зоной малоэтажной жилой застройки, что ясно видно из протокола заседания Правительства Санкт-Петербурга от21 февраля 2007 года. И хотя, в апреле этого же года депутаты ЗакСа попытались было исправить положение, обратившись к самой В.И.Матвиенко и даже провели слушания по теме «Продовольственная безопасность Санкт-Петербурга», где рассмотрели вопрос и о сохранении ВИРовских земель в Царском Селе, воз и ныне там. Причем, весьма основательно.
Сотрудники ВИРа, не найдя защиты в судах, где их просто «гоняли по кругу», написали письмо нынешнему премьеру Путину, где указали на катастрофические последствия для отечественной науки распродажи царскосельских земель, выделенных в свое время, между прочим, для строительства новых лабораторных корпусов ВИРа. Сегодня, опять же — вдруг, выясняется, что «градостроительный регламент этой функциональной зоны не предусматривает возможность строительства здесь административных корпусов ВИР и хранилища мировой коллекции семян». Интересно, а почему, собственно? Может быть потому, что прибыль, быстрая, сиюминутная. а не отложенная, в данном случае составит около 3-млрд. рублей?!
В качестве точек над «i», приведем здесь цитату и заключения экспертного совета по собственности все того же Петербургского ЗакСа: «Без земельных участков для семенного севооборота, осуществление ВНИИР им. Н.И.Вавилова научной деятельности в Санкт-Петербурге, не имеет смысла». Но, как говориться: «Против лома нет приема» и раз уж данные земельные участки отнесены к жилой функциональной зоне, то, что уж тут поделаешь… И как справедливо сказано в особом мнении одного из членов этого самого экспертного совета: «Этот означает, что земельные участки ВНИИР им. Н.И.Вавилова г. Пушкина уходят из ведения Росссельхозакадемии». Эффективный собственник — это наше все. Знамение времени, однако.
Откуда такая робость одних власть имущих и непонятные решения других в казалось бы совершенно ясном вопросе? Даже страшно и подумать…
Зададимся и таким вопросом: а не собирается ли, поедающая прибыль от сдачи в аренду институтских площадей, фирма, осуществить, рано или поздно, самый тривиальный рейдерский захват. Старая и известная всем схема, позволяет «тихой сапой» довести оба корпуса до непотребного состояния, выжив предварительно, из них ученых, затем прикупить по сходной цене данный неликвид, ну а уж там…
Хочется спросить и нынешнего директора ВИРа Н.И.Дзюбенко, сменившего недавно на этом посту известного академика В.А.Драгавцева, о том, чем вызвана необходимость вводить в руководстве института столь «уникальную» должность как заместитель директора по финансам. Она действительно уникальна, в том смысле, что подобной нет более ни в одном научном учреждении РАСХН.
Но, как бы не застила глаза прибыль и возможность ее легкого и скорого получения, неужели не заставит остановиться даже вполне реальная угроза потерять по-настоящему, без кавычек, уникальный коллектив, давший русскому сельскому хозяйству более 70% всех возделываемых культур и сам источник этих успехов — Вавиловскую коллекцию, большая часть которой несомненно погибнет при переезде, утверждают ученые. Для нынешних же «хозяев жизни», специально заметим, что Всемирный банк оценивает стоимость коллекции ВИРа в 8 триллионов долларов США!
И еще: предприниматели, арендующие помещения ВИРа и их клерки будут всегда в любом количестве, а людей, подобных тем, что погибали в блокадном городе, в этих самых стенах, где сейчас нувориши делают свой бизнес, может больше не быть. Может больше не быть и тех, кто многолетним и кропотливым трудом, создавал и создает новые сорта пшеницы, картофеля и других культур. Это должно быть понятно всем, особенно тогда, когда уровень импорта на россиянском продовольственном рынке перевалил уже далеко за 80%. А международная норма, напомним, всего лишь 20%!
ИА “Русские новости”