ВЕЛИКИЙ ПОСТ В КЛАЙПЕДЕ

ВЕЛИКИЙ ПОСТ В КЛАЙПЕДЕ

 

Вступление

 

Современный человек привык рассуждать о духовной жизни, как о чем-то высоком и удалённом от мирских забот. Это и понятно – решая бесчисленные проблемы, становишься своеобразным механизмом для выполнения сложных и важных жизненных обязанностей. И некогда даже задуматься о том, что заставляет этот механизм действовать. Христиане (и не только христиане) знают, что каждое действие имеет духовное начало. Но это теоретическое знание трудно сопоставить с реальной жизнью. Раскрыть свою духовную и упорядочить мирскую жизнь может помочь только церковь. Она делает это с помощью канонических правил и традиций, молитв, постов и праздников. Все это составляет условия проповеди духовно-нравственной жизни. А её участниками становятся люди – мирские, церковные и, конечно, священники. Хочу и я, как служитель православной церкви, в самом начале православного Великого поста, поделиться с вами, дорогие читатели, размышлениями об одном из аспектов духовной жизни нашего города.

 

Объектом этих размышлений станет школа имени русского святого преподобного Андрея Рублёва и православный храм при этой школе. Он посвящён святым мученицам, маленьким девочкам – Вере, Надежде и Любви, отдавшим свою жизнь за Христа, и матери их Софии (переводится как Премудрость Божья), вдохновившей их на этот подвиг и умершей от горя на их могилке.


 

Времена и люди

 

Каждому периоду календарного года свойственны свои особенности. Они накладывают отпечаток на все области человеческого бытия. Служебную, семейную, культурную, социальную и, конечно, прежде всего, духовную.

Время года после Рождества Христова – это не только праздники и будни, но одновременно и подготовка к Великому посту. Церковь настраивает на духовную сосредоточенность – а в миру бушуют страсти. Последние три года они регулярно «обступают» нашу школу и храм, но в этом году особенно ожесточённо. Думается, нет ни одного жителя Клайпеды, который не слышал бы о наших проблемах. Только наивный может поверить, что за ними стоят лишь экономические и правовые сложности. Если бы так – давно уже все было бы решено. Другие кивают на политику. Но, похоже, что наша политика только экономикой и озабочена.

 

Нет, в период подготовки к Великому посту, а тем более в сам пост каждый человек втягивается в процесс духовный. Одни люди сознательно – они изучают Закон Божий и сосредотачиваются в церковной молитве. Другие – бессознательно. Таковые говорят о своей нерелигиозности, но никогда, заметьте, о бездуховности. И всем нам при этом хорошо знакомы страсти: гордость, честолюбие, тщеславие, гнев, сребролюбие – список можно продолжить. Кто-то с ними борется, а кто-то им служит, и многие от этого страдают.

 

Всё это происходит с каждым, сейчас и постоянно, и отражается в повседневной жизни. Сегодня учителям школы и прихожанам храма не трудно заметить действие таковых страстей благодаря нашей прессе. Вот уже два месяца по поводу школы Рублева и храма мучениц одни лукавят, чтобы показаться мудрыми, другие клевещут из-за злобы, третьи выносят свой суд, считая себя лучше и умнее других. Кто-то жонглирует обрывками «жареных» фактов, надеясь на этом подзаработать. Но это в СМИ. Что же делается тогда в душах тех, кто управляет и делает политику!?

 

Приведу только два примера из нашей жизни.

 


 

Городской совет и школа

 

Все знают, что с целью экономии два года назад к школе А.Рублёва присоединили школу «Памарё». Весной 2011 года Городской совет принял решение о сохранении русскоязычных классов в районе «Рыбного порта». Но сразу и навсегда «забыл» про деньги. При обсуждении общественность школы А. Рублёва была заверена, что расходы, связанные с реорганизацией, конечно, будут компенсированы из городского бюджета. А трудности, возникающие из-за объединения двух коллективов (кстати, тогда были трудоустроены более 20 учителей из «Памарё»), городское самоуправление поможет преодолеть. Учителя школы Рублёва, не привыкшие к интригам, смиренно согласились. Не прошло и полгода, как оказалось, что весь недостаток денег – это проблема исключительно нашей школы. А те, кто был тогда в самом центре политических событий и давал эти обещания, теперь рассказывают, что школа в 11-12 учебном году, мол, не экономила. Какие из страстей движут людьми, когда они лукавят, переиначивают очевидные факты? Остаётся только догадываться. Ясно только, что страсти эти весьма сильны, если их невольники вынуждены публично поступаться элементарными законами совести.

 

Храм святых мучениц и городское самоуправление

 

Второй пример о храме мучениц. Все знают, что приход был открыт в помещении школы в 1994 году на всех законных основаниях. Но об этом почти никогда не упоминается. Как не упоминается и о том, что приход всегда поддерживал школу и духовно и материально. И, по сути, он состоит из членов коллектива школы А.Рублёва. Даже самые пожилые люди когда-то учили в ней своих детей и внуков. Не упоминается и о том, что в течение последних 9 лет после окончания договора аренды приход постоянно просил городское самоуправление урегулировать правовые вопросы, связанные с использованием помещения школы. Тот компромисс, который предложило самоуправление города, передавая помещение обществу христианского просвещения «Слово» для прихода, теперь пытаются представить как противоправные действия и школы, и прихода. И конечно сумеют представить, если захотят. Иначе как оправдать свое нежелание видеть храм в школе? Характерно, что это всё делается бескорыстно, даже вопреки прямой выгоде для города. Не за пустующие ли помещения критиковалась школа Рублева!? А приход предлагает за них деньги. Остается только урегулировать те самые правовые отношения. И кто кроме городских властей может это сделать? И почему власти упорно не хотят этого сделать, удовлетворив, таким образом, чаяния многих тысяч православных (и не только) горожан? Любому церковному человеку понятно – и здесь не обходится без действия страстей.


Почему они так ожесточились? Может быть и потому что школа им. А.Рублёва объявила своё намерение создать школу с элементами православного воспитания. Никак это не может устроить родоначальника всякого зла, того, которого не случайно зовут князем мира сего. Правда неверующие в Бога в него тоже не верят. Но мы знаем, что духовная борьба происходит постоянно и повсеместно. И проявляется в самых разных делах – государственных, общественных, личных.

 

Никакими рациональными причинами не объяснить ни ненависть между супругами, ни насилие над детьми, ни войны между единоплеменниками, ни другие нестроения в окружающем нас мире. Поэтому православные не митингуют, а молятся и, в первую очередь, за своих гонителей. Ведь только Бог помогает победить страсти, которые движут людьми. Да, это Он допускает действие страстей. Таким образом Господь разделяет человеческое общество на своих и чужих и спасает верных. И происходит это разделение не насильственно, а через свободный выбор каждого. И выбор, поверьте, каждым человеком будет сделан. Потому, что духовная жизнь – это самая важная составляющая нашего бытия.

 

Человек не может не сделать свой выбор

 

Если человек вне церкви и не религиозен он все равно делает выбор своими делами – нравственными или безнравственными. Однако все мы знаем как трудно бывает не ошибиться.  Церковь может помочь этот выбор сделать сознательным и положительным, привести человека к истинной христианской вере и спасению. Для этого и установлены церковные правила, в частности посты – время сосредоточения и молитвы. Благодаря ним христиане учатся управлять собой, воздерживаться от грехов, совершать по-настоящему добрые дела, побеждая свои страсти. И никак невозможно остаться в стороне от духовной борьбы уже потому, что она происходит в душе каждого человека и постоянно. А Великий пост – это время духовной весны, когда все сокровенное становится явным. Ведь впереди Пасха – победа Христа над смертью.

 

Директор Клайпедской основной школы им. Андрея Рублёва,

настоятель Клайпедского храма свв. Веры, Надежды, Любви и Софии,

благочинный православных храмов Клайпедского благочиния

православной церкви Литвы

протоиерей Владимир Артамонов

 
СтраныЛитва

Ещё похожие новости