Валентин Семенов: “Люди убедятся в мифичности идеи общества потребления”
Петербургский социолог отметил положительные стороны экономического кризиса
Как пишет сегодня “Российская газета”, уже около миллиона россиян, а точнее – 921 тысяча, отправлены в вынужденные отпуска или переведены в режим неполного рабочего время. Такие меры по отношению к своим работникам ввели 1030 предприятий. Неделей раньше “отпускников” было ровно на 100 тысяч человек меньше. Таковы данные еженедельного мониторинга Минздравсоцразвития. Под сокращения за неделю с 4 по 11 февраля попали около 18 тысяч работников. Всего же с начала октября 2008 года были уволены 170 тысяч человек, из них 61 тысяча – трудоустроена, в том числе 30 тысяч – в прежних организациях. Наиболее значительный рост численности официально зарегистрированных безработных за неделю произошел в Республике Татарстан, Костромской, Оренбургской, Челябинской, Вологодской и Нижегородской областях, городе Москве. В целом 11 февраля в службах занятости по стране зарегистрирован 1 миллион 808 тысяч человек. Это на 4,2 процента больше, чем неделей раньше. Слабым утешением может служить лишь тот факт, что неделей раньше темп роста безработицы был еще более высоким – 5,7 процента.
Ранее глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова заявляла, что рост официальной безработицы – не страшный синдром, наоборот, он выводит безработных “из тени”, что дает государству возможность трезво смотреть на ситуацию и принимать более взвешенные решения. Однако эксперты по-разному оценивают рост официальной безработицы. Одни связывают его с выросшим доверием людей к службам занятости населения, с увеличением максимального размера пособия по безработице до 4900 рублей и возможностью подучиться за счет службы занятости, открыть свое дело – все это делает постановку на учет более выгодной. Другие утверждают, что человек никогда не пойдет регистрироваться в центр занятости, стоять в очереди и собирать справки, если уверен в завтрашнем дне. По крайней мере это касается жителей крупных городов. В случае потери работы они предпочитают “крутиться”, разными способами искать варианты, и соглашаются на статус безработного, только если чувствуют безнадежность.
Как отметил В.Семенов, “на улицах стало меньше рекламы, и это, конечно, приятно, промывания мозгов стало меньше – это очень хорошо”. “Когда некоторые офисы сокращают свои штаты, и ненужные работники увольняются – это тоже хорошо. Но вот когда на производстве отправляют на три месяца в неоплачиваемый отпуск – это ужасно”, – подчеркнул ученый.
“Если будет происходить сокращение чиновников, генералов, офисных служащих (так называемого офисного планктона) – это один вопрос, а когда сокращается производство – это уже трагично. Тут опять совершенно неправильная политика. Сокращения должны проходить в непроизводственной области, а промышленность должна работать. Надо строить дороги, предприятия, поднимать сельское хозяйство. Кризис сам по себе двояк. Позитив в том, что люди задумаются о том, что потребительское общество невозможно, что это тупик. На первое место должен быть поставлен производительный труд во всех сферах. Не гламур и глянцевая белиберда, а именно созидательный труд, настоящие нравственные ценности. Мы должны прийти к этому пониманию. А мамона и доллар должны уйти на задний план. На первом плане должен стоять заработок по труду, и это самое главное”, – подчеркнул Валентин Семенов.