В Вильнюсе прошла конференция “Русские Литвы – традиции и современность”
12-го ноября в столице Литвы, в зале заседаний Вильнюсской мэрии (пр. Конституции 3) проходила международная конференция “Русские Литвы – традиции и современность”. Конференция состоялась по инициативе партии “Союз русских Литвы” и Союза русских литераторов и художников Вильнюса “РАРОГ”.
Конференцию открыла заместитель председателя партии “Союз русских Литвы” Лариса Дмитриева. В своём вступительном слове она поблагодарила русские организации Литвы, и всех тех, кто по мере своих возможностей вносит свой вклад в сохранение русскости и национальных культурных традиций, отметив их плодотворную и активную деятельность. Она рассказала о программе сохранения русского культурно-исторического наследия в Литве. Большинство собравшихся здесь в той или иной степени принимали и принимают участие в этой программе, поэтому эта информация звучала в первую очередь для СМИ. Эта программа разносторонняя и в неё входят различные конкурсы, фестивали, выставки живописи и фотовыставки, многочисленные концерты различных направлений. Особенно Лариса Дмитриева отметила серьёзный отряд литераторов и их деятельность. Особо она выделила сотрудничество с духовенством Русской Православной Церкви.
“У русской культуры в Литве – многовековые традиции. Она отнюдь не является здесь, как некоторые пытаются утверждать, чем-то искусственно привнесенным извне. Об этом надо помнить, это наши корни”, – сказала Лариса Дмитриева. “Русская культура в Литве может гордиться богатым прошлым, достойным настоящим, а ее будущее зависит от нас”, – добавила она и в заключении выразила уверенность, что вместе мы преодолеем все трудности.
Первым на конференции с докладом выступил абсольвент докторантуры Института истории Академии наук Литвы, магистр истории Варшавского университета Валерий Иванов, он рассказал об историческом сотрудничестве и переплетении русского и литовского народа корнях русских Литвы и неразрывной этой связи.
“Впервые слово “Litva” упоминается в 1009 г. в Кведлинбургских анналах. Учёные всё ещё спорят, где на картах отметить место гибели католического монаха-миссионера св. Брунона. (В связи с этим и появилась данная запись). Однако вполне определённо дохристианскую “Литву” зафиксировали древнерусские летописи, описавшие походы на эти земли киевского князя Ярослава Мудрого в 1040-41 годах. Он продолжал строительство русской государственности – Киевскую Русь, – начатое с крещения Руси в 988 году князем из Рода Рюриковичей – Владимиром Ясное Солнышко. После распада государства Киевская Русь на отдельные княжества, где правили князья из великокняжеского рода Рюриковичей, определение “Русь” осталось на средневековых картах. В летописях, указаны территории их владений: Полоцкая Русь – по Двине; Червонная (Красная) Русь – в верховьях Вислы; Белая Русь – в верховьях Немана (она и сейчас там), а между реками Нарев и Неман, вплоть до Вильна и Лиды – Чёрная Русь. На всех этих территориях жили славяне – кривичи. Они говорили на старорусском языке. В его основе индоевропейский язык санскрит. Рядом и восточнее жили племена, говорившие на угро-финском языке. Об этом свидетельствуют топонимы” – так началось выступление Валерия Иванова.
В своей речи он рассказал очень много интересных фактов, которые сейчас в угоду правящим партиям, либо замалчиваются, либо заменяются до противоположных. “Апофеозом политических и военных успехов Витовта стала Грюнвальдская битва 1410 года (Жальгитрис). В ней были побеждены захватчики крестоносцы. В сражении важным было полное взаимопонимание между собой воинов смоленского и других полков. Все они говорили на старославянском языке. Чего нельзя сказать о собранных из разноязычной Европы рыцарях – крестоносцах”, – так сказал Иванов о Жальгирисской битве (в этом году праздновалось её 600-летие, но практически нигде не упоминались русские полки, благодаря которым эта битва и стала великой победой, а не роковой трагедией).
Также Валерий Иванов поведал и об употреблении кириллицы в письменности: “Кириллицей на старорусском языке издревле писались все основополагающие юридические документы Великого княжества Литовского. Среди них три Литовских Статута: 1529 года (регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права.), 1566 года (отражал социально-экономические и политические изменения в государстве) и 1588 года, он действовал на территории Великого княжества Литовского до середины 19 века. На старорусском языке, кириллицей оформлены документы Литовской метрики – государственного архива Великого княжества Литовского 15 – 18 веков (около 600 книг)”. Большая часть его выступления была посвящена тому, что Литва изначально была православной и большая часть, даже в католическое время были православными и имели русских жён.
Далее, с не менее интересной речью выступил настоятель Никольской церкви, Протоиерей Василий Новинский. Он рассказал об историческом развитии Православия в Литве и о всех периодах, как благоприятных, так и очень тяжёлых, что только под влиянием Польши Литва стала католической. “Когда произошло усиление Литвы и власть великого князя литовского Витаутаса распространилась на часть Белой и Чёрной Руси, когда было образовано Великое Княжество Литовское, то где-то на 2/3 состояло из православных. Государство называлось не только Великое Княжество Литовское, но и Русское”, – сказал отец Василий.
Опираясь на археологические исследования Кернавы, отец Василий напомнил, что в древней столице Литвы в 11-12 веках жили православные, поскольку их хоронили ногами в на восток, как хоронят именно православных. Также он добавил: “подсчитано, что со времени крещения Литвы, около 60 литовских князей были православными, а также, что важно, 16 русских православных княжон стали жёнами литовских князей”.
“За годы русских княгинь были построены Пятницкая и Никольская церковь, а также Пречистенский собор. А в целом, со времени крещения Литве было 14 больших и около 8 меньших (типа часовен) православных церквей. В настоящее время в Вильнюсе 8 православных церквей, можете сравнить”, – рассказал Протоиерей Василий. “Было время, когда Православная церковь тут состояла из семи епархий. Сейчас в Литве одна епархия, 49 храмов, один молитвенный дом, имеется 46 священников, 7 дьяконов, один мужской монастырь и один женский”, – рассказал отец Василий.
Следующей с докладом выступила директор музея Александра Сергеевича Пушкина в Вильнюсе Татьяна Михнева, она рассказала о музее Пушкина, его прошлом и настоящем. Большая часто выступления была посвящена творчеству русских литераторов Литвы.
Рассказала Татьяна Михнева о проведении множества конкурсов и проводимых творческих вечерах и о проектах, которые за 4 года, что она является директором музея, позволили ему ожить, но тем не менее музей переживает трудные времена и призвала кто чем может помочь музею, как одному из основных очагов русской культуры в Литве.
О русских учёных Литвы рассказал на конференции следующий выступающий – председатель Русского Собрания Литвы Валентин Ефимов. Также, в очень интересном докладе, он рассказал о многих выдающихся учёных, так или иначе связанных с Литвой или Россией.
Доктор гуманитарных наук Елена Бахметьева рассказала о творческих связях русских и литовских деятелей культуры, особую роль уделив театру. Эта речь также была неповторима, можно бесконечно слушать человека искренне любящего Русскую культуру и искусство, прекрасно разбирающегося и переживающего за них всем сердцем.
В заключение конференции выступили вильнюсские художники и фотохудожник Зубаков Валерий Анатольевич, который очень интересно рассказал об истории зарождения фотографирования и как это становилось искусством. Рассказал он о лучших фотохудожниках прошлого и о том, что происходит сейчас. Кроме того, его фотографии были представлены на выставке, что находилась в коридоре, перед входом в зал заседаний Вильнюсского самоуправления. Каждая из этих фотографий была из разрядов шедевров.
Подвёл итоги конференции председатель партии “Союз русских Литвы” Сергей Дмитриев, отметив пожелание: “Как красиво было названо “Союз русских писателей” и “Союз Русских Литвы”, я хотел бы сказать вам об этих союзах, о той необходимости единения нас всех с вами, соотечественников – всех тех, кому дорога русская культура, должны внимательно и серьёзным образом отнестись к этому единению, потому, что вот, что, что вы сегодня выступали, всё было так продумано и красиво, собран великолепнейший материал, и название конференции говорит, что русские традиции современности. Но современность увы сегодня отбирает душу, которую вы вкладываете, потому что подача информации о мероприятиях, фотографии и литература, всё проходит как-то поверхностно и наши бедные ребята, дети которые сидят за компьютерами они получают только ту толику, чисто информационный объём, но на самом деле, вот того материала, той духовности, той души, они к сожалению сегодня не получают. И мы это с вами видим. Я хочу вас призвать, что бы вы не иссякали в своих добрых, хороших начинаниях, продолжали вот эту деятельность, пусть она на первый взгляд кажется и не благодарной, потому, что за это никто больших гонораров не платит, всё проходит очень скромно, мало где это освещается. И я призываю, что бы вы не разочаровывались, что бы продолжали. Я полагаю, что совместно с вами, вот, как политик, я могу сказать, что мы с первых дней своего существования, 15 лет тому назад, мы за основу взяли приоритеты, которые сегодня пытаемся совместно с вами выполнять. То есть, это сохранение языка, это сохранение нашей великой культуры, это социальные вопросы и забота о наших будущих подрастающих поколениях. Что бы всегда та гордость, которая сегодня в мире озвучена, вот именно за Русскую культуру, она была и до сегодняшнего дня и в будущем сохранялась как можно больше”.
В заключении Сергей Дмитриев поблагодарил всех за участие, за то, что откликнулись и неравнодушие к сохранению и развитию культуры, а также он пожелал дальнейших творческих успехов.
После конференции участникам прочли свои стихи поэты Эльвира Поздняя и Сергей Лавров.
Стоит отметить, что ещё перед началом конференции состоялось открытие выставки произведений современных русских художников Литвы, среди которых: Владимир Пустовой, Сергей Исаков, Мария Павлова, Николай Степкин, Валерий Лебедев. Современные художники и фотограф Зубаков Валерий выставили лучшие свои труды, и с удовольствием рассказывали о своём творчестве и картинах. По мнению участников конференции, творчество современных русских художников Литвы “разносторонностью русского духовного наследия” придает особый оттенок палитре культурной жизни страны. “Оно служит делу сближения и взаимопонимания живущих в Литве представителей разных народов, вероисповеданий и культурных традиций”, – сказала Дмитриева.