Site icon ИА Русские новости

В Москве простились с Анатолием Кляном, оператором Первого канала, который погиб под Донецком


Сегодня мы простились с нашим коллегой, оператором Первого канала Анатолием Кляном. Он погиб, выполняя профессиональный долг под Донецком.
Сорок лет работы на телевидении. Смена эпох, распад государств, горячие точки и стихийные бедствия. Всё это – на видеокадрах, которые снял Анатолий Сергеевич, и которые теперь остались в истории. Сегодня он впервые был не автором, а героем репортажей всех телеканалов. В роковую ночь на 30-е июня оператор Клян делал то же, что и всегда – работал. Смертельно раненный, он до последнего мгновения не выпускал из рук камеру. Указом Президента Анатолий Сергеевич Клян посмертно награждён орденом Мужества. Мы все любили и ценили нашего дядю Толю. Сегодня провожая его плакали и женщины, и мужчины.
Те два часа, что длилось прощание, к телецентру “Останкино” постоянно шли люди. У входа в студию выстраивалась очередь. В ней были те, кто работал с Анатолием Кляном бок о бок, почти каждый день, и те, кто не был знаком, но понимал, с каким риском связана профессия. Жизнь нашего оператора оборвалась на юго-востоке. Пуля, выпущенная украинскими силовиками, ранила смертельно.
“Он никогда не жаловался ни на жизнь, ни на то, что приходится работать в трудных условиях. Обсуждали всегда: поедем, дядь Толь? Там же опасно, стреляют. Он: конечно, поедем, о чём разговор? Прорвёмся! И он до последнего времени всегда прорывался”, – рассказывает корреспондент Первого канала Олег Шишкин.
“Безотказный! Я даже не хочу говорить о его профессиональных качествах, все скажут, что это был профессионал величайшего класса. Все видели эти кадры, когда он, умирая, снимал и беспокоился за эту съёмку”, – говорит корреспондент Первого канала Алексей Сонин.
В студии, где прощались с Анатолием Кляном, на большом экране он улыбался с фотографий. Ему было 68. В командировку в Донецк вызвался сам. Когда украинские власти запретили въезд в страну мужчинам из России младше 60, он шутил про преимущество возраста.
В ночь на 30 июня съемочная группа попала под обстрел, когда готовила репортаж. Он всегда был за кадром, но тогда другой оператор снял, как уже раненый Анатолий Клян все равно не выпускал камеру из рук. Сегодня он был удостоен высокой награды. Посмертно.
“Мы с Толей были лично знакомы. Абсолютная тактичность, вежливость, чувство глубочайшего достоинства, высочайший профессионализм и редкие человеческие качества. Он очень много сделал для страны. Президентом подписан указ о награждении Анатолия орденом Мужества. Страна его будет помнить. Мы его будем помнить всегда. Нам будет его очень не хватать”, – сказал первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Алексей Громов.
“Он 40 лет проработал на Первом канале. Был одним из патриархов новостной журналистики. Он прошёл столько горячих точек. Он заменил наших пропавших коллег в Югославии. Он был в Чечне, он был в Ираке, он был в Сирии, и всегда возвращался живой и невредимый”, – сказал генеральный директор ОАО “Первый канал” Константин Эрнст.
У него остались жена, двое детей, внук. В редакции, где он проработал почти всю жизнь, все эти дни непривычно тихо. Для многих Анатолий Клян, или, как мы его называли, дядя Толя, был не только коллегой, но и другом.
“Захват воинской части был, перестрелка, выбрали, где можно встать, и дядя Толя мне говорил: “Ты отойди, у меня камера всё равно”. В этом был весь он”, – рассказал корреспондент Первого канала Евгений Лямин.
“Толя ровно тот оператор, с которым было не просто приятно, не просто надежно, с ним хотелось работать. И даже, наверное, работа была не главное. Толя – человек, с которым было приятно, интересно и нужно было общаться, от него можно было учиться”, – сказал корреспондент Первого канала Антон Степаненко.
“Мне буквально вчера наши коллеги, которые делают национальную медицинскую премию “Призвание”, рассказали, что Анатолий Сергеевич пришёл к ним, сел напротив и попросил помочь водителю, с которым он в тот день ехал на съёмку, потому что у водителя очень болела спина и он про это не говорил, Толя это увидел и спросил его. Водителя положили в ЦИТО, все у него хорошо”, – рассказал директор Дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Клеймёнов.
Среди пришедших на траурную церемонию были и коллеги с других каналов.
“Это ужасно, это первая война, где не пригождается тот опыт, который имеют наши мэтры телевидения, потому что на этой войне нет правил. Это первая война без правил”, – говорит ведущий программы “Вести” Андрей Кондрашов.
“Здесь никого не может, увы, из наших корреспондентов, операторов, инженеров уберечь ничто. И это самый тяжёлый, наверное, моральный груз, который лежит на каждом из нас, на тех, кто отправляет туда эти съёмочные группы, понимая, что ничего другого делать не сможет”, – сказал гендиректор ВГТРК Олег Добродеев.
Те, кто смотрели на ужасы войны его глазами, сквозь объектив камеры, обычные зрители сегодня тоже сопереживали трагедии.
“Я не знала Анатолия Сергеевича и пришла сюда, потому что не могу не прийти и не поклониться. Я украинка. Мне очень стыдно. Простите, пожалуйста! Мы вами гордимся!” – сказала жительница Укроины.
Анатолия Кляна хоронили с воинскими почестями на Троекуровском кладбище. Его могила – рядом с журналистами ВГТРК, тоже погибшими на войне на юго-востоке.
Мальчишка, который поднимет камеру Анатолия Кляна, – его внук. Он сейчас учится на оператора. Об этом сегодня рассказала его бабушка, жена Анатолия Кляна. Он очень похож на своего деда. И в этом для нас есть что-то символическое – мы еще увидим знаменитые кляновские кадры или в кино, или на телевидении. Смена поколений, которая из-за пули, выпущенной украинским военным, стала большой трагедией для всех нас – семьи, друзей, коллег нашего любимого оператора Анатолия Сергеевича Кляна.

Exit mobile version