В Москве вечером в четверг пройдет премьерный показ фильма Сергея Бодрова “Монгол” про ранние годы великого завоевателя Чингисхана.
“Я давно хотел снять историю про великого завоевателя, который сам определил свою судьбу” – признался в интервью РИА Новости Бодров.
“Еще ребенком он сделал ряд поступков, которые круто поменяли его жизнь. Отец повез мальчика выбирать невесту в племя меркитов, из которого когда-то похитил мать Чингисхана, но сын выбрал девушку из другого клана. Союз с меркитами не состоялся, отца отравили, а сам Чингисхан, тогда еще Темуджин, попал в рабство. Но, вернувшись через много лет свободным воином, он все-таки женился на своей возлюбленной Борте, ставшей, несмотря на четырех жен и большое число наложниц, его главным помощником и советчиком до конца жизни”, – объяснил режиссер.
По его словам, “главной целью походов Чингисхана стало желание обеспечить своим многочисленным детям мир и покой”.
“Я изучил практически все серьезные исследования, которые были посвящены этому периоду. Но ближе всех мне оказались идеи Льва Гумилева”, – добавил Бодров.
Он рассказал, что найти актеров на главные роли оказалось очень непросто: “Мы пересмотрели более двух тысяч человек, пока не остановились на известном японском актере Таданобу Асано и монгольской студентке-журналистке Хулан Чулуун”.
Съемки картины, проходившие в Китае, Монголии и Казахстане, потребовали привлечения больших ресурсов.
Самой дорогой и масштабной сценой фильма стало сражение между Чингисханом и его названным братом Джамухой (звезда китайского кино Сун Хон Лей). Эта кинобитва обошлась в 2 миллиона долларов, а ее репетиции заняли два месяца.
“Мы снимали эту сцену на севере Китая, так как там живут казахи, монголы и уйгуры, которые, в отличие от китайцев, умеют ездить на конях. Каждый съемочный день статиста с лошадью стоил примерно 20 долларов – большие деньги для Китая. Потом мы потратили еще 1,5 миллиона долларов на то, чтобы на экране, при помощи компьютерной графики, эта тысяча человек превратилась в 40-тысячную армию”, – вспоминает Бодров.
Всего работа над фильмом заняла четыре года и обошлась в 15 миллионов евро – сумму по российским меркам достаточно значительную. Впрочем, режиссер утверждает, что “найти деньги оказалось не слишком сложно”.
“Порядка 1 миллиона нам дало государство; 50% бюджета – инвестиции кинокомпании “СТВ” и компании “Андреевский флаг”, еще 20% дали германские компании, и 20% – Казахстан”, – рассказал он.
“Любопытнее всего, – добавляет режиссер, – получилось с Казахстаном. Меня позвали заканчивать картину “Кочевник”, когда я уже работал над “Монголом”, – съемок еще не было, но было понятно, что в предполагаемые 10 миллионов долларов мы не укладываемся. И мне удалось договориться с Казахстаном о финансовой поддержке моего собственного проекта”.
Бюджет фильма “Кочевник”, вышедшего в прошлом году и ставшего самым затратным кинопроектом в казахской истории, оказался гораздо больше, чем у “Монгола” – он составил около 40 миллионов долларов.
Мировая премьера “Монгола” состоялась 8 сентября на международном кинофестивале в Торонто.
За прокатную судьбу картины Бодров-старший спокоен: “Еще до начала съемок картину купили более чем в 20 странах – во Франции, Италии, США, Мексике, Бразилии, Австралии. Интерес к этой фигуре огромен, а после того как в США пару лет назад появилась видео-игра “Чингисхан”, об этом военоначальнике теперь в Америке знает каждый школьник”.
“Кроме того, – напоминает режиссер, – наш фильм – классическая love-story, которая будет востребована во всем мире. Собственно, в Америке его и купили как историю о любви”.
“Как ни странно, самый сложный рынок – Россия. В нас слишком живуч образ Чингисхана как великого злодея. После пробных демонстраций картины мне зрители говорили: интересно, но зачем про этого монгола фильмы снимать?”, – рассказывает Бодров.
“А то, что Александр Невский – приемный сын хана Батыя, и, что не будь татаро-монголов, мы бы все были католиками и говорили не по-русски, об этом мало кто помнит. Ведь правильно сказал классик: “Поскреби русского, а там татарин или монгол”. У меня, кстати, тоже есть татарская кровь”, – говорит он.
Между тем 30 августа на российские экраны ограниченным прокатом вышел еще один фильм на ту же тему – на сей раз японский, режиссера Шиничиро Саваи. Он называется “Чингисхан”, и его бюджет был в 10 раз больше, чем у “Монгола”.
Также закончились съемки в Монголии двухсерийной картины “По велению Чингисхана”, режиссером которой выступил министр культуры и духовного развития Якутии Андрей Борисов.
Премьера этой картины, производство которой пока обошлось в 10 миллионов долларов, намечена на апрель. В батальных сценах приняли участие 300 солдат регулярной монгольской армии и 50 каскадеров.