Наблюдатели ОБСЕ рассматривают все, что разрушила украинская армия. А это жилые дома, детские сады, школы. Наблюдатели уже заявили, что среди пораженных бомбами и снарядами объектов – нет ни одной военной цели. А местные жители сумками приносят им осколки мин, собранные в квартирах, и окровавленные детские игрушки.
Господин Виттруп излучает спокойствие. Район Южный в воронках от снарядов, стены иссечены осколками. Как раз вечером обычно окраины обстреливают. Но наблюдатель от ОБСЕ появляется на публике без бронежилета.
“Мы не надеваем бронежилеты, чтобы лишний раз не нервировать людей, и показать, что мы не пытаемся спрятаться, пока они не защищены”, – сказал наблюдатель ОБСЕ Кай Виттруп (Дания).
Впрочем, эти успокоительные демонстрации не очень работают. Жители окрестных домов на грани истерики. Женщины рассказывают, как снаряды взрывались на детских площадках, а соседей на их глазах увозили в морг.
В южном районе Мирный горожане окружают наблюдателей. Накануне квартал накрыла волна снарядов. Цветы – на месте, где погиб молодой отец. Он закрыл собой коляску с двухмесячным сыном, спас его ценой своей жизни. Горожане просят передать в Киев окровавленную плюшевую игрушку, а еще – груду осколков. Такие теперь есть во многих квартирах. Это оболочки, как утверждают горожане, от реактивных снарядов установки “Град”.
Когда перестанут гибнуть мирные жители – на этот вопрос наблюдатель ОБСЕ ответить не может. Только пытается успокоить горожан. Но не очень получается. Защита в функции миссии ОБСЕ не входит, объясняет Кай Виттруп. По его словам, нужны не эмоции, а факты. Для этого миссия ОБСЕ и прибыла в Луганск после 10-дневного перерыва. Представители 3 стран – Дании, Франции и Болгарии – объяснили, что приехали из-за обострившейся обстановки в регионе.
“Наша задача – чтобы все 57 членов ОБСЕ получили факты. Потому что появляется очень много слухов. И все страны, включая Россию, Украину, США и европейские страны, знали, что здесь происходит на самом деле”, – говорит наблюдатель ОБСЕ Кай Виттруп (Дания).
Это официальная цель визита. Есть и другая, говорят представители самопровозглашенной Луганской народной республики. Как сообщил руководитель пресс-центра ЛНР Владимир Иногородский, есть версия неофициальная – “чтобы мы выпустили 25 человек из состава военнослужащих, находящихся в аэропорту”.
Бои за аэропорт идут не первую неделю. Сейчас его контролируют украинские силовики. По разным данным, их на территории несколько сотен. Кто те 25 военных, которых, по словам ополченцев, требуют вывезти представители ОБСЕ, господин Виттруп не объяснил и вообще явно растерялся когда услышал вопрос.
Журналист: Вы уже проводили встречи по поводу вывода украинских военных?
Кай Виттруп: Думаю, вам лучше задать этот вопрос силам ополчения.
Журналист: Но как вы прокомментируете эту информацию?
Кай Виттруп: Наша задача – в таких ситуациях выступать посредником, чтобы противоборствующие стороны наладили диалог.
Удастся ли сторонам наладить диалог, можно судить по командировке в Славянск. Кай Виттруп был в числе наблюдателей, которые прибыли в полуразрушенный город.
Журналист: Каковы результаты вашего визита в Славянск и какие меры были предприняты после ваших докладов?
Кай Виттруп: “Мы были в составе первой международной команды наблюдателей, которая вошла в Славянск, когда бои уже закончились. И мы доложили о своих наблюдениях. Здесь мы хотим сделать то же самое”.
Докладывать о наблюдениях наблюдатели ОБСЕ в свою штаб-квартиру начнут в ближайшие часы. Но повлияют ли их отчеты на ситуацию в Луганске, большой вопрос.
Так или иначе, горожане уже оценили работу миссии ОБСЕ в Луганске. На протяжении всего маршрута, по которому передвигались наблюдатели, не было слышно ни одного взрыва и выстрела. Поэтому жители города с одобрением приняли новость о том, что миссия пробудет в городе 10 дней, и обратились к наблюдателям, чтобы они почаще выходили на улицы.
Впрочем, надежды на тишину рухнули быстро. Через несколько часов после инспекции обстрел жилых районов возобновился. Несколько взрывов прогремело и в соседнем квартале от гостиницы, где расположились наблюдатели.