В Литве вслед за снижением зарплат будут уменьшены и пенсии
Судя по всему, Литва пойдёт по следам Латвии в отношении пенсий. Зарплаты госслужащих, да и вообще бюджетников сокращаются практически с каждым месяцем, впрочем, правительство Литвы и не отрицало, что будут происходить эти меры. А, вот, что-что, а выделяемые на младенцев средства, декретный отпуск в 2 года и пенсии они заверяли, что трогать не будут. Впрочем, литовское правительство то и дело опровергает свои собственные заверения месячной, а то и двухнедельной давности. Уже сокращены вдвое выплаты на младенцев, в два раза сокращён материнский отпуск, теперь правительство подобралось к пенсиям. Первый шаг сделан – пенсионный возраст увеличен до 65-ти лет, как мужчинам, так и женщинам (ранее женщины выходили на пенсию в 60, а мужчины в 62,5 года). К тому же уже ходят разговоры, что через пару лет пенсионный срок будет вновь увеличен, просто решили слишком сильно не шокировать граждан и не лишать надежд выйти на пенсию. Однако, что касается пенсий, то их объём позволяет с учётом подорожавшего в 2,5 раза отопления в полной мере оплачивать коммунальные услуги, а, ведь, хоть изредка нужно что-то поесть, да и лекарства пенсионерам нужны, а они как ни как в Литве одни из самых дорогих в ЕС.
Премьер Литвы Андрюс Кубилюс клялся, что не станет трогать пенсии. Однако на минувшей неделе, по словам BNS, Кубилюс уже не был столь уверен. Он уже готов “обсуждать” вопрос снижения пенсий: “Я не говорю, что надо снижать, но надо обсуждать все варианты, а их немного. Есть только уменьшение и увеличение расходов. В уменьшении расходов уже легких расходов нет”.
Международный валютный фонд (МВФ) предлагает Литве снизить фискальный дефицит двух лет еще на 7 млрд. литов. По словам премьера, чтобы этого добиться, “легких решений не будет”. “Предлагают добиться консолидации публичных финансов до 7% ВВП, это значит – надо снизить дефициты ближайших нескольких лет примерно на 7 млрд. литов”, – сказал Кубилюс. “Нам надо определиться, будем ли мы серьезно заниматься своими финансами, даже если нам придется прибегнуть и к болезненным методам. Отдельными небольшими методами, не затрагивая существенных расходов и части доходов, многого не добьешься”, – сказал премьер.
Кроме того, уже решено ещё раз повысить НДС, в этот раз на 2% с 19 до 21%. Это в то время как в Литве и так катастрофически снизилась покупательская способность.
Между тем критики экономической политики литовского правительства указывают на совершенно другую тактику, которую применяют в условиях кризиса западные страны. Так, например, Франция на минувшей неделе, устами своего президента, заявила, что было бы безумием увеличивать налоги, уменьшать зарплаты в условиях, когда потребление и так упало, от чего останавливаются предприятия. Президент Николя Саркози, несмотря на дефицит бюджета, превышающий 7%, принял решение найти деньги не за счет налогов, а за счет займов. Кроме того, повышается минимальная зарплата во Франции. Однако, по мнению оппозиции, консерваторы Литвы не слышат взывания к разуму и загоняют экономику страны в бездну. Вместо того, чтобы одалживать деньги и поощрять потребление, позволяя экономике стать на ноги, они увеличивают налоги, уменьшают зарплаты и, значит, потребление, увеличивая количество обанкротившихся предприятий и безработных.
Оппозиция предлагает всего лишь – взять кредит в МВФ и вернуть налоги и акцизы на уровень, который был до прихода к власти Кубилюса. Этот путь не многим лучше. Снижать налоги и акцизы до прежних уровней, конечно же, надо, но от кредита в МВФ необходимо воздержаться. Во первых, Литва не имеет ни малейшего шанса взять кредит на тех же условиях, что и Франция (да и на условиях Латвии тоже не удастся взять), а во вторых – это будет многовековое кредитное рабство, при отсутствии перспектив как-то рассчитаться по долгам. Единственным способом “рассчитываться по долгам” был бы заём ещё больших и больших сумм. Кроме того, всегда для получения кредита, МВФ выдвигает требования по существенному снижению социальных расходов, в том числе и пенсий.
Не могу сказать, кто из них более бездарен как экономист, физик по образованию Кубилюс, юморист, пианист, медик и прочие гуманитарии, в том числе и юристы. Беда в том, что экономистов как таковых в Литве практически нет (исключение составляет Юлиюс Весялка) ни в Сейме, ни в правительстве. Есть несколько финансистов, но нет большей беды, когда экономикой управляет финансист, поскольку он уверен, что высочайший специалист в экономике, но на самом деле, его сфера – финансы, а в экономике как таковой он дуб-дубом. По сути, финансист в экономике разбирается не многим больше бухгалтера. Это будь-то автор-разработчик литовских экономических “реформ” Альгирдас Шемета или Российские Кудрин или Греф.
Экономический кризис прибалтийских стран абсолютно логичен и он в любом случае произошёл бы, “мировой экономический кризис” всего лишь ускорил процесс на год, максимум, два. Весь недавний экономический рост прибалтийских стран был связан только с одним – лёгкой доступностью дешёвых кредитов (в основном в шведских банках) как для юридических, так и физических лиц. С резким сокращением выдачи кредитов, рухнули и экономики прибалтийских государств. Прибалтийские страны находятся в ЕС в наихудших климатических условиях, ну а географическое положение (соседство с Россией) они талантливо использовали против себя. В итоге, всё производство, в том числе и сельское хозяйство полностью уничтожены. Хоть что-то производить в этих странах – убыточно. Литва, даже, бесценную Игналинскую Атомную Электростанцию в конце этого года превратит в могильник, это при том, что износ её не так уж и велик, даже без модернизации она прослужила бы лет 30, не говоря о не достроенном и замороженном 3-м реакторе, который должен был быть по сути самым современным в СССР.
В итоге, за 7 лет членства в ЕС, Литва осталась не то, что полностью голой, но и по горло в долгах. Выйти из кризиса ничего не производя невозможно, а что-то производить не даст Польша, не говоря о других странах ЕС. В итоге, у Литвы есть только один путь выхода из бездонного кризиса – выход из ЕС и, как минимум, налаживание очень дружеских отношений с Россией, вплоть до вхождения в её состав. Для осознания этого Литве понадобится примерно десяток лет беспросветного кризиса. Но и Россия должна встать на русский исторический путь развития и максимально оградившись от загнивающего глобализма – возродить своё производство. Иного выхода нет, ни для Литвы, ни для России.