Site icon ИА Русские новости

В Литве проходит выставка фотографий православного священника Павла Волынцевича (1875-1962) “Жизнь сквозь стекло негатива”

В Литве проходит выставка фотографий православного священника Павла Волынцевича (1875-1962) “Жизнь сквозь стекло негатива”

 

Священник Павел Волынцевич (1875-1962).

 

В Литве проходит выставка фотографий православного священника Павла Волынцевича (1875-1962) “Жизнь сквозь стекло негатива”. На привезённых из Белоруссии старинных фотографиях посетители выставки увидят будни православных приходов, быт духовенства первой четверти 20-го века.

 

Протоиерей Павел Волынцевич родился в 1875 году в местечке Большая Брестовица Гродненской губернии. Окончил Виленскую духовную семинарию, служил псаломщиком, настоятелем церкви, инспектором воскресных школ. С декабря 1904 года по 1947-й был настоятелем Свято-Николаевской церкви в деревне Узмёны (Миорский район). После этого служил в Собакинцах, Крево, Шерешево и Волоковыске, где и умер в 1962 году.

 

Открытие выставки состоялось 14-го декабря в городе Шальчининкай. Здесь, в центре культуры города Шальчининкай (ул.Вильняус 48) выставка будет проходить вплоть до 23-е декабря. Вход на выставку бесплатный.

 

После окончания действия выставки в Шальчининкай, она пройдёт и в других городах Литвы: Висагинасе, Клайпеде и Вильнюсе.

 

Экспонаты в Литву из Белоруссии привёз настоятель Свято-Тихоновского храма Шальчининкай, иерей Олег (Приставко). Организовал проведение выставки в Шальчининкай Православный Свято-Тихоновский приход и лично священник Олег Приставко. Открыл выставку кандидат богословия, ведущий редактор белорусского духовно-просветительского журнала “Врата Небесные”, преподаватель минского духовного училища Виктор Попов.

 

Виктор Попов ответил на вопросы главного редактора ИА “Русские Новости” Ярослава Мошкова:

 

Виктор, расскажите об экспонатах этой выставки.

 

Ведущий редактор журнала “Врата Небесные”, преподаватель минского духовного училища Виктор Попов.

 

Наша выставка специально организована для того, чтобы познакомить современников с удивительным наследием священника и фотографа Павла Волынцевича. Уникальность этой выставки прежде всего в том, что аналогов в истории мировой фотографии, когда священнослужитель еще одновременно был и фотографом, пусть фотографом-любителем, но фотографом со своим уникальным стилем, своим очень богатым наследием, нет. Во-вторых, уникальность нашей выставки в том, что сохранность стеклянных негативов столетней давности фактически стопроцентная. Коллекция сохранилась, что тоже представляет собой уникальный случай. В-третьих, вот эта фотолетопись охватывает 60 лет жизни священнической семьи, прихода, служения священника, потому что первая фотография датирована 1900-м годом, а последняя – 1959-м. Всего удалось найти, собрать и идентифицировать более 300 фотографий протоиерея Павла Волынцевича. Здесь на выставке у нас представлено 82 фотографии, которые охватывают шестидесятилетний период. В-четвертых, необычность этой выставки в том, что она создана добровольцами, энтузиастами, которые нашли эти фотографии, сделали все полностью за свой счет. Это минские коллекционеры Дмитрий Серебрянников и Игорь Сурмачевский, а так же известный белорусский фотограф Владимир Сутягин. Они, к сожалению, не смогли приехать. Они очень меня ждут. Когда вернусь в понедельник,  расскажу, как все прошло, покажу фотографии. Может быть, в дальнейшем, когда выставка будет экспонироваться в Вильнюсе, мы приедем уже в полном составе, а сейчас для посетителей будет показан фильм с выступлением «крестных отцов» выставки. Они за свой счет, на свои деньги все это сделали и сами восстановили и вернули из небытия историю семьи, имя фотографа, благодаря исследовательской работе, которую провели, потому что первоначально все происходило таким образом, что просто в руки коллекционерам попали старые негативы. Неизвестно какие, неизвестно какого фотографа. Когда попытались установить, кем был фотограф, удалось выяснить, что это был священник Павел Волынцевич. Удалось найти его внучку Людмилу Сергеевну, которая сейчас в Минске. С Божией помощью жители Белоруссии из Минска и других городов, видели эту выставку. Мы с большой духовной радостью показываем ее в Литве.
 

Как у коллекционеров оказались эти негативы?

 

Они были выставлены на продажу. Негативы были найдены на старом чердаке дома в Волковыске – городе Гродненской области, где хранились на протяжении многих столетий, а уцелели они, как потом уже оказалось, благодаря прихожанке отца Павла. Она сохранила эти старые ящики со стеклянными негативами. Они где-то лежали в старом доме на чердаке и кто-то нашел эти старые негативы, их перепродали коллекционерам и на рынке, где коллекционеры меняются старинными вещами они выплыли. Уже после того, как Дмитрий и Игорь заинтересовались историей Павла Волынцевича, они искали каким-то образом эти негативы и покупали их через своих гродненских коллег. Это почти детективная история. Удалось это все спасти и собрать воедино.

 

1 августа 1916 года будущий Патриарх Тихон посетил его приход. Сохранились ли снимки?

 

К сожалению, снимков не сохранилось. На фотографиях П.Волынцевича есть владыка Елиферий вместе с ним, духовенство Виленской епархии первого десятилетия двадцатого века. Вот на этой фотографии отец Павел крайний справа. Это, как раз, духовенство Виленской Епархии 1910 года. Это матушка Вера, супруга отца Павла.

 

Сколько еще негативов подлежит восстановлению?

 

Около 300 фотографий. Только треть фотографий была показана.

 

Они тоже выставлены для зрителей?

 

Нет. Пока только эти.

 

Они наиболее интересные?

 

Да, наиболее интересные. Конечно, есть снимки, которые сохранились не очень хорошо, у них есть дефекты. Когда познакомились с Людмилой Сергеевной, оказалось, что у нее в семейном альбоме сохранились некоторые фотографии, которых не было в коллекции негативов. Со стеклянных негативов при помощи компьютера сканировали и воспроизводили эти фотографии.

 

Я вижу, что здесь запечатлена не только жизнь прихода, но есть быт светской жизни, есть и просто художественные фотографии.

 

Да, вот сельский магазин, в который они ходили. Продавщица за прилавком. 53-й год, видим портрет Сталина. Очень интересная фотография.

 

Расскажите про отца Павла, его личных интересах.

 

Он был фотографом-любителем, то есть он фотографировал для себя. Батюшка всю жизнь увлекался фотографией. Он в 1900-м году купил аппарат, причем мы пытались выяснить, где он его купил и какой у него был аппарат. Есть кое-какие нюансы. Он мог его купить, например, в Вильно или в Минске. Сами оригиналы фотографий сохранились в форме стеклянных негативов и фотопластин уже позднее. Они находятся у нас в Минске в частной коллекции белорусских коллекционеров, о которых я уже упоминал. Батюшка был человеком разносторонних взглядов. Например, на нашей афише изображена очень интересная фотография. На ней запечатлен момент, когда люди через темное стекло смотрят на затмение солнца. Вот, как говорили раньше – «темный» народ, «темные» священники. Батюшка увлекался астрономией. Он выписывал все журналы. Есть фотография, где он читает журнал «Наука и жизнь» в 50-е годы. По воспоминаниям семьи, у него была огромная библиотека. К сожалению, она сгорела в пожаре в начале 50-х годов. Он писал картины маслом, писал иконы, вел дневник, но, к сожалению, он тоже погиб. Отец Павел хранил газетные вырезки, интересовался разными вещами, то есть он был человеком образованным, с широкими интересами. Например, мы видим у матушки рояль, фикус, много книг, а ведь это маленькая деревня, сельский дом, маленький приход. Это люди, которые несли очень глубокую, интересную и самобытную культуру. Фотографии тем и ценны, что они открывают перед нами и духовный мир людей того времени, потому что фотограф – священник, и быт людей того времени. Видите, здесь небольшой контраст – чтение, музицирование, довольно высокий уровень домашней культуры и простой труд, к которому приучали детей и которым не брезговали сами. Они изображены с граблями, за чисткой картошки, консервированием огурцов. Эту выставку, которая привезена сюда, по благословению Православной Церкви Белоруссии, впервые организовали в Белоруссии. Она выставлялась не только в Минске, но и в других городах, а в Литву мы ее решили привезти ради восстановления исторической справедливости, ведь все-таки корни батюшки и матушки именно из этих мест, они здесь жили.

 

 

 

Виктор Попов

ответил на вопросы главного редактора ИА “Русские Новости” Ярослава Мошкова:

 

Виктор, расскажите об экспонатах этой выставки.

 

Ведущий редактор журнала “Врата Небесные”, преподаватель минского духовного училища Виктор Попов.

 

Наша выставка специально организована для того, чтобы познакомить современников с удивительным наследием священника и фотографа Павла Волынцевича. Уникальность этой выставки прежде всего в том, что аналогов в истории мировой фотографии, когда священнослужитель еще одновременно был и фотографом, пусть фотографом-любителем, но фотографом со своим уникальным лицом, своим очень богатым наследием, нет. Во-вторых, уникальность нашей выставки в том, что сохранность стеклянных негативов столетней давности фактически стопроцентная. Коллекция сохранилась, что тоже представляет собой уникальный случай. В-третьих, вот эта фотолетопись охватывает 60 лет жизни священнической семьи, прихода, служения священника, потому что первая фотография датирована 1900-м годом, а последняя – 1959-м. Всего удалось найти, собрать и идентифицировать более 300 фотографий протоиерея Павла Волынцевича. Здесь на выставке у нас представлено 82 фотографии, которые охватывают шестидесятилетний период. В-четвертых, необычность этой выставки в том, что она создана добровольцами, энтузиастами, которые нашли эти фотографии, сделали все полностью за свой счет. Это минские коллекционеры Дмитрий Серебрянников и Игорь Сурмачевский, а так же известный белорусский фотограф Владимир Сутягин. Они, к сожалению, не смогли приехать. Они очень меня ждут. Когда вернусь в понедельник,  расскажу, как все прошло, покажу фотографии. Может быть, в дальнейшем, когда выставка будет экспонироваться в Вильнюсе, мы приедем уже в полном составе, а сейчас для посетителей будет показан фильм с выступлением «крестных отцов» выставки. Они за свой счет, на свои деньги все это сделали и сами восстановили и вернули из небытия историю семьи, имя фотографа, благодаря исследовательской работе, которую провели, потому что первоначально все происходило таким образом, что просто в руки коллекционерам попали старые негативы. Неизвестно какие, неизвестно какого фотографа. Когда попытались установить, кем был фотограф, удалось выяснить, что это был священник Павел Волынцевич. Удалось найти его внучку Людмилу Сергеевну, которая сейчас в Минске. С Божией помощью жители Белоруссии из Минска и других городов, видели эту выставку. Мы с большой духовной радостью показываем ее в Литве.

 

Как у коллекционеров оказались эти негативы?

 

Они были выставлены на продажу. Негативы были найдены на старом чердаке дома в Волковыске – городе Гродненской области, где хранились на протяжении многих столетий, а уцелели они, как потом уже оказалось, благодаря прихожанке отца Павла. Она сохранила эти старые ящики со стеклянными негативами. Они где-то лежали в старом доме на чердаке и кто-то нашел эти старые негативы, их перепродали коллекционерам и на рынке, где коллекционеры меняются старинными вещами они выплыли. Уже после того, как Дмитрий и Игорь заинтересовались историей Павла Волынцевича, они искали каким-то образом эти негативы и покупали их через своих гродненских коллег. Это почти детективная история. Удалось это все спасти и собрать воедино.

 

1 августа 1916 года Патриарх посетил его приход. Сохранились ли снимки?

 

К сожалению, снимков не сохранилось. На фотографиях П.Волынцевича есть владыка Елиферий вместе с ним, духовенство Виленской епархии первого десятилетия двадцатого века. Вот на этой фотографии отец Павел крайний справа. Это, как раз, духовенство Виленской Епархии 1910 года. Это матушка Вера, супруга отца Павла.

 

Сколько еще негативов подлежит восстановлению?

 

Около 300 фотографий. Только треть фотографий была показана.

 

Они тоже выставлены для зрителей?

 

Нет. Пока только эти.

 

Они наиболее интересные?

 

Да, наиболее интересные. Конечно, есть снимки, которые сохранились не очень хорошо, у них есть дефекты. Когда познакомились с Людмилой Сергеевной, оказалось, что у нее в семейном альбоме сохранились некоторые фотографии, которых не было в коллекции негативов. Со стеклянных негативов при помощи компьютера сканировали и воспроизводили эти фотографии.

 

Я вижу, что здесь запечатлена не только жизнь прихода, но есть быт светской жизни, есть и просто художественные фотографии.

 

Да, вот сельский магазин, в который они ходили. Продавщица за прилавком. 53-й год, видим портрет Сталина. Очень интересная фотография.

 

Расскажите про отца Павла, его личных интересах.

 

Он был фотографом-любителем, то есть он фотографировал для себя. Батюшка всю жизнь увлекался фотографией. Он в 1900-м году купил аппарат, причем мы пытались выяснить, где он его купил и какой у него был аппарат. Есть кое-какие нюансы. Он мог его купить, например, в Вильно или в Минске. Сами оригиналы фотографий сохранились в форме стеклянных негативов и фотопластин уже позднее. Они находятся у нас в Минске в частной коллекции белорусских коллекционеров, о которых я уже упоминал. Батюшка был человеком разносторонних взглядов. Например, на нашей афише изображена очень интересная фотография. На ней запечатлен момент, когда люди через темное стекло смотрят на затмение солнца. Вот, как говорили раньше – «темный» народ, «темные» священники. Батюшка увлекался астрономией. Он выписывал все журналы. Есть фотография, где он читает журнал «Наука и жизнь» в 50-е годы. По воспоминаниям семьи, у него была огромная библиотека. К сожалению, она сгорела в пожаре в начале 50-х годов. Он писал картины маслом, писал иконы, вел дневник, но, к сожалению, он тоже погиб. Отец Павел хранил газетные вырезки, интересовался разными вещами, то есть он был человеком образованным, с широкими интересами. Например, мы видим у матушки рояль, фикус, много книг, а ведь это маленькая деревня, сельский дом, маленький приход. Это люди, которые несли очень глубокую, интересную и самобытную культуру. Фотографии тем и ценны, что они открывают перед нами и духовный мир людей того времени, потому что фотограф – священник, и быт людей того времени. Видите, здесь небольшой контраст – чтение, музицирование, довольно высокий уровень домашней культуры и простой труд, к которому приучали детей и которым не брезговали сами. Они изображены с граблями, за чисткой картошки, консервированием огурцов. Эту выставку, которая привезена сюда, по благословению Православной Церкви Белоруссии, впервые организовали в Белоруссии. Она выставлялась не только в Минске, но и в других городах, а в Литву мы ее решили привезти ради восстановления исторической справедливости, ведь все-таки корни батюшки и матушки именно из этих мест, они здесь жили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоятель Свято-Тихоновского храма Шальчининкай, иерей Олег (Приставко) и редактор журнала “Врата Небесные” Виктор Попов.

 

Автор фотографий: Ярослав Мошков, ИА “Русские Новости”.

Exit mobile version