В Германии начали понимать. «Мы зря воюем с Олимпиадой и «прорусской Украиной», теряя симпатии русских»
Основная идея автора состоит в том, что весть тот негатив, обвинения и умышленная дискредитация нашей Олимпиады (признано даже, что фото сломанных унитазов и улиц в разрухе были-таки сделаны в Австрии, а вовсе даже и не в Сочи), которые обрушили на Россию западная пресса, общественность и официальные лица, в итоге не помогут бороться с «путинизмом», а наоборот, даже усилят его. Поскольку фактически подтверждают мысль о том, что вокруг России не друзья, а враги. И значит, — что Россия должна быть сильной, независимой, и ей нет смысла искать дружбы «западных партнёров». Потому что они все равно при любой возможности стараются её лишь унижать и отталкивать.
Удивительное невмешательство
Продолжив эту мысль, можно добавить, что история с Украиной сыграла такую же роль. То, что за разговорами о сотрудничестве и диалоге в международной политике всегда стоит лишь свой интерес, теоретически понятно всем. Но когда «войну интересов» объявляют вдруг не в какой-то там гипотетической Сирии или Ливии, а прямо у наших границ, и не просто совершенно нагло и беспардонно, а ещё при этом сопровождая это каким-то беспримерным лицемерием о «невмешательстве во внутренние дела» — в добрую волю «партнёров» как-то перестаёшь верить.
Вот типичный пример — новый председатель внешнеполитического комитета бундестага, представитель ХДС Норберт Рёттген говорит 14 февраля в интервью Deutsche Welle следующее: «Россия однозначно способствовала обострению ситуации на Украине своим нажимом в то время, когда Киев стал склоняться в пользу подписания соглашения об ассоциации с ЕС. И в сегодняшней ситуации, при которой Янукович — самая большая проблема Украины, его самого и лиц из его окружения, находящихся у власти, российское правительство продолжает поддерживать». При этом «Никто не имеет права влиять на Украину, руководствуясь собственными политическими интересами. Евросоюз уважает такие принципы, так же должна поступать и Россия. Право на самоопределение неприкосновенно». Корреспондент спрашивает парламентария — но ведь в понедельник, 17 февраля, канцлер Ангела Меркель примет в Берлине Виталия Кличко и Арсения Яценюка, не означает ли это, что правительство ФРГ делает ставку именно на них, поддерживает Кличко и Яценюка? А вот и нет! «Я считаю очень важным подчеркнуть, что Германия не вмешивается во внутренние дела Украины и что «немецких кандидатов» не существует. Это, кстати, и не пошло бы им на пользу. Вместе с тем я считаю правильным, что мы ведём диалог с украинской оппозицией и двумя её признанными представителями. (…) Это не попытка вмешаться во внутренние дела Украины, а стремление Германии содействовать поиску преодоления кризиса в стране». Как говорил главный афорист российской политики, тут вам не здесь.
Надо сказать, что конкретно Германия теряет имидж в истории с Украиной в глазах россиян куда больше, чем США. Американцы уже давно имеют репутацию агрессивной империи и «мирового полицая номер один», и она их ничем не смущает. Все доктрины о применении мягкой силы публикуются официально, работа американских НКО по внедрению демократии и собственных представлений о будущем идёт масштабно и абсолютно открыто, печеньки раздаются, авианосцы выдвигаются. Эти люди знают, чего они хотят, и совершенно этого не стесняются.
С Германией всё по-другому. Хотя сейчас очевидна ведущая роль Германии в ЕС, роль агрессора немцам в силу понятных исторических причин совершенно не нужна. Они даже в военных операциях НАТО стараются отказываться от прямого участия в боевых действиях — можно вспомнить историческое голосование по ливийской резолюции Совбеза ООН №1973, когда Германия воздержалась и не проголосовала «за». Кстати, и в 2003 году немцы отказались участвовать в военном вторжении в Ирак.
Это совершенно не означает, что Германию не интересует максимальное расширение ареала своего влияния. Конечно, интересует. Но в большей степени экономического. Хотя довольно значительная часть немецких политиков, экспертов, не говоря уже о СМИ, заняты критикой России по вопросу пресловутых ценностей и прав человека, в Германии достаточно и тех, кого Россия интересует как выгодный экономический партнёр и кому для этого совершенно не требуется учить русских, как им жить (хотя стань Россия более вестернизированной — они тоже будут рады, поскольку это просто улучшит бизнес-перпективы). В России, как известно, тоже существуют не просто доверие к немецкому качеству и порядку, но и вообще парадоксальные, с учетом исторического контекста, симпатии к Германии — так, опросы ВЦИОМ показывают, что эту страну (в отличие от США) россияне воспринимают как одну из наиболее дружественных России в мире.
Кто и зачем разбудил призраков
Увы, ситуация на Украине может сильно подпортить и так в последнее время переживающие не лучшее время предпосылки нормального соседства. Вполне вероятно, что немецкие НКО на Украине занимались пропагандой исключительно европейских ценностей, толерантности и прочих благ. И вовсе не они тренировали боевиков-расистов, взращивали антисемитов и способствовали героизации нацистских преступников. У всех свои роли. Действительно, в технологии «право-левых» операций подготовка фашиствующих отморозков главными кукловодами отводится другим инстанциям.
Но в глазах простых людей граждане с лозунгами «Бей жидов и москалей», портретами Бандеры и Шухевича и стихами про белую расу вызывают прямые исторические ассоциации. И не с американцами. А когда Германия начинает ассоциироваться с поддержкой украинских неонацистов, в сознании и русских, и украинцев «пиво, вольксваген и футбол» мгновенно меняются на портрет эсэсовца. Меняются с соответствующими эмоциями. Собственно, восток Украины «проснулся» именно в силу этого. Поднять кого-то лозунгом «долой евроассоциацию» трудно — в конце концов, это и правда вопрос личного выбора, ну хочет кто-то в Европу, имеет право. И защищать нынешнюю власть там тоже вряд ли кого-то тянет всей душой — претензий к ней у всех немало. А вот «Защитим Родину от фашистов!» — это лозунг совершенно другой, если так можно сказать, энергоемкости. Можно обратить внимание, что на «антимайдановских» украинских сайтах именно так и описываются события — «отбита атака фашистов на нашу администрацию», создаются разные антифашистские организации и так далее.
На одном из видео с Майдана боец Беркута говорит: «За нами Москва. Надеюсь, эти мои слова поймут правильно». Знают ли в сегодняшнем Брюсселе, что значит для любого жителя пост-советского пространства слова «За нами Москва»? Судя по многим действиям еврочиновников, заподозрить их в большой исторической образованности сложно. А вот те, кто режиссировал революцию на Украине, знают. И прекрасно знают, что, вытащив из гроба истории такие скелеты, можно создать нужную концентрацию взаимной ненависти для начала гражданской войны и раскола страны.
И вот на фоне этой реинкарнации образа исторического врага Германия продолжает поддерживать украинскую оппозицию, приглашать её лидеров в Берлин и грозить санкциями, идя в русле общеевропейского вектора. Советник президента РФ Сергей Глазьев на днях, выступая на секции Московского экономического форума, посвященной евразийской интеграции, отметил, что эти усилия — «политический психоз». «Такие огромные усилия предпринимают ЕС и США, чтобы оказать давление на украинские власти с целью оторвать Украину от нашего интеграционного процесса, при этом все расчеты, которые мы делаем, однозначно показывают, что для Украины это будет катастрофа, — заявил он. — Но их это абсолютно не волнует, они игнорируют те экономические позитивы, которые Украина получает от интеграции с нами. Политический психоз, который сегодня испытывают по поводу Украины власти США и Евросоюза, полностью перекрывает здравый смысл. Тратятся гигантские деньги, чтобы настроить украинскую политическую элиту против России с чудовищными негативными экономическими последствиями».
Правда, в Европе уже не могут больше закрывать глаза на правых украинских радикалов. И их в Берлин не приглашают. И даже периодически призывают войти в правовое поле. И вообще, как-то неудобно оказалось, когда среди подопечных борцов за демократию обнаружились ребята со свастикой. Которые к тому же, как выяснилось, имеют претензии не только к «жидам и москалям». Но и к полякам (что уже очень сильно взволновало Польшу). А также предлагают перекроить карту ещё нескольких соседних государств. Всё это несколько отличается от плана мирной демократизации, который бы предпочли европейцы. Замешательство ЕС для старших товарищей из Вашингтона и могло стать причиной эпохального «Fuck the EU».
Партнёрство без вестернизации
Превращает друзей во врагов и оголтелая критика российской Олимпиады, которая в немецких СМИ предшествовала её началу. Однако теперь тон несколько сменился. Несколько дней назад в Spiegel Online была опубликована статья «Олимпийские игры в Сочи: однобокое злорадство Запада», где автор пишет: «Грязь, которая выливается на Сочи, затрагивает не только Путина. Она обрушивается на всю Россию. (…) Россия больше не понимает окружающий мир, и причина — не в России. В Сочи проходит большой праздник. А мы похожи на гостей, которые весь вечер пьют газировку и злословят о хозяйском унитазе: «Ха-ха, вот тут русские опять опозорились».
С более глубокими мыслями выступили 14 февраля в газете Die Welt бывший министр ФРГ по экономике и труду Вольфганг Клемент и директор Восточного института в Висмаре профессор Андреас Штайнингер. В статье «Шанс на перезагрузку?» они пишут о том, что в то время как политики и представители общественности ФРГ последние годы беспрестанно критиковали ситуацию с правами человека в России, немецкие экономические круги жаловались, что подобная критика вредит торговым отношениям. В свою очередь российская сторона «становилась все более самоуверенной и порой высокомерной, тем самым предоставляя поводы для критики со стороны Запада» (интересно, а какой ещё реакции иностранные коллеги ожидали в ответ на бесконечные нападки? ) Эксперты признают, что международные проблемы сегодня нельзя решить без участия России, а тем более вопреки ей, и что для немецкого бизнеса важно, чтобы немецкие политики налаживали нормальные отношения с Россией. Но самые интересные и разумные слова в этой статье другие. Вот они: «В конечном итоге важнее всего, наконец, принять Россию такой, какая она есть. Её невозможно изменить извне. Поэтому не имеют никакого смысла попытки постоянно напоминать России о наших собственных представлениях о морали и демократических ценностях и навязывать их ей. Но вместе с тем это не должно быть препятствием для открытого и надежного партнерства с этой страной».
Как ни странно, мысль о том, что нападки на Россию приведут только к её самоизоляции и развороту на Восток, отчего Западу будет только хуже, высказывал уже главный американский «антисоветчик» Збигнев Бжезинский. В своей вышедшей 3 года назад книге «Стратегическое видение. Америка и кризис глобальной власти» автор, ранее не стеснявшийся мечтать о расчленении России и называть её «черной дырой», призывает Запад активнее дружить с Россией, сделав её частью так называемого «Большого Запада». А точнее, даже «Большого Севера». «Россия должна стать членом Евроатлантического сообщества. Россия — это европейская страна и должна быть его частью».
Однако, в отличие от вышеупомянутых немецких экспертов, в бжезинской версии Россию не предлагается принимать as is. В евроатлантический большой проект может войти лишь вестернизированная Россия. А вот то партнёрство, которое импонирует немецким прагматикам и которое Германии постоянно предлагает сама Россия и Путин — без поучений, с какими ценностями кому жить — и результатом чего могло бы быть усиление сотрудничества России и Германии, основанное на желании немецкого бизнеса получать прибыль, участвуя в модернизации России и осваивая ее рынки, — Бжезинский называет прямой угрозой концепции «Свободной и единой Европы», гарантом которой выступают США.
Как видно, «не отталкивать» Россию разные игроки на Западе хотят из самых разных соображений. Но как бы не оказалось поздно. Ведь в отличие от экспертных мнений, антироссийская медийная истерия в связи с Олимпиадой и то, как европейцы действуют на Украине, наглядно и массово демонстрирует совсем другие установки. Когда люди видят в свой адрес неуважение, оскорбительные поучения, откровенную ложь и злорадство, да к тому же ещё и политическое поведение, вызывающее ассоциации уже не только с холодной, но и с настоящей войной — не надо удивляться, что в глазах россиян Запад будет всё больше иметь имидж врага. И это при том, что в России всегда позитивно относились к Европе, и даже самые отъявленные славянофилы никогда не преуменьшали роль Европы в мировой истории, науке и культуре.
Сегодня вовсе не Россия портит исторически сложившиеся шансы для здорового сотрудничества. Россия, напротив, недоумевает. А европейским соседям, и в первую очередь Германии, стоит подумать — чего же они все-таки хотят? И будет ли это в их интересах — «назло маме отморозить уши» и ради бессмысленной антироссийской риторики лишить себя возможности выгодного партнёрства с восточным соседом.